Одним из наиболее активных членов экуменического движения при Константинопольской патриархии, без сомнения, является архиепископ Американский Иаков, который еще со времен патриарха Афинагора регулярно участвует во всех экуменических акциях. В церковных кругах он широко известен своим провокационным модернизмом, классическим примером которого является сделанное им в 1967 г. заявление, где высказывается мысль о необходимости появления «нового Христианства», основанного на совершенно иных понятиях и определениях [1]. Он принимает активное участие во всех религиозных движениях и регулярно участвует в экуменических «богослужениях» не только вместе с представителями конфессий христианской ориентации, но и с буддистами, мусульманами и иудаистами.
Архиепископ Иаков и папа римский Иоанн Павел II
Многие наверняка помнят визит патриарха Димитрия в Америку, когда в мемориале Линкольна было устроено грандиозное экуменическое представление (своего рода синкретический спектакль) под названием «Ecumenical Doxology of Peace» (Экуменическое славословие мира), в котором, кроме патриарха Димитрия, митрополита Халкидонского Варфоломея (нынешнего патриарха) участвовали: хозяин торжества архиепископ Иаков, кардинал Хики, архиепископ Вильям Киллер, один из епископов епископальной «церкви», лютеранский епископ, представители ВСЦ, верховный раввин США, директор исламского центра имам Фейзил Хан, представители армянской церкви и другие приглашенные.
Архиепископ Стилиан на суперэкуменическом «богослужении, с участием
не только католиков и протестантов, но даже и язычников!
Римско-католический кардинал читал Евангелие, а греческий православный хор спел «Аллилуйя». Затем читали молитвы протестанты, хор пел тропарь Пятидесятницы и наконец, раввин прочитал один псалом, а мусульманский имам, с необычайным вдохновением, отрывок из Корана. Этот «праздник» завершился исполнением «Будет Имя Господне благословенно отныне и до века». Совместные молитвы, чтения Евангелия, Псалтири и Корана сопровождалось многоголосьем смешанного хора, а также инструментальным оркестром с обязательным участием органа, который все чаще становится элементом церковного декора во время богослужений в греческих церквах Константинопольской патриархии в Америке. Архиепископ Иаков прославился подобными представлениями, которые стали регулярно устраиваться в Америке. Известно также его глубокая убежденность в том, что Церковь не должна быть привязанной к традициям прошлого, равно как и не должна жить какой-то своей, особой жизнью. По мнению архиепископа Иакова, это продиктовано духом времени. Свои взгляды он считает несовместимыми с Православием, тем самым сводя Православную Церковь до уровня еретической секты. Движимый своим авангардным гипермодернизмом, греческий первоиерарх американского континента выдвинул идею создания храмов, которые он назвал недогматическими, где представители разных вероисповеданий могли бы поклоняться невидимому Богу, «который обозначен не догмами, но любовью». Очевидно, что речь идет о ложном божестве, излюбленном в антихристианской ереси «агапизма» [2].
Вторым лицом в Константинопольской патриархии является возглавляющий Австралийскую архиепископию архиепископ Стилиан Харкианакис. Подобно американскому архиепископу Иакову, этот иерарх известен целым рядом своих претенциозных теологических заявлений, которые уже не один год соблазняют верный народ Австралии и вызывают серьезные конфликты между Константинополем и Иерусалимом. Среди этих печально известных высказываний – Рождественское послание верным 1988 г., где открыто высказывается мысль о греховности человеческой природы Иисуса Христа [3]. Подобное еретическое утверждение осуждалось на Пятом и Шестом Вселенских Соборах. Еще раньше, а именно 9 октября того же года, выступая по второму каналу австралийского телевидения архиепископ Стилиан выразил эту же греховную мысль.
Передача, в которой принимали участие представители разных религий, была посвящена обсуждению богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа». В то время как многие участники теледебатов осудили скандальный фильм, архиепископ открыто заявил, что ничего богохульного в этом произведении лично он не усматривает [4]. Безусловно, каждый имеет право на собственное мнение, но когда такое мнение выражает духовный пастырь миллионов православных христиан – в послании ли, или с телеэкрана – дело обстоит гораздо серьезнее. К сожалению, по сей день всякий протест против подобных фактов практически оказывается задушенным молчаливой поддержкой Константинополя [5]. Следствием такого положения, сложившегося в результате открытого экуменизма и административной тирании со стороны официальных представителей греческой Православной Церкви стало то, что в последние годы все больше молодых австралийцев греческого происхождения ищут спасения в церквах, находящихся под другой юрисдикцией. В Австралии существует довольно многочисленная греческая диаспора, представляющая достаточно мощную в экономическом отношении силу, поэтому Константинополь активно стремится к установлению полного контроля над духовной жизнью живущих на этом далеком континенте греков. Попытки Иерусалимской патриархии предоставить грекам возможность беспрепятственного перехода под каноническую греческую юрисдикцию привели к возникновению серьезных разногласий между Константинополем и Иерусалимом, о которых мы еще будем говорить.
1. Интересен фрагмент «вдохновенной» проповеди этого иерарха: «Нам необходимо освободиться от эллинистических идей, которые веками владели христианской религией и ничего не значат для современного человека, и заменить их другими. Нам необходимо совершенно новое Христианство, основанное на иных понятиях и определениях (we are in need of a New Christianity, based on entirely new perceptions and definitions), поскольку, когда мы говорим Высшее Существо в значении Бог, молодежь нас не понимает. Учение о Логосе, как воплощении Бога Логоса в личности Иисуса Христа, а особенно догмат о Святой Троице и ее свойствах и всемогуществе сегодня не пройдут, поскольку новые достижения превзошли старые эллинистические идеи. Мы не можем учить [людей] тому христианству, с которым мы сами когда-то познакомились...» (New York Times 25.9.67).
2. В соответствии с материалами газеты «The Hellenic Chronicle» от 8 июля 1993 г., бывшие президенты США господин Картер и господин Рейган из любви и уважения по отношению к архиепископу Иакову начали кампанию по сбору десяти миллионов долларов на основание«Фонда архиепископа Иакова». Эти деньги будут переданы Национальному совету христианских церквей Америки и ВСЦ и направлены на развитие экуменической деятельности. Фонд будет финансировать встречи теологов и глав различных юрисдикций, имеющие целью объединение церквей. Особое внимание будет уделяться финансированию богословия и молодых посланников церквей, которым в дальнейшем готовятся серьезная роль в экуменическом движении. Так архиепископ Иаков удостоился «чести» при жизни стать свидетелем образования фонда, носящего его имя.
3. Архиепископ Стилиан в своем послании открыто утверждает, что в начале своего пути Христос был якобы грешен и достиг бесстрастия постепенно, в Нем происходила борьба между двумя Его природами, двумя волями (смотри «Voice of Orthodoxy» – газету австралийской архиепископии за декабрь 1988 г.).
4. Еще в сентябре месяце того же года в интервью радиостанции 2АЕ он сказал: «Книгу под названием «Последнее искушение» я прочитал много лет назад... Помню то сильнейшее впечатление, которое она на меня произвела, как живое, удивительно захватывающее чтение... Меня текст этой книги не соблазнил. Он ни в коей мере не соблазнил меня, хотя я был студентом теологии, поскольку я видел, что Казанакис стремился представить абсолютно человеческую природу Христа» (24.9.1988).
5. Кроме уже приведенных высказываний архиепископа, известно также, что он открыто признает происхождение человека от обезьяны (Voice of Orthodoxy, янв.-фев. 1987). Против всех этих заявлений митрополит Флоринский Августин выражал открытый протест в Константинополе. Однако опять же ничего не последовало.