26.02.2007       4

Умер во Франции политик и публицист Петр Бернгардович Струве


26.02.1944. – Умер во Франции политик и публицист Петр Бернгардович Струве

Струве:"либеральный консерватор"

Петр Бернгардович Струве

Петр Бернгардович Струве (26.1.1870–26.2.1944) – российский политический деятель, политэконом и философ. Родился в семье пермского губернатора, происходившей из немецкого дворянского рода, переселившегося в Россию (дед – создатель Пулковской обсерватории, основатель русской астрономической школы). Учился сначала на естественном, затем юридическом факультете Петербургского университета (окончил в 1885 г. экстерном).

В студенческие годы увлекся марксизмом, который "в один прекрасный день восторжествует в мiре". В этот период познакомился с участниками первых марксистских кружков Л.Б. Красиным, Л.Н. Потресовым, В.И. Ульяновым (Лениным) и др. Вел марксистскую пропаганду среди рабочих.

Еще не окончив университета, в сентябре 1893 г. поступил на службу в Общую канцелярию Министерства финансов, работал в библиотеке Ученого комитета министерства. В апреле 1894 г. был арестован, после освобождения из-под стражи уволен со службы и отдался общественной деятельности как теоретик "легального марксизма". Он стал известен рядом статей по вопросам политэкономии, истории, этики, в 1894 г. вышла его книга "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России". В 1896 г. был участником Международного социалистического конгресса в Лондоне. В 1898 г. Струве было поручено написать "Манифест" РСДРП, основанной в том же году.

В это время для социал-демократов на первом плане стояла борьба с главными конкурентами – народниками. Струве отрицал их теорию самобытного русского пути к социализму через крестьянскую общину и утверждал, что Россия будет развиваться так же, как и Западная Европа, поэтому призывал "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму". В то же время он подвергал критике и марксистский тезис об усилении социальных противоречий до неизбежной социалистической революции. Струве полагал, что в ходе эволюции капиталистический строй путем неизбежных реформ под давлением общества придет к отрицанию частнокапиталистической основы буржуазного общества и разовьется к социализму. Против этого тезиса Струве неоднократно выступал Ленин, назвая его "великим мастером ренегатства".

В 1901 г. Струве участвовал в демонстрации на Казанской площади, был арестован и выслан в Тверь. В 1902 г. выехал за границу; в Германии издавал журнал "Освобождение", нелегально переправлявшийся в Россию. В это время он стал отходить от марксизма к либерализму. В 1902–1903 гг. работал над программой конституционно-демократической "Партии народной свободы" (кадетов). После опубликования в 1905 г. Манифеста 17 октября с объявлением политических свобод, вернулся в Россию и характеризовал Манифест как "незыблемый краеугольный камень нового государственного строя". Стал одним из основателей кадетской партии (1905), избран членом ее ЦК, тем не менее поддержал аграрную реформу П.А. Столыпина. С 1906 г. был редактором и ведущим автором либерально-реформаторского журнала "Русская мысль". В 1907 г. избирался кадетским депутатом II Государственной Думы от С.-Петербурга.

В то же время Струве с 1906 г. вел преподавательскую и научную деятельность в Петербургском политехническом институте, с 1908 г. доцент по кафедре политэкономии, с 1914 г. экстраординарный профессор, заведующий кафедрой политической экономии. Статский советник. После опубликования труда по экономике "Хозяйство и цена" (1916) Струве были присвоены степень доктора и звание профессора.

Однако, разуверившись в способности властей провести желательные с его точки зрения преобразования и не веря в благотворность революции, Струве с 1908 г. отошел от активной полититической деятельности – в том числе и в ее религиозное осмысление. В 1909–1913 гг. участвовал в работе "Религиозно-философского общества" и совместно с С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым и др. участвовал в сборнике "Вехи", где в статье "Интеллигенция и революция" признал ошибкой первую революцию 1905–1907 гг., отмечая, что характерная черта русской интеллигенции – «отчуждение от государства и враждебность к нему». В сборнике своих статей за 1905–1912 гг. "Patriotica" утверждал, что главная опасность России грозит не справа, а слева – от революционеров; и в то же время он был удручен неспособностью властей эффективно противодействовать революции.

C началом первой Мiровой войны Струве выступил горячим патриотом России, стал одним из руководителей Всероссийского земского союза; в июне 1915 г. вышел из ЦК кадетской партии, не желавшей даже в военное время сотрудничать с правительством. С сентября 1915 г. до осени 1917 г. Струве – председатель секретного Особого междуведомственного комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при Министерстве торговли и промышленности.

Февральскую революцию Струве приветствовал с энтузиазмом. В апреле-мае 1917 г. он директор Экономического департамента Министерства иностранных дел. В мае 1917 г. избран академиком Российской академии наук. Однако Струве быстро понял как слабость Временного правительства, так и необоснованность надежд левых революционеров на скорое торжество социализма. Струве осуждал деятельность социалистических партий, утверждая, что они используют идею социализма лишь как знамя для возбуждения «разрушительных, противогосударственных и противо-культурных инстинктов, овладевших народными массами».

Октябрьский переворот как логическое следствие Февраля побудил Струве к еще более быстрому поправению и признанию ошибочности своих уже не только марксистских, но и февралистских либеральных взглядов. В 1918 г. он выступил инициатором сборника "Из глубины" (как продолжения "Вех" с теми же основными авторами), в котором свою статью "Исторический смысл русской революции и национальные задачи" начал словами: «Русская революция оказалась национальным банкротством и мiровым позором – таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 г. событий». Выход из катастрофы Струве видел в возрождении русской национальной идеи как организующей силы при воссоздании государства и потому стал видным политическим деятелем антибольшевистского движения.

В 1918 г. нелегально перешел финляндскую границу и консультировал генерала Н.Н. Юденича. В 1919 г. стал членом Особого совещания при А.И. Деникине, затем министром иностранных дел в правительстве П.Н. Врангеля.

В 1920 г. окончательно покинул Россию. В эмиграции занимался издательской и научной работой. Профессор политэкономии Русского юридического факультета под протекторатом Карлова университета в Праге (1922–1925). Председатель русской академической группы в Чехословакии (1922–1925). Возобновил издание журнала "Русская мысль" (София, 1921; Прага, 1921–1923; Париж, 1927). В 1925 г. переехал в Париж, где редактировал газеты "Возрождение" (1925–1927), "Россия" (1927-1928), "Россия и славянство" (1928–1934). Газета "Возрождение" под его руководством была ведущим право-центристским национальным органом русской эмиграции и главным организатором монархического Зарубежного съезда в 1926 г., на котором Струве был избран председателем.

Уже в эти первые эмигрантские годы Струве стал конституционным монархистом или, по собственному определению, "либеральным консерватором". «Было время, когда и я не видел подлинной силы и опасности крамолы», видел врага только справа, – кается он в мае 1926 г. в "Дневнике политика". И возражает даже против пользования «традиционным трафаретом: реакция питала крамолу». «Реакция казалась и была внешне могущественной и опасной, крамола же, в подлинной силе и в огромной потенции, таила в себе те взрывы и разрушительные удары, которые смели не только историческую власть, но и русскую общественность и подорвали русскую культуру».

Опыт Белого движения, преданного военными союзниками России, заставил его критически отнестись и к западным демократиям. Так, говоря о политике союзников по Антанте в Первой міровой войне, Петр Бернгардович писал: в глазах союзников монархическая «Россия попала как бы в разряд побежденных стран», так как «Міровая война... имела демократическую идеологию».

Будучи по взглядам гораздо правее парижской "общественности", в 1928 г. Струве решил переехать в Белград – столицу правого, монархического Зарубежья, где был профессором Русского научного института в Белграде (1928–1940). В 1942 г. вернулся в Париж, где и скончался в 1944 г. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Петр Бернгардович обладал разносторонними энциклопедическими знаниями и проявил себя во многих областях общественных наук: политэкономии, истории, философии, лингвистики, духовной культуры. Этот огромный багаж был следствием его непрерывного интеллектуального поиска правды и соответствующего духовного развития. В апреле 1943 г. он писал: «Трудность моего положении в том, что я окончательно созрел как писатель и ученый только к семидесяти годам, когда мои физические силы, включая и "внешнюю память", клонятся к закату». К сожалению, две его последние работы погибли в годы войны: "История экономической мысли" и "Система критической философии".

Ценной и примечательной особенностью его трудов было лично изжитое им знание темных адских закоулков марксизма, материализма и основанного на этой идеологии богоборческого коммунистического строя в СССР. Поэтому до конца жизни Петр Бернгардович как человек православный оставался убежденным противником большевиков, полемизируя с левыми кругами эмиграции, сменовеховцами и совпатриотами. Например, в годы нэпа он не верил в его долговременность и вообще в эволюцию большевиков: «Смысл развивающихся в России событий заключается именно в том, что коммунистическая партия, властвующая над Россией, оставаясь сама собой, допускает иногда уступки, чтобы этой ценой сохранить себя в неприкосновенности во главе России». В 1927 г. Струве предвидел, что невозможность завершения нэпа «диктуется вовсе не верностью этой власти идеалам коммунизма, а совершенно ясным осознанием полицейски-технической опасности для коммунистической власти широкого развития экономической жизни»...

Руководя Зарубежным съездом 1926 г. П.Б. Струве вполне разделял его основной призыв не признавать большевицкое правительство за "русское":

«Мiровая коммунистическая партия... является в отношении России внешней силой, а не русским национальным (хотя бы и скверным, жестоким, варварским) правительством... Интересы России противоположны интересам Интернационала», поработившего ее. «Отношение к советской власти как к плохому, но русскому правительству, означает непонимание ее существа». «Сколько бы других народов ни признало коммунистическую партию, властвующую над Россией, ее законным правительством, русский народ ее таковым не признает и не прекратит своей борьбы против нее».

Использованы также материалы:
Зернов Н.М. К 100-летию со дня рождения П.Б. Струве // "Вестник русского студенческого движения". 1970, № 95/96.
Струве П.Б. Мои встречи и столкновения с Лениным // "Возрождение". 1950, май-июнь.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25022605

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 4 комментария
  1. blank доктор Шпок:

    Эволюция взглядов Струве
    аналогична эволюции взглядов
    небезызвестного нам товарища Сталина.
    Они оба начинали
    с коммунистического противостояния царизму,
    но быстро увидели, что коммунизм
    является лишь замаскированным орудием
    Международного Банкирского Кагала -
    по захвату, расчленению и уничтожении
    Российской империи.

    Сталин перебил как уолл-стритовскую (Троцкий),
    так и женевскую (Ленин)- банды талмудеев.
    И на практике ввёл
    именно милый сердцу Струве
    патриотический Монархизм.

    Несмотря на тяжелейшую войну -
    сталинские времена были периодом
    наивысшего взлёта российской идеи.
    Сила сталинского задела позволила России
    еще 40 лет катиться по инерции,
    покудова Ротшильды её-таки не сожрали.

  2. blank Беломонархист-Шпоку:

    ЕЩЕ ОДИН СТАЛИНИСТ,ГОСПОДИ НУ СКОЛЬКО МОЖНО,КОГДА ЖЕ ЛЮДИ ПОУМНЕЮТ?

  3. blank Артур:

    «Отношение к советской власти как к плохому, но русскому правительству, означает непонимание ее существа».

    Это обращение к православным сталинистам. Самые насущнейшие слова сейчас.

  4. blank Александр:

    Поучительно для современных православных комми, неосталинистов и т. п. патриотов. Можно ли их вразумить ? "Надежда умирает последней". Дай Бог просвещение через интернет поможет молодым людям быстрее познать Истину.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.