28.06.2007       0

Память Блаженного Августина († 28.8.430)


15.06.(28.06). – Память Блаженного Августина († 28.8.430)

Блаженный Августин АврелийБлаженный Августин Аврелий (13.11.354–28.08.430) – епископ Гиппонский, богослов и церковный деятель, крупнейший представитель западной святоотеческой традиции. Родился близ Гиппона (ныне Аннаба в Алжире), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику, ведя типичную для своего окружения безнравственную языческую жизнь. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он страстно захотел найти истину.

В конце концов истину Августин нашел в христианстве, к которому он приходит в 387 г. прежде всего под влиянием проповедей святителя Амвросия Медиоланского. После совместного с сыном крещения Августин возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и раздав его бедным. Позже Августин был назначен пресвитером, возведен в сан епископа Гиппонского и оставался им до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”. В этом городе он и умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Мощи Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, были выкуплены Лиутпрандом, королем лангобардов, и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они были возвращены в Алжир и сохраняются там в храме бл. Августина, воздвигнутом на холме над развалинами античного Гиппона французскими епископами.

Современные жидовствующие обычно выделяют бл. Августина как создателя так называемой "теологии презрения" как основы "христианского антисемитизма". «Суть ее заключается в том, что евреи, действительно, были избранным народом – но только до тех пор, пока не пришел Иисус. Когда же пришел Иисус, то евреи, не приняв его проповеди, потеряли свою избранность, и за это "отпадение от Бога" они были изгнаны из своей страны», – возмущается талмудический автор такой трактовкой. Однако это общепризнанная еще до бл. Автустина часть вероучения Христианской Церкви, основанная на словах Христа и апостолов в Новом Завете, о чем писал и бл. Августин: «Евреи, Его [Христа] губители, которые не захотели поверить в Него... Уничтоженные и рассеянные по свету, евреи, которых можно встретить повсюду, дают нам свидетельство своими Писаниями, что пророчества об Иисусе Христе не являются нашей выдумкой... Итак, хотя они не хотят верить в наши Писания, их собственные, которые они читают, не понимая их, исполняются сами собой».

Заслуга бл. Августина в ту эпоху было иной. В своих произведениях он подверг осуждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал, осудил скептицизм, манихейство и другие еретические учения. К его главным трактатам относятся: "О троице" ("De trinitate", 400–410), где систематизированы богословские воззрения, и "О граде Божьем" ("De civitate Dei", 412–426).

Последний трактат, состоящий из 22 частей, считается наиболее известным произведением бл. Августина, содержащим его историософские взгляды. В этом труде бл. Августин делает попытку охватить всемiрно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Бога. К этому бл. Августина побуждало само переломное время, наступившее тогда для Римской империи. При Феодосии Великом сохранялось еще последнее государственное единство обеих половин Римской империи; в 395 г. империя окончательно разделилась на западную часть и восточную; затем происходит взятие Рима готами под предводительством Алариха (410 г.), а конец деятельности Августина приходится на время завоевания римской Африки вандалами. Упорядоченный Римом земной мiр рушился на его глазах, и лишь Церковь в этой катастрофе сохраняла свои структуры...

Согласно учению бл. Августина, государство – это наказание человеку за первородный грех, ибо оно является системой господства одних людей над другими. Государство предназначено не для спасения людей, не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мiре. С этой точки зрения единственно справедливое и оправданное государство – всемiрное теократическое христианское. Соответственно бл. Августин доказывал превосходство церковной власти над светской. В таком государстве-церкви верховная духовная власть представляется ему облеченной силой и мощью власти государственной вплоть до использования карающей силы против еретиков, ибо и "пастырь должен иногда бичом возвращать в стадо заблудших овец".

Это учение бл. Августина легло в основу католического представления о взаимоотношении Церкви и государства, с намерением построить "зачаток Царства Божия" уже на земле во главе с папой Римским как непогрешимым "наместником" Христа, для чего католическая иерархия должна взять на себя задачи и методы политической светской власти. (Как известно, в Православной Византийской империи сформировался иной идеал: "симфония" духовной и государственной власти, имеющих различные задачи и поддерживающих друг друга в служении единой цели спасения народа для вечного Царствия Божия, которое "не от мiра сего".) Как отметил православный философ Н.Е. Трубецкой, «в то время особенности двух половин христианства – восточного, эллинского и западного, латинского, – уже резко обозначились», но «они еще не начинали между собой братоубийственного спора».

Трудно также понять, как эта идея принудительной теократии совмещалась у бл. Августина с его учением о благодати Божией (которое весьма похоже даже на будущее кальвинистское и пуританское "предопределение" у протестантских сект). Учение Августина исходит из верного смиренного сознания человеческой немощи, – признает Трубецкой. – Это можно понять, ибо человечество, каким наблюдал его Августин, не было здоровым, слишком далеко оно отстояло от христианского идеала, поэтому «спасение представлялось ему односторонним действием Божией благодати, в котором человеческий элемент был обречен лишь на пассивную роль». По его учению только благодать Божия может спасать человека, «но она спасает только некоторых, избранных, кому предопределено спастись... С этой точки зрения, конечно, нельзя говорить о каком-либо свободном содействии человека в деле спасения. Каждое движение человеческой воли к добру есть лишь автоматическое повторение предвечного Божественного акта; благодать, спасающая по предопределению, есть совершенное отрицание свободы. В этом заключается великое несовершенство учения Августина», – справедливо писал Н.Е. Трубецкой ("Мiросозерцание Блаженного Августина"). – Ибо «христианский идеал требует совершенного примирения человеческой свободы с Божественной благодатью во Христе, – органического единства и взаимодействия свободного Божества и свободного человечества. Между тем, учение Августина принципиально отрицает во Христе человеческую свободу... Христианская идея богочеловечества, кроме благодатного действия свыше, требует еще и содействия человеческой свободы в деле спасения», – даже если в некоторые моменты истории Господь может оказывать собственное благодатное вмешательство в помощь тем, кто этого заслуживает. То есть благодать Божия и человеческая воля согласно действуют и в деле человеческого спасения и оба эти элемента необходимы.

Эти и другие противоречия и неточности в трудах бл. Августина неоднократно подвергались критике как его современнниками, так и впоследствии православными богословами. Однако не следует нам видеть только ошибки этого великого отца Церкви. Отец Серафим (Роуз) на Пасху 1980 г. написал о бл. Августине такие справедливые слова:

«Отношение Церкви к еретикам - это одно; ее отношение к святым Отцам, которым случалось ошибаться в том или ином пункте – совершенно другое... Блаженный Августин всегда принадлежал Православной Церкви, которая оценила должным образом как его ошибки, так и величие...

[В частности о] неправильном учении о первородном грехе и т.д. Да, действительно, нельзя отрицать, что блаженный Августин подходил к этому догмату с присущим ему чрезмерным логизмом и излагал ошибочный взгляд на прародительский грех – взгляд, заметим, не столько "неправославный", сколько ограниченный и неполный. Бл. Августин, практически, отрицал, что человек имеет хоть немного добродетели или свободы в себе самом и полагал, что каждый ответственен за вину Адамова греха, помимо участия в его последствиях; православное богословие считает эти взгляды односторонним преувеличением верного христианского учения...

...Да, страдал блаженный Августин (но не епископ Феофан) "западным" отношением к богословию и, вследствие этого, сверхлогизмом, чрезмерным доверием к заключениям нашего подверженного ошибкам разума – но это настолько свойственно каждому человеку, живущему сегодня, что неразумно делать вид, будто это проблема чья-то, а не – прежде и более всего – наша собственная. Когда бы только все мы имели хоть часть того глубокого истинного "православия сердца" (выражение святителя Тихона Задонского), которым блаженный Августин и епископ Феофан [Затворник] обладали в величайшей степени, мы бы гораздо менее были склонны преувеличивать их ошибки и недостатки, действительные или воображаемые.

Пусть исправители Августинова учения продолжают свою работу, если хотят, но пусть они делают это с большим милосердием, большим состраданием, большей православностью и большим пониманием того факта, что блаженный Августин на том самом Небе, куда мы все стремимся, если не желаем отрицать Православие всех тех Отцов, которые почитали его как православного Святого, от ранних Отцов Галлии, через святых Фотия Константинопольского, Марка Эфесского, Димитрия Ростовского к нашим прежним и нынешним учителям Православия во главе с архиепископом Иоанном (Максимовичем). По меньшей мере невежливо и самонадеянно говорить неуважительно об Отце, которого Церковь и ее Отцы любили и прославляли...

Это был человек столь благородного сердца и ума и столь ревностный в защите Православия, что перед смертью он не побоялся пересмотреть все им написанное, исправляя замеченные ошибки и предоставляя все будущему суду Церкви, смиренно умоляя своих читателей: "Пусть все те, кто будет читать этот труд, подражают мне не в моих ошибках"...» (Иеромонах Серафим (Роуз). "Вкус истинного Православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский")

Отметим также, что святитель Иоанн (Максимович), будучи архиепископом Западноевропейским и уделяя большое внимание возвращению Православию имен западных святых, очень почитал бл. Августина. Свт. Иоанн составил службу в его честь (ранее ее не было в славянских минеях), и эта служба была официально утверждена Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей под председательством митрополита Анастасия (Грибановского).

В заключение уместно привести объяснение о. Серафима (Роуза) титула "блаженный" в данном случае.

«В первые века христианства слово "блаженный" по отношению к праведнику употреблялось примерно так же, как и слово "святой". Это не было следствием какой-либо формальной "канонизации" - тогда это еще не практиковалось, - а основывалось, скорее, на народном почитании... Ко времени святого Марка Эфесского слово "блаженный" стало употребляться по отношению к Отцам, авторитет которых был в некоторой степени меньше, чем у великих Отцов Церкви; так, он писал "блаженный Августин", но "божественный Амвросий", "блаженный Григорий Нисский", но "Григорий Богослов, великий среди святых". Однако, такое употребление не было у него ни в коей мере строго устоявшимся.

Даже в наше время употребление слова "блаженный" остается несколько неопределенным. В русском "блаженный" может относиться к великим Отцам, вокруг которых были какие-либо споры (Августин и Иероним на Западе, Феодорит Кирский на Востоке), но также и к Христа ради юродивым (канонизированным или неканонизированным), и к неканонизированным святым праведникам последних столетий вообще. Даже сегодня отсутствует четкое определение того, что означает понятие "блаженный" в Православной Церкви (в противоположность Римскому католичеству, где процесс причисления к лику "блаженных" сам по себе является полностью регламентированным), и любые "блаженные" в Православных Святцах (как это обстоит с Августином, Иеронимом, Феодоритом и многими Христа ради юродивыми) могут также называться и "святыми". В русской православной практике редко можно услышать "святой Августин", но почти всегда "блаженный Августин"».


Гробница св. Августина в посвященном ему храме в Аннабе (Гиппоне)

Ниже несколько фотографий (сделаны осенью 1975 г. автором этой заметки М.Н.) католического храма св. Августина и развалин античного Гиппона у подножия холма. В этом городе бл. Августин прожил 40 лет и написал все свои произведения... Аннаба, Алжир, 1975.

При нажатии мышкой фотографии увеличиваются.

blank

blank

blank

blank

blank

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25062801

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.