29.07.1927. - Митрополит Сергий (Страгородский) выпустил Декларацию о лояльности советской власти
Текст "Декларации" см. в книге "Диалог РПЦЗ и МП":
Послание ("Декларация") Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 г.
См. также в виде иллюстрации: Советско–"православный" календарь издания митрополита Сергия (Страгородского) 1928 года
Листовка с тестом «Декларации» митрлополита Сергия (Страгородского) от 29.7.1927 г.
К этому добавим в виде комментария отрывок из доклада М.В. Назарова на первой совместной конференции историков РПЦЗ и МП в Венгрии в 2001 г.:
Значение "Декларации" митрополита Сергия
... Дело даже не в том, что в пресловутой "Декларации" «радости» богоборческой власти были им названы «нашими радостями». Стилистически это, возможно, мало отличалось от известных выражений в текстах за подписью Патриарха Тихона, когда он был вынужден отойти от той безкомпромиссной позиции, которую высказал в 1918 году. Но и Зарубежная, и Катакомбная Церковь, и Московская Патриархия, – все прославляют Патриарха как святого, потому что это было его личное пастырское самопожертвование и самоуничижение во Христе ради спасения паствы. Находясь под огромным давлением и шантажом со стороны власти (она грозила ему массовыми расстрелами духовенства), он возлагал бремя таких компромиссов только на себя самого и не требовал того же от других, не принуждал их прещениями. Он отдавал кесарю кесарево, но не Божие. Сергий же переступил эту границу в своих конкретных действиях.
Он, во-первых, потребовал от всего духовенства, в том числе зарубежного, письменного подтверждения лояльности советской власти. Духовенство в демократических ветвях зарубежного Православия дало такие подписки, об этом пишет и митрополит Евлогий в своих воспоминаниях, и историк из американской юрисдикции Д.В. Поспеловский. И это углубило раскол в эмиграции, ибо Зарубежная Церковь отказалась не только дать такие подписки, но и признавать далее московскую церковную власть в лице митрополита Сергия «в виду порабощения ее безбожной властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и свободы канонического управления Церковью» (постановление зарубежного Архиерейского Собора от 9.9.1927). На это не пошла и значительная часть духовенства в России (катакомбная Церковь во всех ее разновидностях) – это была лучшая часть нашей Церкви, избравшая путь исповедничества и мученичества. С этой гонимой частью Русской Церкви и ощущала свою связь Русская Зарубежная Церковь, считавшая последним законным возглавителем Русской Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), расстрелянного в 1937 году.
И, во-вторых, в отличие от Патриарха Тихона, митрополит Сергий стал применять прещения против несогласных с ним клириков, чем пользовалась и богоборческая власть для их уничтожения. При этом из церковных структур митрополита Сергия звучали оправдания, что «никакого преследования Церкви нет» или что это «не преследования за веру», а наказания за «политическую, контрреволюционную деятельность».
Так митрополит Сергий положил начало отречению официальных структур Церкви в СССР от своих мучеников, что в эмиграции было воспринято как предательство их – и именно это стало неотъемлемой частью возникшего тогда понятия "сергианства"… Это было главной причиной непризнания церковной власти митрополита Сергия Русской Зарубежной Церковью – в отличие от демократических ветвей зарубежного Православия, которые даже в этом поддерживали политику митрополита Сергия.
Сейчас я не собираюсь анализировать эту его политику. Он, конечно, не был сознательным предателем и служителем зла, а просто надеялся ужиться с большевицкой системой для сохранения хотя бы каких-то церковных структур в надежде на лучшее будущее. Быть может, он надеялся на перерождение большевиков, как надеялись тогда же, в годы нэпа, сменовеховцы и евразийцы.
Но уместно ли было русскому Зарубежью переходить на такую же лояльную позицию? Самосознание Зарубежной Церкви тут было не в том, что "мы лучше и чище", а в том, что "мы не согласны" с этой кощунственной неправдой, будто «в России нет мучеников, а есть лишь политические преступники». Не было ли русское Зарубежье обязано, находясь в условиях большей свободы, говорить всему мiру правду, призывая его на защиту верующих в России? Говорить также и своему народу о сути богоборческой власти, о причинах падения православной России и о путях ее восстановления. Иначе кто другой мог бы это еще сделать?
Часто приходится слышать утверждения советских церковных авторов, что именно безкомпромиссные оценки зарубежных архиереев, начиная с послания I Всезарубежного Собора, давали повод большевикам для усиления репрессий. Но в таких утверждениях явно происходит подмена причин и следствий. Ведь нельзя не сознавать, тем более сейчас, что политика "лояльности" была обречена на провал, поскольку богоборческая власть в соответствии со своей идеологией ставила себе конечной целью полное уничтожение Церкви, и лишь на первом этапе нуждалась в послушных союзниках в среде церковного руководства. Ни от каких заявлений зарубежных архиереев это не зависело, повод для репрессий мог быть любым (например, Ленин в известном письме в марте 1922 года цинично предложил использовать как повод «борьбу с голодом»). Мы знаем, что накануне войны оставалось всего лишь четыре правящих архиерея – это был результат проводившейся тогда "безбожной пятилетки", по плану которой в России вообще не должно было остаться Церкви.
Так бы и произошло, если бы не война, когда первые советские поражения и массовые сдачи в плен вызвали у власти потребность в Церкви для мобилизации традиционного русского патриотизма. Ради сохранения собственной власти Сталин и решил восстановить патриаршество в 1943 году...
М.В. Назаров
Источник: https://rusidea.org/40102#r2
См. подробный анализ главного тезиса Декларации на основе святоотеческого учения:
Борис Редькин. Учение «беззаконная власть – от Бога» как ересь
С.А. Нилус по поводу Декларации митр. Сергия
Чернигов, 9-го февраля 1928 г.
Драгоценный мой Лев Александрович!
...Начну с важнейшего — с Сергиевской смуты.
В письме своем Вы пишете, что, почитая всякую законную власть и церковное единство и не видя в действиях митр. Сергия ничего противоканонического, Вы молитесь о нем и о теперешнем Синоде, равно и за всех правящих иерархов Российския Церкви. Но скажите мне: Каиафа и Анна каноничны были, или нет, с точки зрения ветхозаветного формального правоверия, когда осудили Господа на распятие? А Иуда не был ли единым от двунадесяти? Однако, первые христиане не решились бы молиться за них, как о право правящих слово истины.
Таково в глазах моих (да и не одних моих) деяние митр. Сергия и иже с ним от 16/29 июля 1927 года. Деяние это, по бесовски меткому выражению советского официоза, «Известий», есть попытка «построить крест так, чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину — серп». Иными словами: заменить крест советской печатью — печатью «зверя» (Апок. 13, 16).
Вот что по этому, всякого плача достойному поводу, размышляли мы, нехотящие подклонять выи своей Ваалу и «зверю, рана которого исцелела». «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то [и] Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Малах. 2, 7-9). Эти слова пророка Божия пришли нам на память после прочтения воззвания от 16/29 июля 27 г. м. Сергия и организованного им Врем[енного] Свящ[енного] Патр[иаршего] Синода...
Может ли Церковь, которая есть «столп и утверждение истины», может ли Она и Ее иерархия, при каких угодно случаях и для каких угодно целей становиться на путь лжи и человекоугодничества?.. После Октябрьского переворота Русская Церковь оказалась перед лицом государственной власти не только безрелигиозной, но ярко антихристианской, в существе своем отрицавшей Христианство и Христу противоположно-враждебной, а потому фатально обреченной на борьбу с Ним...
...Недоверие Правительства к Церкви митр. Сергий называет «естественным» и «справедливым», т. е. вину за него возлагает всецело на Церковь, а не на правительство. Таким образом, убиение сонма священно- и церковно-служителей, разгром церковных организаций, тюрьмы и ссылки весьма многих епископов, отнятие храмов и всякого церковного имущества, — беззаконные даже и с точки зрения нынешних законов, — по мнению митр. Сергия и его «Свящ. Патр. Синода» законны и справедливы.
Более того: оказывается, что все эти гонения и, вообще, отсутствие мира власти по отношению к Церкви, по мнению м. Сергия, имеют причину только в том, что Церковь со дня на день ждала краха советской власти, противясь в чем-то этой власти, что, поэтому правы были не мы, а «живисты-обновленцы», сразу «оценившие конъюнктуру» и поспешившие еще пять лет назад сделать то, что теперь с таким опозданием сделал митр. Сергий...
Мы показали, как несправедливо обвиняет митр. Сергий православных епископов в контрреволюционном политиканстве, становясь, таким образом, единомышленником обновленцев и других врагов Церкви. И вот, зная, что эти его выступления вызовут справедливое возмущение и сопротивление истинно верующих, митр. Сергий, с целью защитить себя, снова говорит неправду. Эта новая неправда состоит в том, что митр. Сергий старается заранее опорочить перед правительством и перед народом тех, кто по совести не сможет присоединиться к неправедным деяниям его и Синода. Этим несогласным с ним он снова навязывает политическую контрреволюционность... Митрополит Сергий знает, что опасно в настоящее время даже самое легкое подозрение в контрреволюционности и, тем не менее, не боится эту опасность навлекать на служителей и рядовых членов Церкви, на своих братьев и детей, обвиняя их в контрреволюционности, и за что же? За то, что они не в состоянии по совести признать, что «радости и успехи Советского Союза — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи», что «всякий удар, направленный в Союз, сознается нами, как удар, направленный в нас». Разве христиане, которые не всякую радость безбожного, воинствующего против всякой религии, коммунизма могут счесть своей радостью и не всякий успех своим успехом, тем самым политические враги советской власти?
Да и можно ли требовать от верующего христианина такого отождествления в жизненных оценках с безбожным коммунизмом, какого требует митр. Сергий? Пусть митр. Сергий не укрывается за казуистические различения Советского Союза и коммунизма: это исключается многочисленными заявлениями членов правительства, вроде сделанного Бухариным, заявившим, что «наша партия неотделима от СССР» («Известия», 18/ VII 27 г, №187/3121). И так оно, конечно, и есть.
Поэтому всецело на совести митр. Сергия и грех несправедливого и напрасного обвинения своих братьев в тяжких политических преступлениях и грех унизительной чудовищной лжи и пресмыкательства пред сильными мира сего, совершаемые им от лица Святой Церкви, вопреки прямому запрещению Апостола «не сообразовываться с веком сим» (Рим. 12, 2).
Что же понудило митр. Сергия к такому греху против Церкви Русской? Очевидно, желание этим путем добиться легального существований церковных организаций, вопреки примеру Господа, решительно отвергшего путь сделок с совестью ради получения возможности иметь поддержку в силах мира сего (Мф. 4, 8-10)...
Делая то, что он делает (Иоанн, 13, 27), митр. Сергий, во всяком случае, обязан был выполнить то, чего он сам требовал от митр. Агафангела, от бывшего архиепископа Григория Екатеринбургского и прочих претендентов на создание новых ориентаций, — испросить благословение от своего иерархического начальника. Ведь, митр. Сергий только заместитель Местоблюстителя, т. е., лицо не самостоятельное и обязанное действовать, во всяком случае, не вопреки указаниям того, чье имя он сам возносит на Божественной литургии, как своего Господина. Поэтому он должен был запросить митр. Петра о его отношении к предпринимаемому им весьма важному и ответственному делу и только с его благословения действовать.
Между тем, ни в протоколах синодских заседаний, ни в самом «Обращении» нет и следов указаний на то, что это было сделано, и что благословение получено. Наоборот, обоснование на покойного Патриарха Тихона и его довольно апокрифические слова (что страшно сближать митр. Сергия с ВЦУ, Лубенцами и прочими, якобы продолжателями дела покойного Патриарха), дает полное основание заключить, что санкций от митр. Петра не получено. А если это так, то это уже крупное самочиние. Насколько важно было для митр. Сергия получить благословение митр. Петра показывает то соображение, что, в случае его несогласия с деятельностью своего заместителя, митр. Сергия, сей последний сразу становится таким же «похитителем власти», как и те лица, о которых он упоминает в своем обращении...
Еще вопрос Ваш: «Что нам делать и куда идти?» По глубочайшему моему убеждению, Истинная Церковь Христова, «Жена облеченная в солнце» (Апок. 12, 1), уже находится в пустыне, ибо ангелы Церкви нашей — Кирилл и Петр, первостоятели и епископы-исповедники поместных Церквей — все они в ссылке и изгнании в местах пустынных — следовательно, и мы, верные Церкви той, тоже находимся в пустыне. А в пустыне же что иного делать, как только молиться? Господи, помилуй! Господи, помилуй!
Пока есть и храм Божий не от «Церкви лукавнующих», ходи, когда можно, в церковь, а нет — молись дома; если же и домашние — враги человеку, то молись в клети сердца: Г[осподи] И[исусе] Х[ристе], С[ыне] Б[ожий], п[омилуй] м[я], г[ешнаго]! и: Пресвятая Богородице, спаси мя!
Скажете: а причащаться где? у кого? Отвечу: Господь укажет, или же Ангел причастит, ибо в Церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних. У нас в Чернигове, из всех церквей, только церковь Троицкого осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия и Синода, то мы прекратим общение и с нею. Веруем, что за веру нашу Господь пошлет к нам во время благопотребное, как преп. Марии Египетской, своего Зосиму...
Письмо С.А. Нилуса адресовано Льву Александровичу Орлову.
Приведено в отрывках.
Источник: "Неизвестный Нилус". М. "Православный паломник". 1995 г., т. 2, стр. 196-208.
+ + +
После падения власти КПСС еретическое богословие РПЦ МП о лояльности любой власти как "богоугодной" продолжается поныне уже не вынужденно, а добровольно – в виде сервильного жречества, занимающего в Олигархате свою "нишу". В этом главная причина отсутствия в РФ настоящей духовной власти, способной послужить оздоровлению нашего народа.
См. также:
- Два "богословских" приема в "примирении белых и красных" (ноябрь 2017)
- 18.07.2022. Может ли что-то изменить глас вопиющего в пустыне? Схиархимандрит Илий
- Протоиерей Георгий Докукин. Открытое письмо Патриарху: Освобождение от сатанизма – национальная идея святой Руси на все века
- Проблемы РПЦ МП не разрешимы без преодоления советского богоборческого наследия. В.Н. Осипов, прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, прот. Александр Малых, М.В. Назаров.
- Иеромонах Алексий (Айсин). Не всякая власть от Бога…
- И.А. Ильин. О "богоустановленности совѣтской власти"
- Иерей Кирилл Игнатьев. Внешняя «чистота веры» антихристу не помеха, если считать его «властью от Бога».
- Венедикт Чуботару. Власть и антивласть: православный ответ
- Окружное посланiе Собора Русскихъ заграничныхъ архіереевъ православной русской паствѣ (по поводу посланія Замѣстителя Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола Митрополита Сергія отъ 23 марта 1933 года)
Сегодня видел в калужской области - пьянство неуемное, вороватые столичные жидо-атеисты на иномарках, словно тараканы, растаскивают церковную ограду по дачам.
Разгромлена Церковь, рядом погост - лежат там братья этих же самых дачников - мужики 30-40 лет от роду, сгинули, спились под игом иудейским.
Жадные, тупые, думают только о том, как на дачу свою притащить добра побольше, пожрать посытнее да выпить покрепче. Рядом река Нара - грязь, г**но, загажено все до неприличия, бутылки-осколки, презервативы-тампоны, вонь и срачь среднерусской полосы. Не понимают, что заберет у наc Господь эту землю, замучилась она от
русского атеизма, нет у нее, видно, уж сил терпеть таких гаденышей.
Предатель Христа тихон, в марте 17-го приводил к присяге временному правительству. А в присяге первым пунктом шло обещание не востанавливать Монархию. Этот же предатель в томже году незаконно занял Московскую митрополию. Затем став патриархом отменил анафематствование тем кто не почитает Царя Помазанником Божиим. Предатель сергий всего лишь продолжение предателя тихона. И хватит уже нести чушь о безкомпромисной позиции в 18-ом. И в 18-ом этот иуда не собирался бороться за Монархию. Демократ он и республиканец -революционер, и иже с ним клевреты его сатанинские красные попы.
"Ради сохранения собственной власти Сталин и решил восстановить патриаршество в 1943 году..."
Ложь, полупочтеннейший, есть оружие дьявола. Что ж так скромно-то "в 1943 году"?
А поточнее? А поточнее - слабовато будет, ибо это был не просто какой-то там "1943" а СЕНТЯБРЬ 1943 года, т.е. ПОСЛЕ блестящией Сталинградской, и переломной Курской победы. Так что никоим образом Сталин не нуждался в восстановлении патриаршества "ради сохранения власти". И к тому времени фарисейски приплетенные Вами "первые советские поражения и массовые сдачи в плен" давно уже канули в Лету.
Вы уже не в первый раз лжете по поводу нашей Священной Победы над фашистским зверем. Перестаньте, не усугубляйте свой грех.
Иными словами "железный Иосиф" собственную ,с подельниками ,шкуру спасли, обратившись к Церкви!
Дмитрий Викторович, а почему же Сталин не реабилитировал русский патриотизм и Церковь до войны, а устраивал "безбожную пятилетку" с расстрелом 100 тысяч священников? И почему после войны он вновь усилил атеистическую пропаганду и расстрелял 2000 русских националистов по "Ленингардскому делу"? Назаров Вам вряд ли станет Вам отвечать, поскольку вы в своей советской зашоренности даже слово фашизм неправильно употребляете. Читайте книги Назарова - там таким, как Вы и Ваш кумир "великий ученый" Планктонов, ответ давно дан. И очень аргументированный. На что никаких научных опровержений не было - разве что обвинение в распитии двух бутылок водки по заказу ЦРУ.
Димитрию В. Мы с Вами договорились о дискуссии по Патриарху Тихону на нашем сайте в конце августа. Прошу Вас до тех пор не называть его "предателем Христа", поскольку тут нет места для аргументированного ответа Вам.
Ренёву. Не усугубляйте свой грех, прочтите хотя бы материал к "Празднику победы" в этом календаре и скажите конкретно, где у меня ложь.
Михаилу Н. Сайт он конечно ваш. А Правда Божия. Она и в начале и в конце августа Правда. Аргументов супротив ея нет. Ну какие могут быть аргументы оправдывающие отмену анафематствования непочитающим Царя Помазанником Божиим?
Несколько конкретных вопросов.
1.Знал ли митрополит Лавр (РПЦЗ)о словах гражданина РФ Путина в беседе со студентами МГУ о том, что событие в котором бы ВВП хотел бы принять участие - февраль 1917 года?
2. Если знал, то почему НИ РАЗУ не задал ему поублично вопрос об этих словах?
3. Если не знал (сам в это не верю), то почему не проявил иницативу в этом вопросе и не выяснил отношения ВВП к февралю 1917 года и соответствующим актах Синода?
А какой смысл уличать в лукавстве владыку РПЦз? Совершенно очевидно - он иногда лукавит и местами лжёт. А апостол Петр, из-за страха иудейского ведь трижды предал Христа! Но Господь его, воочию видевшего все чудеса и Воскресение Сына Божьего, простил. Простил за трусость и маловерие.
На пресс-конференции в "Интерфаксе" 27.07.07.М.С.Горбачев признался своим языком, который постоянно создает идиотизмы-идиоматизмы, характеризующие времена, что он социал-демократ. Связь социал-демократии с масонством давно обнаружена, и эта связь идет не только по линии организационной, но и идейной. К законным наследникам России по Ленински, «Задачей социал-демократии России является в особенности, и в первую голову, безпощадная и безусловная борьба с великорусским и царско-монархическим шовинизмом и софистической защитой его русскими либералами». Далее, что его партию не может заставить отказаться от пораженчества то обстоятельство, что это может быть использовано военным противником – «другой "великой" державой в ее... империалистских целях». И ещё М.С.Горбачев подчеркнул то, что и все другие партии на выборах социал-демократы. К чему бы это? ведь орден Ленина и Красного знамени он уже отработал. Образчики еврейского самомнения, утопии социальной справедливости, духовно-культурным пленением верхов России, их предательством национальных интересов русского народа. Все они ориентированы на христианство и имеют в виду его отрицание. Священного царства справедливости и порядка, но только без Бога, усилиями одного своего разума и по своей воле. Демократы, герои Февральской революции, внедряли свободу, справедливость и рынок, — народ получил застенки ЧК, увидел мурло чекистов. История знает много очень образованных воров и бандитов, начиная с тех же Ленина и Троцкого, Савинкова и Гоца с Гершуни в придачу, не считая Дейча, Свердлова и Чернова. Про образованных руководителей ГПУ и НКВД не говорю, куда деваться от такого обилия медиумов СМИ еврейского внушения. Грязь, нищета и хамство плюс бандитизм и самое беспардонное воровство сверху и повсюду. [Острецов В.М. Масонство, культура и русская история] "Наши чекисты - ну просто святые люди". То есть собираются садисты, мазохисты и сами себя называют святыми людьми. Это массовые-то убийцы? Все святые, все евреи. Божий народ! Социал-демократический большевизм и бездорожье, тупой и ещё тупее Ленинский чугунный монолит, главшпан гордо торчит в центре каждого города.
А я вижу, что опровергнуть М.Назарова корректно не удастся злопыхателям, поскольку его разсуждения взвешенны, и не противоречат друг другу. Другое дело, что он, будучи фактически правым в историософском аспекте, экстраполирует эту правоту на все свои мнения, а это уже прелесть. Эту прелесть не могут уловить его оппоненты, поскольку он с ними корректен, а соратникам он "гриву чешет" - "мама не горюй". Он даже отречься от них может, как тот С.Страгородский от своих чад..
Такшта, любезные, читайте книги М.В.Назарова, а после прочтения последней (в теме), прошу "к барьеру". Только, думаю - остынете, разсуждая - ведь он не на себя "одеяло тянет". А пока - "цыц!".
Уважаемый Александр! Вы прислали очень большой текст. Предлагаю Вам зарегистрироваться на форуме и ставить подобные материалы там. Что касается Вашего вопроса об англоязычном журнале - простите, не помню.
Уважаемый Михаил Викторович!
Искренне благодарю Вас за Ваш ответ!
Отправляя Вам упомянутый текст, мне очень хотелось только одного, по большому счету, - чтобы Вы его просто прочитали. Что же касается журнала... жаль, конечно, что Вы не помните. (Я тогда капельку помог Вам, когда Вы готовили к печати Вашу книгу "Вождю Третьего Рима".) Я ведь, когда периодически вспоминаю об этом, до сих пор недоумеваю, что ТАКОГО-ЭДАКОГО (компрометирующего?) могло быть в статье американского журналиста, из-за чего ее кто-то аккуратно вырезал из журнала... Ну, да ладно. Если Богу будет угодно, непременно разъищу этот материал. И если получится, обязательно сообщу Вам о результатах своих "изысканий".
«В день, когда мы празднуем 150-летие со дня его рождения, давайте особым образом вознесем молитвы об этом великом человеке, Патриархе-исповеднике, от действий которого во многом зависела в то время сама судьба Церкви. Ведь мы знаем: хотя Церковь непобедима и врата ада никогда ее не одолеют (см. Мф. 16:18), в истории было много примеров, когда Поместные Церкви исчезали под натиском враждебных сил.
Святейший Патриарх Сергий не допустил исчезновения нашей Церкви. Он сохранил ее и тем самым во многом предопределил настоящее духовное развитие Церкви нашей и нашего народа. Помолимся об упокоении его души», – сказал в этом году патр. Кирилл (Гундяев) на торжественной панихиде.
26.01.2017. Слово патр. Кирилла (Гундяева) перед панихидой в честь 150-летия рождения митр. Сергия (Страгородского). Цит. по: http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=71625