20.11.2007       0

Расстрелян свщм. Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов), первый из назначенных Патриархом Местоблюстителей


7/20.11.1937. – Расстрелян свщм. Митрополит Кирилл Казанский (Смирнов), первый из назначенных Патриархом Местоблюстителей

Митрополит Кирилл (в миру Константин Илларионович Смирнов)Митрополит Кирилл (в миру Константин Илларионович Смирнов; 26.4.1863 – 20.11.1937) родился в городе Кронштадте в семье псаломщика. Окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в 1883 г. и в 1887 г. Духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 15 ноября 1887 г. – диакон, с 21 ноября 1887 г. – иерей, определен к Воскресенской церкви Общества трезвости в С.-Петербурге, одновременно исполняя обязанности законоучителя Елисаветпольской гимназии и 2-й гимназии.

С октября 1900 г. – священник кронштадтской Свято-Троицкой кладбищенской церкви. Переход из столицы в небольшой храм был связан с желанием быть ближе к прот. Иоанну Кронштадтскому, с которым отца Константина связывали крепкие духовные узы (именно он после смерти св. Иоанна, согласно его предсмертной просьбе, отслужил по нему заупокойную литургию, произнёс надгробное слово и сопровождал гроб в С.-Петербург).

После неожиданной смерти дочери и жены, 10 мая 1902 г. о. Константин был пострижен в монашество с именем Кирилл и назначен начальником духовной миссии в Урмии (Персия) в сане архимандрита. Миссия действовала среди ассирийцев, которые издавна исповедовали несторианство, но затем их часть присоединилась к Православию. Была создана типография, печатавшая литературу на древнесирийском и современном сирийском языках. За время его руководства миссией были переведены сборник ежедневных молитв, чин литургии св. Иоанна Златоуста, ряд богослужебных книг. С 1902 г. при миссии действовала школа с интернатом. В 1904 г. в С.-Петербурге при участии архимандрита Кирилла было учреждено Кирилло-Сергиевское Урмийское братство, целью которого являлось содействие утверждению Православия в Урмии и обращению несториан в Православие.

6 августа 1904 г. хиротонисан во епископа Гдовского, третьего викария С.-Петербургской епархии. Был одним из ближайших сотрудников петербургского митрополита Антония (Вадковского).

С 30 декабря 1909 г. – епископ Тамбовский и Шацкий. Проявил себя энергичным архипастырем: проводил архипастырские беседы с народом, вводил в церквях общенародное пение, истово служил литургии. Занимался широкой благотворительностью, за что был очень почитаем в народе. Твердость веры владыки проявилась в таком эпизоде: когда по распоряжению санитарной комиссии в связи с эпидемией холеры в 1909 г. было дано распоряжение освящать на Богоявление только кипяченую воду, Владыка отказался это делать и освящал речную. 6 мая 1913 г. был возведён в сан архиепископа.

Во время Первой мировой войны по инициативе святителя организуются сборы средств для нужд фронта, лазареты при монастырях, приюты для детей, у которых погибли родители, различные комитеты помощи воинам.

Во время Февральской революции 1917 г. Владыка предупреждал с амвона: «Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать её, но нет таких ножниц, которыми можно было бы вырезать что-либо из памяти истории».

На Поместном соборе 1917-1918 гг. он был выдвинут вторым в числе первоначально избранных 25 кандидатов на патриаршество. Затем при избранном Патриархе Тихоне стал членом Священного Синода.

19 марта/1 апреля 1918 г. святитель был назначен на митрополичью Тифлисскую и Бакинскую кафедру, а также на должность экзарха Кавказского. По условиям военного времени он смог добраться только до Баку. Месяц, проведенный там, он использовал для организации церковного управления и сохранения приходов в подчинении Русской Церкви, когда большинство грузин ушло в самопровозглашённую автокефальную Грузинскую церковь. Не сумев добраться до Грузии, он возвратился в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора, где сделал доклад о "Об устроении Православной Церкви в Закавказье".

В ночь с 24 на 25 декабря 1919 г. владыку Кирилла арестовали в Москве по обвинению «в контрреволюционной агитации путём рассылки воззваний и сношения с Колчаком и Деникиным» и заключили в тюрьму.

С апреля 1920 г., после освобождения, – митрополит Казанский и Свияжский. 19 августа 1920 г. был вновь арестован в Казани  и перевезён в Москву в Таганскую тюрьму, осужден к лишению свободы на срок «до конца гражданской войны» по обвинению: «Выехал из Москвы в Казань без разрешения ВЧК». Затем приговор был заменен на пятилетнее тюремное заключение. Князь Сергей Трубецкой, старший сын философа Е.Н.Трубецкого, вспоминая о днях, проведенных в тюрьме, писал о владыке Кирилле: «С достойной простотой нёс он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих…».

В январе 1922 г. был освобожден и вернулся в Казань. Отказался поддержать инициированное большевиками "обновленческое" движение. В августе 1922 г. вновь был арестован и выслан в Усть-Сысольск. Власти ненадолго ему разрешили вернуться в Москву, надеясь с ним договориться, но он решительно выступил против всяких компромиссов с обновленцами. Попросил Патриарха Тихона не обменивать освобождение из ссылки архиереев на включение представителей обновленчества в состав высшего церковного руководства: «Ваше Святейшество, о нас, архиереях, не думайте. Мы теперь только и годны на тюрьмы…». Был выслан в Зырянский край.

В завещательном распоряжении Патриарха Тихона от 25 декабря 1924 г. (7 января 1925 г.), которое было оглашено в день его погребения, владыка Кирилл был назван первым, к кому временно переходят патриаршие права и обязанности в случае кончины Патриарха. Однако в связи с нахождением митрополита Кирилла (и второго кандидата – митрополита Агафангела) в ссылке – в управление Патриархией по смерти Патриарха, последовавшей 7 апреля 1925 г., вступил митрополит Петр (Полянский).

В 1926 г. среди епископата возникла мысль о тайном избрании Патриарха. Под актом избрания митрополита Кирилла, у которого истекал срок ссылки, было собрано 72 архиерейские подписи, в то время как за митрополита Сергия (Страгородского) всего одна. Таким образом, митрополит Кирилл был избран патриархом, но интронизация его не состоялась, так как ГПУ стала известна эта акция.

Весной 1927 г. когда митрополит Сергий (Страгородский) еще пребывал в заключении, к митрополиту Кириллу в вятскую тюрьму, где владыка находился с января по апрель 1927 г., явился ответственный за советскую церковную политику чекист Е.А. Тучков и предложил владыке возглавить Церковь. Обещал ее легализацию, поставив условием согласовывать с властью смещение неугодных ей архиереев. В ответ владыка Кирилл заявил: «Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь». После этих слов приговор ОСО при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10 (три года ссылки) был приведён в исполнение. Владыку приговорили дополнительно к трём годам ссылки и с апреля 1927 г. он был выслан в станок Хантайка Туруханского района Красноярского округа, а затем в город Енисейск.

После опубликования в 1927 г. Декларации митрополита Сергия о лояльности богоборческой власти, владыка Кирилл отделился от общения с ним, так как не хотел участвовать в том, что его «совесть...признала греховным». В административной деятельности митрополита Сергия, владыка отверг превышение им полномочий, предоставленных ему званием заместителя местоблюстителя. Владыка считал бессмысленным и вредным сохранение центральной церковной власти ценой подчинения богоборческой власти. В условиях, когда легальное устроение центральной административно-церковной власти невозможно, и когда стало ясно, что «митрополит Сергий правит Церковью без руководства митрополита Петра», он призывал руководствоваться указом Патриарха Тихона и высших церковных властей от 20 ноября 1920 г., согласно которому епископы должны были создать местное самоуправление и при более благоприятных условиях дать отчет Собору о своей деятельности.

Митрополит Сергий, требуя сохранения церковной дисциплины, отвечал несогласным угрозами канонических прещений (а это означало, что запрещенные в служении из клириков превращались в "контрреволюционеров"). Владыка Кирилл защищал преследуемых, не желая «участвовать в том, что совесть их признала греховным». «Это исповедание вменяют им в нарушение церковной дисциплины, но и дисциплина способна сохранять свою действенность лишь до тех пор, пока является действенным отражением иерархической совести соборной Церкви, заменить же собою эту совесть дисциплина никак не сможет. Лишь только она предъявит свои требования не в силу указаний этой совести, а по побуждениям, чуждым Церкви или неискренним, как индивидуальная иерархическая совесть непременно встанет на стражу соборно-иерархического принципа бытия Церкви, который вовсе не одно и то же с внешним "единением во что бы то ни стало"». В результате в 1929 г. митрополит Кирилл был уволен от управления Казанской епархией, а определением "сергианского" Временного Синода № 28 от 11 марта 1930 г. запрещён в священнослужении.

С 1932 г. владыка находился в ссылке в Туруханском крае. Темные морозные зимы без солнца, короткое северное лето с тучами комаров-гнусов, цинга, отсутствие предметов первой необходимости... В таких условиях в ссылках близ Полярного круга многие сосланные епископы жили в маленьких посёлках далеко друг от друга, так что видеться не могли. Лишь со священномучеником епископом Дамаскиным (Цедриком) удалось владыке недолго пообщаться, и с тех пор они стали близкими друзьями.

После освобождения в августе 1933 г. святитель непродолжительное время проживал в Гжатске. Единомысленное духовенство настойчиво просило святителя заявить свои права и взять на себя бремя управления гонимой Церковью. Но Владыка считал для себя невозможным это сделать, пока полностью не уяснит создавшееся положение. В 1934 г. святитель приехал в Москву и явился в Патриархию. Охранник преградил ему вход, но высокий, когда-то могучий митрополит, отстранив его, шагнул в кабинет митрополита Сергия. Через несколько мгновений владыка вышел. Это была их последняя встреча.

Вскоре летом 1934 г. он был арестован в Гжатске по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и заключён во внутренний изолятор особого назначения Бутырской тюрьмы Москвы. Святителя приговорили к 3 годам ссылки, которую отбывал в поселке Яны-Курган (Южно-Казахстанская обл.). Неподалёку в той же ссылке жил митрополит Иосиф (Петровых). «С митрополитом Иосифом, – так писал владыка, – я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что с его именно благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности».

В 1934 г. митрополит Кирилл в письме неизвестному архипастырю мудро пишет о своем отношении к "сергианской" церкви: «Это только по форме тайнодействия, а по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположёнными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. То же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни» (Губонин М. Е., Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти (1917-1943) (сборник в 2-х частях). Москва: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994, с. 702.).

Икона: расстрел митрополита Кирилла под Чимкентом 20 ноября 1937 года

24 июня 1937 г. митрополит Кирилл был арестован по обвинению в руководстве «контрреволюционной организацией среди церковников» в Южно-Казахстанской области. На допросах  отверг обвинения, держался мужественно и достойно.

Был расстрелян под Чимкентом 20 ноября 1937 года по решению "тройки" УНКВД по Южно-Казахстанской области и похоронен предположительно в Лисьем овраге вместе с убитым в тот же день митрополитом Иосифом (Петровых).

Причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1981 г. вместе с сонмом Новомучеников и Исповедников Российских.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25112012

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.