21.02.1804 (6.03 в 2018 г.). – Умер архитектор Андрей Никифорович Воронихин
Андрей Никифорович Воронихин (17.10.1759–21.02.1814), архитектор, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Родился с. Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного канцеляриста графа А.С. Строганова, президента Академии художеств (до 1785). Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Заметив способности мальчика, граф отправил его в Москву, где Воронихин учился архитектуре у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, с 1779 г. работал в Петербурге. Путешествовал по России вместе с сыном Строганова, Павлом. В 1785 г. талантливый молодой художник получил вольную и в качестве учителя рисования и слуги сына Строганова был отправлен в Западную Европу, где в течении пяти лет изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. Как можно судить по его положительному отношению к Французской революции, Европа оказала вредное духовное влияние. В связи с революцией оба путешественника в 1790 г. были отозваны в Россию.
В 1794 г. Воронихин был принят в Академию художеств, и приступил к своим первым скромным архитектурным работам. Он проектировал обычно не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности всего проекта. К ранним его работам относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793), возведенного в середине XVIII в. В.В. Растрелли. Пышные барочные формы Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. В этом же направлении он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Черной, дома в усадьбе Городня (1798). Этим Воронихин повлиял и на общий поворот вкусов в более сторону более строгого классицизма на переломе веков.
В 1797 г. Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картины "Вид картинной галереи в Строгановском дворце" (1793) и "Вид Строгановской дачи" (1797). За проект Петергофских каскадов в 1800 г. получил звание архитектора и место преподавателя в Академии художеств. С 1802 г. – профессор, а с 1811 г. – старший профессор архитектуры.
Воронихин создал строгий классический тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие государства. Таким зданием стал собор в Петербурге в честь иконы Казанской Божией Матери (1801–1811), хотя, конечно, на православную церковь он не похож и в данном случае этот стиль применен не по назначению. Воронихин построил собор как дворец, полуциркульная колоннада которого образовала на Невском проспекте площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий. Такой облик Казанского собора был во многом определён распоряжением Императора Павла I, который хотел, чтобы храм был похож на Собор Святого Петра в Ватикане. К освящению собора Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.
Несмотря на то, что храм был построен до Отечественной войны 1812 г., он стал ей памятником. В 1813–1814 гг. здесь были размешены знамена и штандарты побежденных французских полков, а также ключи от взятых городов. Здесь же был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов.
В числе других работ Воронихина – дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые соружения в этих дворцово-парковых ансамблях. Неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора (1808–1810) и храма Христа Спасителя (1813) в византийском стиле. Живописные произведения и рисунки Воронихина находятся в Русском музее Александра III и в Третьяковской галерее.
Похоронен архитектор в Александро-Невской лавре.