"Еретические мысли" грешного мiрянина ‒ 6
Знак Дана в Википедии. Еврейская энциклопедия сообщает, что Знамя колена Дана с изображением змея было дано этому колену в древнем Израиле, поскольку праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17, Ункелус).
+ + +
Публикуемый ниже обмен мнениями не был личной перепиской, т.к. в ней участвовали многие духовные лица. Но поскольку убедительного ответа мною не было получено, сейчас, в день памяти Праотцев, а также в связи со светским ажиотажем вокруг Года Змеи (знамя колена Дана), выношу этот вопрос на более широкую образованную православную богословскую аудиторию и предлагаю рассмотреть с учетом всего, что произошло в человеческой истории после составления канона Библии в координатах православной эсхатологии. ‒ М.В. Назаров.
+ + +
М.В. Назаров
3 янв. 2021 г.
Ваше Высокопреосвященство, благословите задать вопрос.
В нашем календаре в праздник свв. Праотец каждый год в числе имен указывается ДАНЪ, и ни у кого в связи с этим не возникает вопросов. Однако в джорданвильском календаре его имя не указывалось, там вообще не было родоначальников колен Израилевых.
Правильно ли его указывать, учитывая значение колена Данова, из которого произойдет антихрист?
Направляю также копию вопроса нашим досточтимым иереям, м.б. кто-то добавит свое объяснение.
Испрашивая у всех молитв
р.Б. Михаил
+ + +
Прот С. и др.:
Дорогой Михаил Викторович. 12 патриархов упоминаются в богослужении. В частности в Неделю святых праотец (Минея. 11 декабря) есть такие тропари (которые повторяются и в Неделю святых отец (Минея. 18 декабря)).
Слава на Господи воззвах, гл. 6:
И́же пре́жде зако́на/ отцы́ вся восхва́лим днесь, ве́рнии,/ Авраа́ма Боголю́би́ваго,/ и Исаа́ка, от обеща́ния рожде́ннаго,/ и Иа́кова, и двана́десять патриа́рхи,/ Дави́да кротча́йшаго,/ и Дани́ила, жела́ний проро́ка,/ и три о́троки с ни́ми сла́вяще,/ пещь в ро́су преложи́вшия,/ прося́ще оставле́ния от Христа́ Бо́га,/ прославля́емаго во святы́х Свои́х.
Из стихир на литии, Слава, гл. 3:
Пра́отцев собо́р, празднолю́бцы,/ прииди́те, псало́мски да восхва́лим: Ада́ма пра́отца, Ено́ха, Но́я, Мелхиседе́ка,/ Авраа́ма, Исаа́ка и Иа́кова,/ по зако́не Моисе́я, и Ааро́на,/ Иису́са, Самуи́ла и Дави́да,/ с ни́миже Иса́ию, Иереми́ю, Иезекии́ля,/ и Дании́ла, и двана́десять,/ ку́пно Или́ю, Елиссе́я и вся,/ Заха́рию, и Крести́теля, и пропове́давшия Христа́,/ жи́знь и воскресе́ние ро́да на́шего.
Седален по полиелее, гл. 8:
Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова восхва́лим вси пе́сненно,/ Дави́да кро́ткаго, Иису́са и двана́десять патриа́рхи/ ку́пно с треми́ ю́ношами, угаси́вшими о́гненный пла́мень си́лою духо́вною,/ ра́дуйтеся, – вопию́ще к ним, – пре́лесть до́блественне обличи́вше царя́ безу́мнаго,/ и Христу́ моли́теся/ согреше́ний оставле́ние дарова́ти пра́зднующим любо́вью святу́ю па́мять вашу.
Свт. Андрей Кесарийский в толковании гл. 4. ст. 4 Апокалипсиса (о 24 старцах) пишет:
«Некто из древних говорит, что под именем двадцати четырех старцев нужно подразумевать Авеля и двадцать других праведных Ветхого Завета и трех Нового. Правильно ли это, или же под означенными двадцатью четырьмя нужно разуметь всех украсившихся словами и делами – пусть разрешит это для себя всякий читающий. Но сообразнее, кажется, понимать так: двенадцать первых означают святых, просиявших в Ветхом Завете, а двенадцать других – угодивших Богу в Новом. Первые двенадцать суть патриархи – родоначальники двенадцати колен, а вторые – двенадцать апостолов, которых обещал Господь сообразно их силе и премудрости посадить на двенадцати престолах, чтобы судить Израиля».
Патриарх Дан не виноват в том, что в его колене родится Антихрист.
Ваши во Христе...
N.,N.,N.
[Прим. МВН, дек. 2024: Но где же здесь упоминание именно Дана? В приведенных примерах сказано лишь, что "12 патриархов упоминаются в богослужении", но состав их тут точно не указан. Тем более что иерей А. далее напоминает, что "колено Даново в Апокалипсисе заменено коленом Левииным", по одной версии, а "большинство современных ученых полагают, что место колена Данова в Апокалипсисе заняло колено Манассии". Почему оно было заменено апостолом Иоанном? А ведь этот его заключительный тест Священного Писания имеет важнейшее значение для суждений о святости Дана как праотца.]
+ + +
МВН:
Благодарю, дорогие отцы!
А всё-таки почему в Апокалипсисе колено Даново не упоминается, если Дан не виноват? Наверное, дело не в нем самом?
Имею в виду перечисление спасенных евреев из всех колен, кроме колена Данова.
+ + +
Священник Г.
В принципе отцов поддерживаю. У самого в голове сложилась такая же аргументация. Они привели примеры почитания 12 патриархов и, следовательно, Дана. Но объяснить простой случайностью появление Антихриста в этом колене нельзя и просто сказать, что Дан в появлении Антихриста не виноват, тоже, наверное, нельзя. В Дане были какие-то черты, которые в нём самом были только потенцией или не были развиты до таких размеров, чтобы исключить его из числа 12 патриархов, но в Антихристе они получат крайнее воплощение.
+ + +
Иерей А.:
Дорогой о Господе Михаил Викторович!
Позвольте привести несколько ссылок:
https://www.pravenc.ru/text/168790.html
https://azbyka.ru/days/sv-dan-odin-iz-12-synov-vethozavetnogo-patriarha-iakova
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дан_(Библия)
https://anastasiarahlis.livejournal.com/48850.html
http://pravicon.com/icon-1604
Обратите, пожалуйста, внимание, что праотцу Дану наши благочестивые предки писали иконы.
Позвольте поделиться воспоминаниями 1991-1992 года.
Во время войны Эфиопии и Эритреи израильские войска военно-транспортной авиацией вывезли колено Даново из Эфиопии. Как сейчас стоят перед глазами испуганные полуголые «ефиопы» перед погрузкой в брюхо военного транспортника.
Для меня это обратный отсчёт Апокалипсиса.
Ей, гряди, Господи Иисусе!
С любовью о Христе Иисусе, распятом несчастными потомками праотцев, и в третий день воскресшем!
нед. иер. А.
+ + +
МВН:
Дорогие отцы, я знаю, что была Ветхозаветная Церковь, почитаемая Христовой Церковью. И я не дерзаю возражать против упоминания в святцах ветхозаветных персонажей, хотя и не всегда это понимаю, таких, как например, упоминаемая (хотя и не во всех календарях) гаремная героиня Есфирь и др.
Однако вспоминаю, что об этом писали, например:
‒ Прот. М. Помазанский о неважности для христиан ветхозаветных описаний различных исторических событий, имеющих значение только для национальной истории еврейского народа, «где национальный иудейский элемент оставляет в тени чисто религиозную идею, таковы: кн. Есфирь, Иудифь; такие книги остаются в стороне от богослужебного использования их Церковью...» [Протоиерей М. Помазанский. Ветхий Завет в Новозаветной Церкви. Джорданвиль, 1961, с. 24].
Или видный историк Церкви, профессор Парижского Св.-Сергиевского института А.В. Карташев: «Многие авторы брали в основу своих книг легендарные полуфантастические истории (Есфирь, Иудифь...). По меньшей мере неумно все эти человеческие черты и материи возводить к внушениям Духа Св.». [А.В. Карташев. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, с. 71].
И не помню, чтобы священноначалие порицало их за эти высказывания.
Есть ли первоначальные пояснения святых отцев о включении в святцы Дана? И как они совмещали это с неупоминаем его имени в числе спасаемых колен в Апокалипсисе?
+ + +
Иерей А.:
В христианском каноне книга Есфирь всегда составляла неизменную часть. Правда, в новозаветных книгах ясных цитат из нее не находят, в эклоге Мелитона также нет ее, но во всех других счислениях, начиная с 85 апостольского правила, она существует и принята в канон греко-восточной православной Церкви.
Толковательная литература на книгу Есфирь за отеческий период отсутствовала. Впервые объяснением ее на западе занялись Рабан Мавр (М. 1091.) и Валафрид Страбон (М. 113 t.). В XIX веке известны экзегетические труды на эту книгу: Calmberg. Lib. Estherae illustratus. 1857 г. Cassel. D. В. Esther. 1878 г. Haley. Т. В. of Esther. 1885 г. Oettli. (Strack u. Zöckler. VIII t.) 1889 г. Scholz. Com. tib. Esther. 1892 г. Wildeboer. 1898 г. Siegfried. 1901 г. (См. проф.Юнгеров «Исагогика Ветхого завета»)
В наше время, нет, мягко говоря, компетентного сообщества, которое могло бы оспорить решение древних святых отцов и царских библеистов.
Простите меня, недоучку, за высказывания в защиту Священного Писания.
Ваш,
нед. иер. А.
PS
Колено Данова не упоминается в Откр 7. 4-8 среди 144 тыс. «запечатленных», что отмечает уже сщмч. Ириней Лионский, интерпретируя слова прор. Иеремии о Дане, как о родоначальнике антихриста (Iren. Adv. haer. V 30. 2). По мнению свт. Андрея Кесарийского, оно заменено коленом Левииным (Andr. Caes. Apoc. VII 8). Большинство современных ученых полагают, что место колена Данова в Апокалипсисе заняло колено Манассии. По мнению Дж. Сандерсона, греч. слово Ϫάν могло быть опущено по ошибке писца, к-рый заменил его сокращенной формой Μαν[ασσή] (Sanderson. 1948). Имя колена Данова читается в бохайрском переводе Откр 7. 6.
Для христианства особое значение имеют благословения и пророчества, связанные с Даном. Слова патриарха Иакова о том, что Дан «будет судить народ свой», традиционно истолковываются либо как пророчество о Судии мира Иисусе Христе (Ephraem Syr. In Gen. 43. 6), либо как указание на пришествие из колена Данова антихриста (Theodoret. Quaest. in Gen. 112 // PG. 80. Col. 224; Hipp. De Crist. et antichr. 14. 8-15. 9), хотя в буквальном смысле эти слова исполнились уже в связи с судьей Израиля Самсоном (Hipp. De Crist. et antichr.; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32). То, что Дан называется «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт 49. 17), указывает не только на антихриста, но и на предателя Иуду (Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32), а также на те искушения, которые будут претерпевать верные, вставшие на узкий путь спасения во Христе (Hipp. De bened. Is. et Jac. 22. 7; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 33), и на их готовность со смирением переносить земные трудности, что позволяет проводить параллель со словами ап. Павла о жале в плоти (2 Кор 12. 7) (Rufin. De bened. Patr. 2. 17).
+ + +
Иерей И:
Сейчасъ время, когда особенно вспоминаются и празднуются Ветхозавѣтные святые угодники.
Можетъ не безъ Промысла Божіяго появилось вопрошаніе за сего Святого, дабы мы могли вспомнить и обратится въ молитвахъ своихъ не только Великимъ святымъ Ветхаго Завѣта, какъ Пророки (напр.), а и къ малымъ, да и попросту, забытымъ. Ихъ молитвы не менѣе дерзновенны передъ Богомъ за насъ грѣшныхъ. Батюшка, спаси тя Христосъ. Свтый Патріарше Дане, моли
Бога о насъ!
Фото: Полный Мѣсяцесловъ Востока. Архіеп. Сергій (Спасскій). Т.2. Ч.2. Владиміръ. 1901г. Во второй части сего Мѣсяцеслова находятся имена Прославленныхъ Святыхъ. Мѣстночтимые Святые находятся въ 1-мъ томѣ. Имя Св. Пророка Ездры, напр., находится въ 1-мъ томѣ среди мѣстночтимыхъ. А вотъ св. Патр. Данъ среди прославленныхъ. Почему? Подробно могъ бы сказать самъ Архіеп. Сергій (Спасскій). Но онъ таковое "разпредѣленіе" дѣлалъ не по своему разумѣніею, а на основѣ древнихъ Памятей.
+ + +
МВН:
Дорогие отцы, благодарю Вас за ответы. Патриарх Дан ‒ это частный случай проблемы. И я спрашивал не доказательств того, что он, Есфирь и др. ветхозаветные персонажи внесены в святцы и где об этом пишется, а том, когда это было решено, кем, какова была аргументация "за" и "против", тем более, что мне встречались разные мнения высокодуховных людей ‒ например, скептическое суждение свт. Филарета Московского о царе Соломоне. В беседах с людьми, склоняющимися к еретическому отрицанию Ветхого Завета, эти вопросы возникают нередко ‒ например, так бывало в приходе Леоничева. [Ныне Леоничев вообще отрицает истинность многого в Священном Писании, в т.ч. с позиций ереси маркионизма, при этом остаётся в одесско-ньюйоркской юрисдикции "РПЦЗ(А)". - Прим. МВН, дек. 2024.] И как ответ на это мне показались разумными приведенные суждения протопресв. Михаила Помазанского и проф. Карташева об Есфири и Юдифи. Иначе у нас получаются как бы двойные стандарты святости в ВЗи НЗ?
+ + +
Иерей А.:
Дорогой Михаил Викторович!
Вся Библия богодухновенна. Священное Писание потому и Священно, что написано по внушению Святого Духа.
Двойных стандартов нет. Есть несравненно более строгие требования к членам Новозаветной Церкви. Кому много дано, с того и больше спросится.
К свидетелям Рождества Христова, очным или по благодати Святого Духа, требования самые строгие. То, что могло быть прощено Святым Праотцам, нам ‒ смертный грех.
Господь возвещает нам:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Иоан., 5, 39)»
Ваш,
нед. иер. А.
+ + +
МВН:
Дорогие отцы. Благодарю за увещевание, что вся Библия богодухновенна. Значит главный авторитет догматич. богословия РПЦЗ о. Михаил Помазанский был еретик?
И если "Есть несравненно более строгие требования к членам Новозаветной Церкви", ‒ значит, все-таки стандарты святости разные?
А ответа на конкретные вопросы (кто, где, когда, было ли обсуждение) я еще не получил.
+ + +
Иерей И.:
Агіографы Архіепп. Сергій (Спаскій), Серафимъ (Дугловъ) не отвѣтствовали на вопрошанія за праздность. Въ Полномъ Мѣсяцесловѣ Востока, изданного съ позволенія Сѵнода, порядкомъ ок. 8 тысячъ святыхъ, и смогли бы сѵнодальные агіографы удовлитворить интересъ: - "(кто, где, когда, было ли обсуждение). Даже изъ прославленныхъ (кто-то предпочитаетъ слово ‒
канонизированные) святыхъ добро есть ли сказали бъ за четверть сихъ святыхъ. Отъ того еже мы сего не вѣмы, то святость тѣхъ святыхъ не умаливается. Среди прославленныхъ святыхъ достаточно о которыхъ не извѣстенъ вѣкъ когда подвизались, не извѣстно мѣсто гдѣ пострадали, и подавно не извѣстны имена, иные подробности за время, обстоятельства или имена отцевъ кои о нихъ дѣлали опредѣленія за внесеніе въ Мѣсяцесловы, Мартирологи.
+ + +
МВН:
Дорогой отец И., но ведь из Вашего ответа следует, что при составлении святцев могли быть неточности и ошибки?
+ + +
Иерей И.:
Совершенно не слѣдуетъ. Потому какъ потеря свѣденій не есть ошибка или неточность, это недостаточность информаціи, за которую можно будетъ узнать, только, по исходѣ у самихъ Сятыхъ угодниковъ. Ошибка, неточность - дата, годъ, титулъ, мѣсто. За се благословясь работаемъ и исправляемъ. За святость того или иного святого до меня нѣтъ сомненія въ ошибочности,
я довѣряю Царскимъ агіографамъ.
Въ Полномъ Мѣсяцесловѣ есть ссылки на древніе Коптскіе мѣсяцесловы, въ каком-то изъ нихъ есть Понтій Пилатъ, и Коптская церковь его почитаетъ, какъ святого (Лопухинъ за се писалъ). Вотъ ошибка то и была, еже въ Православные Святцы сіе имя попало бы.
+ + +
МВН:
Отче, а если бы Понтий Пилат таким неизвестным образом всё же попал ‒ Вы бы и в его святости не сомневались?
+ + +
Иерей И.:
Михаилъ Викторовичъ, "а если бы" ‒ это отъ Васъ есть, на глупый вопросъ - глупый отвѣтъ. Я не буду давать Вамъ глупый отвѣтъ, сами себѣ отвѣтствуйте (мнѣ можете не отвѣчать - не любопытенъ:). Естьли Вы не читаете постоянно Новый Завѣтъ, какъ должно чаду православному, то перелагать очевидное съ больной головы на здоровую - грѣхъ.
іер. И.
+ + +
МВН:
Дорогие отцы, т.к. почта Преосвященнейшего Владыки Софрония почему-то не работает, не надеясь на ответ от него, я послал копии своего вопроса Вам, нашим уважаемым пастырям.
Оставим в стороне вопрос о богодухновенности абсолютно каждого текста и слова в составе Библии ‒ это отдельная тема. Не стану ожидать от Вас и ответа на логичный вопрос о "еретичности" о. М. Помазанского в этом отношении.
К Вам я обратился всего лишь с просьбой прояснить, как и когда были причислены к лику святых персонажи ВЗ, которые по новозаветным более строгим критериям (которые признает о. А.), возможно (? ‒ это мой вопрос) не соответствовали критериям святости. Тем более, что с именем родоначальника колена Данова в Библии связываются все указания на будущего антихриста. Меня его имя смутило на прошедшей воскресной службе, видимо, по моей глупости, но прошу помочь мне исправить ее, растолковав, как изначально имя Дана было внесено в святцы.
Испрашивая Ваших молитв,
р.Б. Михаил,
грешный мiрянин.
+ + +
Иререй А.
Дорогой Михаил Викторович!
Ответы ‒ по тексту письма 4 янв. 2021 г. в 23:32:
Оставим в стороне вопрос о богодухновенности абсолютно каждого текста и слова в составе Библии - это отдельная тема.
- Богодухновенность абсолютно каждого текста и слова Библии - это один из столпов нашей веры, а не предмет разговора!!!
Не стану ожидать от Вас и ответа на логичный вопрос о "еретичности" о. М. Помазанского в этом отношении.
К Вам я обратился всего лишь с просьбой прояснить, как и когда были причислены к лику святых персонажи ВЗ.
- Простите, но святые праотцы - реальные исторические святые Личности - ни в коем случае не персонажи.
- Почитание ветхозаветных праотцев в христианской Церкви засвидетельствовано по крайней мере со второй половины IV века. Предполагается, что оно восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и связывается прежде всего с Иерусалимской поместной церковью. Ветхозаветные святые поминаются в чине Литургии в ходатайственной молитве перед причастием: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими праотцы, отцы, патриархи, пророки…» (Литургия свт. Василия Великого). Такое поминовение появляется уже у святого Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), который писал: «Затем поминаем преждепочивших Патриархов, Пророков, Апостолов, Мучеников, чтобы Господь принял эту жертву по их молитвам и их предстательству». В Неделю святых праотец и в Неделю святых отец церковь воспоминает всех ветхозаветных патриархов, от Адама до Иосифа Обручника до и всех ветхозаветных праведников, оправдавшихся верой в грядущего Мессию. В песнопениях Церкви они перечисляются поименно.<
которые по новозаветным более строгим критериям (которые признает о. А.),
- дело не в моем признании. Например, многоженство и убийства прощены Господом ряду праведников в ветхозаветные времена по снисхождению ради веры их в Мессию, но строжайше запрещено нам.
возможно (? - это мой вопрос) не соответствовали критериям святости. Тем более, что с именем родоначальника колена Данова в Библии связываются все указания на будущего антихриста. Меня его имя смутило на прошедшей воскресной службе, видимо, по моей глупости, но прошу помочь мне исправить ее, растолковав, как изначально имя Дана было внесено в святцы.
Испрашивая Ваших молитв,
р.Б. Михаил,
грешный мiрянин.
- Святым праотцам - членам нашей Церкви, (святым ради веры их в Мессию), молимся тысячелетиями, им пишут иконы вплоть до чина праотцовским в иконостасе. Молитвы Святым Адаму ... Гаду, Дану ... Давиду, Соломону ... Юдифи, Эсфири ... - часть Священного Предания святой Церкви. Это один примеров знания по благодати Святого Духа.<
- Если генетические и религиозные потомки богоубийц используют имена святых праотец или возводят к ним свою генеалогию - это не может изменить нашу молитвенную память о святых праотцах , чья жизнь формировала «среду» рождения Спасителя.
- Сама жизнь, судьба Праотцев - уже есть пророчество о Рождестве Иисусове и Пресвятой Деве: три святых отрока несгораемые в печи, неопалимая Купина, лестница Иакова, гора несекомая, избавленный невредимо из чрева китова Иона, народ, перешедший море посуху.
+ + +
МВН:
Дорогой о. А! Благословите!
Меня удручает то, что ни Вы, ни досточтимые отцы, не замечаете суть моего вопроса и не отвечаете на него, ограничиваясь общими благочестивыми назиданиями. Вот и сейчас Вы, отче, в очередной раз повторяете мне одно и тоже.
Позвольте в очередной раз и мне повторить мой вопрос, обращаемый "по инстанции" к нашему духовенству и не с утверждением собственной "непогрешимости", а со скромной просьбой несведущего мiрянина о его разъяснении ПО СУТИ.
Итак, вопрос этот: как мог быть внесен в число святых родоначальник колена Данова, если НИКТО ИЗ ЕГО ПОТОМСТВА не удостаивается спасения в Апокалипсисе, а имя его самого во многих местах Священного Писания символически связывается с носителем чего-то злого ‒ почему святые отцы Церкви и истолковали происхождение антихриста из этого колена, и это вошло в Св. Предание и в богослужение?
Исходя из этого факта, о. Г. (благодарю его за единственный пришедший отклик по сути) в своем ответе логично предполагает, что «объяснить простой случайностью появление Антихриста в этом колене нельзя и просто сказать, что Дан в появлении Антихриста не виноват, тоже, наверное, нельзя. В Дане были какие-то черты, которые в нём самом были только потенцией или не были развиты до таких размеров, чтобы исключить его из числа 12 патриархов, но в Антихристе они получат крайнее воплощение».
Вот мне и хотелось бы получить разъяснение, как эта проблема обсуждалась и решалась исторически, а не просто указанием на традиционное упоминание имени Дана в числе святых Праотцев. Традиции тоже не лишне понимать и сознательно следовать их смыслу, а не просто механически заучивать.
Что в моей просьбе недопустимого? И почему ответом на нее мне вновь указывают: «Богодухновенность абсолютно каждого текста и слова Библии - это один из столпов нашей веры, а не предмет разговора!!!» (Замечу всё же, что эта "абсолютность" не во всём абсолютна, ибо каноничный состав Библии исторически устоялся не сразу и с градацией текстов на каноничные и т.н. "второканоничные", которые в Православии, если не ошибаюсь, в ветхозаветный канон официально не были включены, известны и безспорно выявленные неточности переводов библейских текстов, и важен также духовный анализ неясных мест разными богословами, включая нашего авторитетнейшего протопресвитера Михаила Помазанского, на приведенное мною суждение которого тут никто почему-то не возразил. Уж если меня нужно просветить ‒ прошу не забыть и его слов, и мнения свт. Филарета Московского о царе Соломоне.)
Однако повторю: богодухновенность Библии к моему вопросу не имеет отношения, так как мой вопрос относится к области человеческих решений о степени духовного достоинства (святости) тех или иных лиц, упоминаемых в текстах, чего в самой Библии во многих случаях не указывается ‒ Отцы Церкви в ее истории сами определяли святость, руководствуясь в идеале внушением Святого Духа, но что, видимо, бывает не всегда, а вмешиваются и другие обстоятельства, в том числе земные (политические, исторические, личные предпочтения и др.), и потому известны случаи отмены таких решений и удаление имен из святцев (примеры этого найти нетрудно). К тому же о. И. верно отмечает, что множество святых нам остаются неизвестны, они известны только Богу, но бывает, что это знание и нам открывается позже, и тогда святцы пополняются. То есть в данном вопросе о прославлении святых усмотреть "абсолютность" мне не удается, и это не аргумент в нашем вопросе.
Вы пишете, отче: «Почитание ветхозаветных праотцев в христианской Церкви засвидетельствовано по крайней мере со второй половины IV века. Предполагается, что оно восходит к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и связывается прежде всего с Иерусалимской поместной церковью...» ‒ и далее Вы приводите многие примеры из богослужения. Но разве я в этом сомневаюсь?
У меня сейчас конкретный вопрос об одной личности, и в отношении нее речь не идет о «многоженстве и убийстве», которые «прощены Господом ряду праведников в ветхозаветные времена по снисхождению ради веры их в Мессию, но строжайше запрещено нам». Вопрос касается происхождения антихриста в толковании, принятом в православном учении, ‒ так что непонятно Ваше возражение, отче: «Если генетические и религиозные потомки богоубийц используют имена святых праотец или возводят к ним свою генеалогию ‒ это не может изменить нашу молитвенную память о святых праотцах, чья жизнь формировала «среду» рождения Спасителя». При чем тут "потомки богоубийц"? Иудеи действительно тоже считают, что их мошиах будет из колена Данова, но это лишь подтверждает аналогичное христианское учение о нем, сделанное на основании тех же библейских текстов.
Замечу также, что не будучи грамотным в этой теме, первоначальный свой вопрос о Дане я задал еще и потому, что в джорданвильском календаре РПЦЗ имена родоначальников колен израилевых не упоминались, и потому я предположил в данном случае инициативу составителя. Ведь известны его личные инциативы по вставлению в наш календарь многих дат, связанных с биографией «перваго Русскаго Боговѣнчаннаго Царя ‒ Помазанника Божія Іоанна Василіевича Грознаго», везде называемого «благоверным», и даже помещен тропарь ему ‒ хотя он не прославлен Церковью. Считается ли он местночтимым в нашей епархии и на каком основании? Прошу Его Высокопреосвященство ответить и на это мое недоумение.
Прошу прощения у всех, кого раздражил своим вопросом, который, быть может, выглядит неуместным во время поста, но я его задал именно на неделе Праотец и не ожидал такой реакции.
Никто не застрахован от ошибок: например, в 2017 году этот же епархиальный календарь "лишил" нас приходского праздника, указав его не на 23.1./5.2, а на 30.1./12.2 (на епархиальном сайте до сих пор так и стоит). Я тоже могу допускать ошибки (делаю это часто в датах) и всегда искренне благодарен за их исправление, так что и досточтимого отца И. прошу не обижаться, тем более что на глупых мiрян духовные лица не должны обижаться. Лучше уж нас таких терпеливо просвещать. (И замечу, что его адреса у меня не было, свое письмо я ему не направлял.)
А исторические материалы по вопросу об отношении Церкви к Дану буду далее искать сам. Благодарю всех, кто нашел время откликнуться.
Испрашивая у всех молитв
грешный р.Б. Михаил
+ + + + + + + + + + + + + +
16/29.12 (в 2024 г.). - Память Святых Праотец. Празднуется между 11 и 17 декабря ст.ст.
Опубликовано 30 декабря 2024 г.
Ранее из "еретических размышлений":
Ответы-22: об исламе и тайне Святой Троицы
Еще о тайне времени, даруемого нам для познания Истины
Вопросы о тайнах нашей посмертной судьбы. "Еретические мысли" грешного мiрянина ‒ 3.
Для чего нам дарован ум?. "Еретические мысли" грешного мiрянина ‒ 2
Почему мiр устроен так, а не иначе?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статьи о Дане в энциклопедиях
Православная богословская энциклопедия (1903):
ДАН И ДАНОВО КОЛЕНО
ДАН — один из двенадцати сыновей Иакова (от Рахилевой служанки Валлы). От него в Египте произошло особое колено, которое носило на себе печать личности своего родоначальника, охарактеризованного в предсмертном благословении Иакова как «змей на дороге и аспид на пути, уязвляющий ногу у коня» (Быт. 49, 16—17). Сыны Дановы всегда отличались хитростью и коварством, но из них выходили замечательные художники. По завоевании Палестины, Данову колену отведен был сравнительно небольшой, но плодородный удел близ Средиземного моря. Стесненные в своих владениях филистимлянами, сыны Дановы вынуждены были искать себе нового места для поселения; значительная часть их переселилась на крайний пункт северной Палестины, где ими основан был город Дан, сделавшийся впоследствии синонимом северной границы обетованной земли. При политическом непостоянстве данитяне отличались и религиозною неустойчивостью; основанный ими Дан сделался местом особого незаконного культа, впоследствии превращенного Иеровоамом в культ золотого тельца. Эта северная колония Данова колена завязала тесные торговопромышленные отношения с своими соседями, финикиянами, принося в жертву своим коммерческим расчетам интересы отечества и народа. Из колена Данова происходили Сампсон, знаменитый своими подвигами в борьбе с филистимлянами. После Соломона (при нём из Данова колена происходил по матери знаменитый художник Хирам, принимавший деятельное участие в построении и украшении храма) о нём уже не упоминается среди других израильских колен.
Александр Иванович Покровский,
магистр богословия, преподаватель
Московской духовной семинарии.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 895. СПб. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. (Тут в современной орфографии.)
+ + +
Примечание МВН. О происхождении Хирама из колена Данова упоминается в Ветхом Завете: его мать была "из дочерей Дановых" (2 Пар. 2: 14). Хирам как строитель Храма Соломона является главной фигурой почитания в масонстве (впечатляющие подробности тут), как и подлежащий восстановлению Храм Соломона, макет которого установлен во многих ложах и сама деятельность масонства в истории человечества аллегорически сравнивается с работой "вольных каменщиков" по воссозданию этого Храма. Главный символ масонства - пятиконечная пылающая красная звезда - также происходит от Храма Соломона: она «восходит к "печати Соломона", которой он отметил краеугольный камень своего Храма», – объясняет масонский словарь (Internationales Freimaurer-Lexikon.1932). В Святоотеческом Предании укоренилось толкование слов апостола павла (2 Фес. 2), что в этом восстановленном храме воссядет антихрист. (См. также: "О советской символике".)
+ + +
Православная богословская энциклопедия (РПЦ МП, 2011):
ДАН [евр. , ], (пам. в Соборе святых отец и в Соборе святых праотец), 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине.
Праотец Дан. Икона. Сер. XVI в. (частное собр. В. А. Бондаренко, Москва)
Д. род. от Валлы, служанки Рахили, жены Иакова, к-рая не могла тогда иметь детей. Рахиль усыновила Д. и нарекла ему имя (Быт 30. 1-6). Этимология имени раскрывается в пророчестве Иакова, к-рый, благословляя своих сыновей, объявил, что Д. «...будет судить народ свой, как одно из колен Израиля» (Быт 49. 16). На основании этого пророчества имя Д. традиционно понимается как производное от имени Даниил, что означает «Бог судил» или «Бог - мой судья» (Иосиф Флавий приводит иную этимологию - «Божие решение» - Ios. Flav. Antiq. I 19. 8).
В генеалогических списках Д. занимает разное положение. Обычно он упоминается вместе с братом Неффалимом (Быт 35. 25; 46. 23-25; Исх 1. 4), но иногда отдельно (1 Пар 2. 2). Его имя стоит на 4-м (Числ 34. 22), на 5-м (Быт 30. 6; Нав 21. 5, 23-24), на 7-м (1 Пар 2. 2), на 11-м (Быт 46. 23), на 12-м (1 Пар 27. 22) местах, но чаще на 9-м (Быт 35. 25; Числ 1. 38-39; 2. 25-26; 7. 66-71; 10. 25; 13. 12; 26. 42-43). В видении Иезекииля «ворота Дана» упоминаются на 6-м месте (Иез 48. 32). Такая нестабильность, видимо, объясняется изменением религиозно-политического положения Д. в момент написания той или иной книги ВЗ (поэтому имя Д. исчезло из 1 Пар 2-8). Согласно кн. Исход, Д. вместе с братьями перешел в Египет (Исх 1. 4). В ВЗ упоминается имя лишь одного его сына - Хушима (Быт 46. 23), или Шухама (Числ 26. 42). Колено Д. играло значительную роль при исходе из Египта и вхождении в землю обетованную. Один из потомков Д.- Аголиав, сын Ахисамахов, упоминается как участник постройки скинии, «мудрый сердцем» (Исх 31. 6; 35. 34; 36. 1-2). После постройки скинии др. потомок Д.- Ахиезер, сын Аммишаддая, сделал богатое приношение, ставшее примером для др. колен (Числ 7. 66-71). Согласно Суд 18. 11, при получении своего удела колено Д. смогло выставить всего 600 воинов, что говорит о его малочисленности. Однако в Числ 1. 39 и 26. 42 называются цифры иного порядка - 62,7 тыс. и 64 тыс. соответственно (т. е. колено Д. оказывается 2-м по численности после колена Иуды). Нек-рые исследователи объясняют столь значительные расхождения либо стремлением библейских авторов символически показать исполнение обетования патриархам о бесчисленности их потомков (Davies. 1995), либо тем, что евр. слово следует переводить не как «тысяча», а как «воинский отряд» (Humphreys. 1998). Во Втор 27. 13-26 потомки Д. упоминаются среди тех, кто по велению Моисея должны были произнести проклятия в адрес идолопоклонников. В последнем благословении Моисея колено Д. сравнивается с молодым львом, выбегающим из Васана (Втор 33. 22). По мнению Ф. М. Кросса и Д. Н. Фридмана, здесь следует переводить как «ехидна» (ср. угарит. ), а не как имя собственное, и тогда весь текст обретает иной смысл: «который отпрыгнет от ехидны [или перепрыгнет ехидну]» (Cross, Freedman. 1948. P. 195, 208). Такой перевод позволяет проводить аналогии с пророчеством Быт 49. 17. Удел колена Д. граничил на севере с уделом колена Ефрема, на востоке - с уделом колена Вениамина, на юге - с уделом колена Иуды. На его территории было неск. левитских городов (Нав 19. 40-46; 21. 5, 23 и др.). За эти земли колену Д. пришлось вести войны с филистимлянами. Один из наиболее значимых моментов борьбы связан с именем Самсона, принадлежавшего к колену Д. (Суд 13. 2, 24).
Сопоставив упоминание у Д. кораблей (Суд 5. 17), а также обилие прямых и косвенных свидетельств о распространенности на этой территории языческих культов, нек-рые ученые писали о смешении представителей колена Д. с «народами моря» и филистимлянами (Spina. 1977; Gottwald. 1979). Загадочным остается происхождение священства в колене Д.: в отдельных рукописях Суд 18. 30 Ионафан называется потомком Моисея, в др.- Манассии (Whitelam. 1992). Это не единственный случай разночтения, связанного с именем Д. (напр., в 2 Пар 2. 13 упом. умелый ремесленник Хирам, сын тирянина и данитянки, но в 3 Цар 7. 13-14 его матерью называется вдова из колена Неффалимова), что, возможно, может служить указанием на систематически вносившиеся исправления, вызванные негативным отношением к имени или к потомкам Д., к-рые могли ассоциироваться с уклонением в язычество. [Выделено мною. ‒ МВН] Во всяком случае, уже у Деметрия Хронографа наблюдаются пропуск имени Д. при перечислении сыновей Иакова и замена Д. дочерью Диной (Euseb. Praep. evang. IX 21. 5, 8, 17), а в единственном месте, где Деметрий все же упоминает Д., тот называется сыном Лии (Ibid. IX 21. 3).
В межзаветной лит-ре тема отступления Д. от веры в Единого Бога получает развитие. В Двенадцати патриархов завещаниях (христ. сочинение, к-рое основано на иудейских источниках) говорится, что в последние дни потомки Д. отступят от Господа и будут враждовать с потомками Левия и Иуды (Test. XII Patr. 5. 4-5). Более того, со ссылкой на прав. Еноха утверждается, что Д. - сатана (ὁ ἄρχων ὑμῶν ἐστιν ὁ Σατανᾶς - Ibid. 5. 6). Однако в книгах Еноха в наст. время такой текст не встречается (в 1 Енох 13. 7 упом. лишь «воды Дана» как место, где Енох получил откровение об осуждении падших Стражей, возможно, в связи с этимологией имени Д.). Тем не менее потомки Д. обратятся к Господу и будут помилованы (Test. XII Patr. 5. 9). Негативная оценка Д. содержится в «Житиях пророков» (I в. по Р. Х.), где колено Д. объявляется виновным в пленении и рассеянии народа (Vita prophet. 3. 16-19). Вероятнее всего, истоки таких представлений следует усматривать в пророчествах Иер 1. 14 («от севера откроется бедствие») и Иер 8. 16-17. В раввинистической традиции наряду с учением об апостасии Д. (Берешит Раббати. 43. 2; Песикта Рабба. 46. 3) встречаются утверждения, что матерью Мессии будет женщина из колена Д. (Берешит Раббати. 97. 9). [Выделено мною. ‒ МВН]
Для христ. традиции особое значение имеют благословения и пророчества, связанные с Д. Слова патриарха Иакова о том, что Д. «будет судить народ свой», традиционно истолковываются либо как пророчество о Судии мира Иисусе Христе (Ephraem Syr. In Gen. 43. 6), либо как указание на пришествие из колена Д. антихриста (Theodoret. Quaest. in Gen. 112 // PG. 80. Col. 224; Hipp. De Crist. et antichr. 14. 8-15. 9), хотя в букв. смысле эти слова исполнились уже в связи с судьей Израиля Самсоном (Hipp. De Crist. et antichr.; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32). То, что Д. называется «змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня» (Быт 49. 17), указывает не только на антихриста, но и на предателя Иуду (Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 32), а также на те искушения, которые будут претерпевать верные, вставшие на узкий путь спасения во Христе (Hipp. De bened. Is. et Jac. 22. 7; Ambros. Mediol. De Patriarch. 7. 33), и на их готовность со смирением переносить земные трудности, что позволяет проводить параллель со словами ап. Павла о жале в плоти (2 Кор 12. 7) (Rufin. De bened. Patr. 2. 17). Если все пророчество относится ко Христу, то слова о змее сопоставляются с Числ 21. 4-9 (Ephraem Syr. In Gen. 43. 6).
Колено Д. не упоминается в Откр 7. 4-8 среди 144 тыс. «запечатленных», что отмечает уже сщмч. Ириней Лионский, интерпретируя слова прор. Иеремии о Д. как о родоначальнике антихриста (Iren. Adv. haer. V 30. 2). По мнению свт. Андрея Кесарийского, оно заменено коленом Левииным (Andr. Caes. Apoc. VII 8). Большинство совр. ученых полагают, что место колена Д. в Апокалипсисе заняло колено Манассии. По мнению Дж. Сандерсона, греч. слово Ϫάν могло быть опущено по ошибке писца, к-рый заменил его сокращенной формой Μαν[ασσή] (Sanderson. 1948). Имя колена Д. читается в бохайрском переводе Откр 7. 6.
Лит.: Cross F. M., Freedman D. N. The Blessing of Moses // JBL. 1948. Vol. 67. P. 191-201; Sanderson G. V. In Defence of Dan // Scripture. 1948. Vol. 3/4. P. 114-115; Spina F. The Dan Story Historically Reconsidered // JSOT. 1977. Vol. 4. P. 60-71; Gottwald N. K. The Tribes of Yahweh: A Sociology of the Religion of Liberated Israel, 1250-1050 B. C. E. Maryknoll (N. Y.), 1979; Niemann H. M. Die Daniten. Gött., 1985. (FRLANT; 135); Whitelam K. W. Dan (Person) // ABD. 1992. Vol. 2. P. 10-12; Biran A. Biblical Dan. Jerusalem, 1994; Davies E. W. A Mathematical Conundrum: The Problem of the Large Numbers in Num 1 and 26 // VT. 1995. Vol. 45. P. 449-469; Hill C. E. Antichrist from the Tribe of Dan // JThSt. 1995. Vol. 46. P. 99-117; Humphreys C. J. The Number of People in the Exodus from Egypt // VT. 1998. Vol. 48. P. 196-213.
А. А. Ткаченко
Источник текста: Православная Богословская Энциклопедия (РПЦ МП)
+ + +
Википедия
Библейские упоминания и антихрист
В Книге Судей Дан описывается непокорным, не придерживающимся правил; в книге Иеремии, север Ханаана ассоциировался с тьмой и злом (Иер. 1:14); раввинские источники рассматривают Дана как архетип зла.[1] В апокрифе «Заветы двенадцати Патриархов» Дан изображается ненавидящим Иосифа, придумавшим обмануть Иакова, измазав одежду Иосифа кровью ягнёнка[2]. В апокрифе Молитва Асенефы Дан изображается как заговорщик с египетским наследным принцем, против Иосифа и Асенефы[1].
В предсмертном благословении Иаков говорит: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт. 49:16-17). Называние Дана «змеем» интерпретируют как связь Дана с Белиалом (например[3]).
Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский верили, что антихрист придет из колена Данова.[4][5] Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана (Иер. 8:16).
Апостол Иоанн Богослов опускает колено Даново при упоминании 12 колен сынов Израилевых, которые спасутся в Конце Света (Откр. 7:5-8). Возможно, это свидетельство недостоинства Дана. Вместо Дана дважды упоминается колено Иосифово как «колена Ефремово и Манассиево».
Почитание в Православии
Праотцы Гад и Дан (очевидно, справа). Фреска Дионисия из Ферапонтова монастыря
В Православии почитается в сонме святых как один из праотцов. Память о нём совершается в Неделю святых праотец (за две недели перед праздником Рождества Христова).
Источник текста: Википедия
МВН. Отметим, что ни в дореволюционной, ни в современной Православной богословской энциклопедии не говорится о церковном почитании Дана. Википедия же в этом отношении не авторитетный источник вследствие своих известных, мягко говоря, "демократических" и жидовствующих уклонов.
+ + +
Еврейская энциклопедия:
Якоб де Гейн II. Дан из серии «Двенадцать сыновей Иакова». По работе Карела ван Мандера I. Конец 16 – начало 17 вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Дан бен Яаков (דן) — пятый сын праотца Яакова; один из родоначальников 12-ти колен Израильских, предок колена Дана. Дан был первенцем Билы, служанки праматери Рахели, которую та дала в жены Яакову. Годы жизни Дана: 2195—2320 гг. (1565—1440 гг. до н.э.)
Дан родился в Харане 9 Элуля 2195 года... Женился на моавитянке Афлалат... Дан умер в Египте в 2320 году (1440 г. до н.э.) в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162). Саркофаг с его телом был вынесен из Египта его потомками в день исхода, а после завоевания земли Израиля погребен в наделе его колена — в городке Эштаоль (Седер адорот).
Колено Дана
Хотя всё колено потомков Дана происходило от его единственного сына, тем не менее, оно стало вторым по численности после колена Иеуды, и при выходе из Египта насчитывало шестьдесят две тысячи семьсот мужчин от двадцати лет и старше, а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи четыреста (Бемидбар)...
Знамя колена Дана было цвета сапфира, и на нем — изображение змеи (Бемидбар раба 2:7). Ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17, Ункелус). В этих словах содержался намек на потомка Дана, судью Шимшона (Самсона), возглавлявшего борьбу народ Израиля против филистимлян (см. Шофтим 13:1-16:31), — он и будет разить врагов подобно могучему змею.
При разделе земли Израиля потомки Дана получили надел у Средиземного моря, в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка. И тогда потомки Дана ушли на север страны, где отвоевали у финикийцев крупный город Лешем, называемый также Лаиш. Они поселились в нем, назвав этот город «Дан» — в честь основателя своего колена (Йеошуа 19:40-48; Шофтим 1:34, 18:27-29)...
Впоследствии северное Израильское царство было завоевано Ассирией, а 10 северных колен насильно переселены и рассеяны в другие земли.
Следы колена Дана
Однако, согласно преданию, еще во времена золотого тельца в Дане, часть колена Дана восстала против царя-идолопоклонника, а затем бежала в Египет, позднее поселившись еще южнее — в стране Куш (Эфиопия). Через некоторое время, после изгнания десяти северных колен, к потомкам Дана присоединились также беженцы из колен Нафтали, Гада и Ашера, и вместе они создали там еврейское государство (Сефер Эльдад аДани).
В 4640 году (ок. 880 г. н.э.), через полтора тысячелетия после изгнания северных колен, еврейские общины Вавилона (Ирака), Северной Африки и Испании посетил путешественник из страны Куш по имени Эльдад аДани, который, по его словам, принадлежал к колену Дана. Он рассказал, что эти четыре до сих пор живут в независимом государстве — «на них нет ярма других народов, но только — ярмо Торы». У них есть весь ТаНаХ, но они не читают «Свиток Эстер» в праздник Пурим, поскольку не были свидетелями того чуда. Им неизвестны имена мудрецов Мишны и Талмуда, а все законы Устной Торы они передают так: «Сказал Йеошуа бин Нун от имени Моше, услышавшего из уст Б-га». У них есть суд Торы, который уполномочен приговаривать даже к четырем видам смертной казни. Они говорят только на святом языке (иврите) (Сефер Эльдад аДани).
На свидетельства Эльдада аДани ссылались такие выдающиеся мудрецы Торы, как р. Хисдай Ибн Шапрут, р. Моше Даршан, р. Авраам бар Давид (Раавад), р. Давид Кимхи (Радак), р. Авраам бен Рамбам и многие другие. Рассказ об его путешествии был впервые опубликован на святом языке в 5240 году (1480 г.), а затем многократно переиздавался, в том числе и на других языках: на латыни, на арабском языке, на языке идиш и т.д. (русский перевод этой книги был включен в издание «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881).
Через три века после р. Эльдада аДани другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из испанского города Туделы засвидетельствовал в своей книге Сефер амасаот, что обнаружил в персидской провинции Нашпур еврейское государство, населенное представителями колен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали, — и возможно, речь идет о той части колена Дана, которая была изгнана ассирийцами вместе с остальными северными коленами.
В 5593 (1833) году удалось обнаружить еще одну нить, ведущую к потомкам колена Дана, когда глава иерусалимской общины р. Исраэль из Шклова направил своего ученика р. Баруха из Пинска на поиск «десяти потерянных колен», часть из которых обитала, по имеющимся сведениям, в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. Достигнув столицы Йемена Саны, р. Барух отправился вглубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, действительно, обитали потомки колена Дана. В пустыне экспедиция р. Баруха встретила пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан, но лишь согласился передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова. Вскоре р. Барух был убит по приказу имама Йемена, и едва наметившаяся связь оборвалась (Хипус асерет ашватим с. 183-184).
В 5733 (1973) году главный сефардский раввин Израиля р. Овадья Йосеф вынес алахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до наших дней многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю — но далеко не все авторитетные законоучителя поддержали это решение. В последующие годы большинство представителей этого племени было репатриировано в Израиль, где они прошли «гиюр из сомнения» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 17, с. 141).
Источник текста: https://toldot.com/rabbanim/rabbanim_21467.html
+ + +
МВН. Дореволюционная "Еврейская энциклопедия" также признает: указание на колено Даново, в котором появится антихрист, тоже «несомненно еврейского происхождения»; оно основано на многих еврейских источниках и «находится в связи с еврейским представлением о происхождении Мессии со стороны матери из этого колена (Beresch. rab., XCVIII; см. также Зозар, Балак, 194б)» ("Еврейская энциклопедия". СПб. Т. II. С. 768; Т. VII. С. 6-9).
Это же с добавлением про восстановленный Иерусалимский храм для антихриста отмечается в детище известного ученого-библеиста САверинцева – в энциклопедии "Мифы народов мира" (т. 1, с. 86).
В синаксаре, положенном в неделю Мясопустную, читаем: «Приидет Антихрист и родится, яко глаголет святый Ипполит Римский, от жены скверныя, и девицы мнимыя, от еврей же сущи, от племени Данова» (Триодь Постная).
Потомки колена дана из Эфиопии в 1985–1991 годах были вывезены в "Израиль" в ходе операций "Соломон" и "Моисей".
Спаси Вас Христос Михаил Викторввич за все труды Ваши за правду Божию в том числе и за статью настоящую. Она и ко времени и на будущее, когда прельщение избранных подойдёт к пределам своим. Хотя глядя на патриархию росийскую куда уже дальше то? Да будь он чёрен как эфиоп, ведь скажут, что чудеса творит и огонь сводит с неба, как к примеру верят в то, что если Благодатный Огонь сошёл на Пасху, а в алтаре патриархийном засверкало, да так, что на мобильной камере позитв, от негатива не отличишь, то значит можно к чаше подходить закрыв глаза и на каноны, и на догматы, чтобы не жгли они ни душу, ни совесть, ни ум. Полагаю, что данная ситуация, то же нуждается в богословском и историческом анализе, отличном от выводов известного Вам аналитика Семенко.
Новый Завет отстоит от Ветхого Завета, как небо от земли. Так говорят Святые Отцы. Посему сам по себе, в отрыве от Евангелия Христова, ВЗ не имеет никакой для нас, христиан, ценности. Всё, что можно найти в ВЗ поучительного и нравственного, действительно ценного и полезного, - это только то, что будучи поверено "разумом Святаго Евангелия" не окажется ветхим, то есть негодным уже для христианского сознания и христианской жизни.
Вот так скажу, раскрывая для себя мысль святого митрополита русина Илариона в его гениальном "Слове о Законе и Благодати...", а также сказанное на эту тему профессором А.И. Осиповым, которого в этом однозначно поддерживаю.