Причины, методы и масштаб преследований евреев в гитлеровской Германии (как и сущность Второй мiровой войны), к сожалению, до сих пор объективно не исследованы даже на уровне безспорных фактов или замалчиваются. Есть много "перегибов" в прямо противоположные стороны. Потому что под давлением еврейства на такие исследования наложен запрет, даже на уточнение числа жертв, которых предписано исчислять сакральным для евреев числом 6 миллионов. Сомневающимся грозит уголовное наказание (пример тому: судьба исследователя Холокоста Юргена Графа).
Значит, есть что скрывать, поскольку тема Холокоста возведена международным еврейством в неприкасаемую светскую религию для всего мiра. Она имеет не только часто отмечаемый экономический аспект (репарации: "Индустрия холокоста"), но и политический (оправдание преступлений нацистского государства "Израиль", к которому должно быть "бережное отношение"), геополитический аспект (недопущение возрождения оккупированной и навечно виновной Германии), национально-нравственный (мстительное наказание немецкого народа), но также и религиозное измерение.
Последнее у еврейских авторов проявлялось в двух видах. 1) Рассмотрение духовных причин такой Катастрофы еврейства как священного жертвоприношения богоизбранного народа, отличающегося от всех других, потому и геноцид евреев уникален и не сравним ни с какими другими ("Теология Холокоста"). И затем: 2) Возложение вины за это на т.н. "антисемитизм" Христианской Церкви во всей ее истории с требованием реформации христианского богословия в самых его основах ("Христианство после Освенцима"). В частности, в РФ такое требование было высказано в газете "Главного раввина России" Берла Лазара и даже было озвучено им лично в видеозаписи:
«Необходимо не только глубокое и искреннее раскаяние христиан за все то зло, которое они причинили евреям за 2000 лет. Необходимо внести новое понимание отношений христиан к евреям в само вероучение христианских церквей”; необходим отказ от отношения к евреям как к “слугам Антихриста” и “введение в ежедневную службу христиан покаянной молитвы в память о невинных жертвах еврейского народа, почитание святых мест иудаизма и т.д.» ("Еврейское слово", 2002, № 15).
Аналогичное требование было оглашено на международной конференции "Антисемитизм в России", устроенной в Москве 15 декабря 2004 года еврейским "Московским бюро по правам человека" (А. Брод); на ней "религиовед" Ю. Табак заявил: «РПЦ придется расстаться со значительной частью Священного предания, составляющего часть ее основы», – присутствовавший там функционер МП это молча проглотил.
Известны и духовные лица в РПЦ МП, которые по этой причине не раз требовали, по примеру жидовствующих сект на Западе, провести цензуру Священного Писания, "вычистив из него антисемитизм", то есть удалив все обличения отступничества евреев и эсхатологические последствия их богоубийства (принятие лжемессии-антихриста). (К этому вернемся в части 3.)
Эта тема вновь оживилась в интернете в связи с "Международным Днем Памяти Холокоста". Поэтому уместно ее рассмотреть еще раз с двух сторон. В первой части приведен материал из Википедии. ‒ М.В. Назаров.
Часть 1. "Теология Холокоста"
Теология Холокоста ‒ это совокупность теологических и философских дебатов о роли Бога во вселенной в свете Холокоста конца 1930-х ‒ начала 1940-х годов. Исследование теологии Холокоста можно найти в основном в иудаизме. Этот фокус отражает катастрофические разрушения, обрушившиеся на еврейское население Европы как на основные цели Холокоста.
Иудаизм, христианство и ислам традиционно учили, что Бог по своей природе всеведущ (всезнающий), всемогущий (всемогущий) и всеблагой. Однако, по мнению многих верующих и неверующих, эти взгляды явно контрастируют с несправедливостью и страданиями в мире. Монотеисты стремятся примирить этот взгляд на Бога с существованием зла и страданий. При этом они сталкиваются с тем, что известно как проблема зла. Одним из решений проблемы зла является дуализм, который предполагает существование второго Бога со злыми качествами. Другое решение состоит в том, чтобы предположить, что Бог на самом деле является злой сущностью, цель которой ‒ увеличить страдания в мире.
[Стоит напомнить, что в господствующем самом фанатичном учении иудаизма ‒ хасидизме (ФЕОР Берла Лазара) ‒ порождение зла в міре приписывается их "богу" как изначально в нем существовавший темный элемент мiроздания: «Зло представляет особую временную форму проявления Божества; ... ничто и никто не может быть абсолютным злом». ‒ Хасидизм // Еврейская энциклопедия. СПб., Б.г. Т. 15. С. 565. ‒ МВН.]
Во всех монотеистических религиях было предложено множество ответов (теодицеи). В свете масштабов Холокоста, многие люди также пересмотрели классические взгляды на этот предмет. Распространенный вопрос, поднимаемый в теологии Холокоста, звучит так: "Как люди могут все еще иметь какую-либо веру после Холокоста?".
Появилась научная литература, включающая различные антологии и комментарии, которые отражают теологию Холокоста как религиозно-культурный феномен.
Ортодоксальные еврейские ответы
Библейское происхождение
... Многие идентифицировали Гитлера как амаликитянина. Согласно еврейской Библии, Амалик жил в Ханаане: "Амалик обитает в южной земле" (Числа 13:29). Израильтянам было приказано убить всех, кто жил в Ханаане: "Не оставляй в живых ничего дышащего" (Второзаконие 19:16), в противном случае "Я поступлю с вами так, как думал поступить с ними" (Числа 33:56). Амалик и Израиль были заклятыми врагами, их вражда возникла во время битвы при Рефидиме, где амаликитяне нападали на слабых израильтян и убивали их. В результате Бог повелел стереть Амалика "из-под небес" (Второзаконие 25:19). Еврейская Библия связывает "Амана, сына Хаммедафы Агагитянина" (Есфирь 3: 1), антагониста-геноцидиста из Книги Есфирь, с Агагом, царем Амалика, которого израильтянам не удалось убить (I Царств 15: 9). Согласно этим стихам, Гитлера можно рассматривать как результат этой неудачи. Однако Гитлера также можно рассматривать как "символического" амалекитянина.
Хареди и Хардал
Сатмар лидер Джоэл Тейтельбаум пишет:
«Из-за нашей греховности мы сильно страдали, страдая горько, как полынь, хуже, чем любой Израиль с тех пор, как стал народом.... В прежние времена, когда с Иаковом случались неприятности, этот вопрос обдумывался и искали причины — какой грех вызвал неприятности, — чтобы мы могли загладить свою вину и вернуться к Господу, да будет Он благословен.... Но в нашем поколении не нужно далеко ходить в поисках греха, ответственного за наше бедствие.... Еретики прилагали всевозможные усилия, чтобы нарушить эти клятвы, восстать силой и самостоятельно захватить суверенитет и свободу раньше назначенного времени... [Они] вовлекли большинство еврейского народа в ужасную ересь, подобной которой не видели со времен сотворения мира.... И поэтому неудивительно, что Господь разразился гневом.... И были также праведные люди, которые погибли из-за беззакония грешников и растлителей, настолько велик был [божественный] гнев».
Известный литовский еврейский лидер, раввин Элазар Шах учил, что Холокост был божественным наказанием за грехи еврейского народа и за отказ от религиозных обрядов ради просвещения. Он вызвал возмущение в светских израильских СМИ... На другом конце спектра были мессианисты сионисты, которые также видели Холокост как коллективное наказание за продолжающуюся неверность евреев Богу. Мордехай Атия был ведущим сторонником этой идеи. Цви Иегуда Кук и его ученики, со своей стороны, избегали этой жесткой позиции, но они тоже теологически связывали Холокост с признанием евреями божественного гнева Бога на них...
Хабад
В 1980 году Менахем Мендель Шнеерсон, седьмой ребе из Хабад Любавич написал:
«Ясно, что "никакое зло не нисходит Свыше" и что скрытое в муках и страданиях является ядром возвышенного духовного добра. Не все люди способны это осознать, но этого очень много. Таким образом, не исключено, что физическое уничтожение жертв Холокоста принесет духовную пользу. Напротив, вполне возможно, что физические страдания полезны для духа» ("Мада Веэмуна", Махон Любавич, 1980, Кфар Хабад)
Затем он сравнил это с хирургом, который ампутирует конечности, чтобы спасти жизнь пациента:
«[Конечность] неизлечимо больна... Бог, как профессор-хирург... стремится к благу Израиля, и действительно, все, что Он делает, делается во благо.... В духовном смысле не было причинено никакого вреда, потому что вечный дух еврейского народа не был уничтожен». ("Мада Веэмуна", Махон Любавич, 1980, Кфар Хабад)
Позже он говорил, что никакое объяснение, которое может дать человеческий разум, не может дать удовлетворительной теодицеи Освенцима, особенно никакого объяснения в духе божественного наказания.
Проф. В оригинальной статье Ричарда Рубенштейна по этому вопросу "После Освенцима" утверждалось, что единственный интеллектуально честный ответ на Холокост - это отвергнуть Бога и признать, что все существование в конечном счете бессмысленно. Согласно этой статье, нет божественного плана или цели, нет Бога, который раскрывал бы Свою волю человечеству, и Бог не заботится о мире. Люди должны утверждать и создавать свою собственную ценность в жизни. Эта точка зрения была отвергнута евреями всех религиозных конфессий, но его работы были широко читаемы в еврейской общине в 1970-х годах. С того времени Рубинштейн начал отходить от этой точки зрения...
Элиэзер Берковиц считал, что если бы Бог проявил себя в истории и сдержал руку тиранов, свободная воля человека перестала бы существовать. Это точка зрения, которая в общих чертах основана на каббалистической концепции нахама д'киссуфа (хлеб позора) - идее о том, что большее удовлетворение достигается, когда человек становится достойным благословения, а не когда оно дается в дар...
Дэвид Вайс Халивни, переживший Холокост из Венгрии, говорит, что попытка связать Холокост с грехом возмутительна с моральной точки зрения. Он считает, что это необоснованно при строгом чтении Танаха. Он утверждает, что это усиливает тревожную тенденцию среди ультраортодоксальных лидеров использовать подобные аргументы от имени своей собственной власти. В "Молитве во время Холокоста" он дает свой ответ на идею о том, что Холокост был Божьим наказанием:
«То, что произошло во время Холокоста, выше всякой меры (l'muskpat): выше и неподвластно страданию, выше и неподвластно никакому наказанию. Нет преступления, которое заслуживало бы такого наказания... и это нельзя отнести к грех».
Эли Визель ‒ румынский еврейско-американский писатель, профессор, политический активист, Нобелевский лауреат и переживший Холокост был автором 57 книг, в том числе Night, произведения, основанного на его опыте пребывания узником в Освенциме, Буне и Бухенвальде концентрационных лагерях. Пьеса Визеля 1979 года "Суд Божий" рассказывает о судебном процессе, в котором Бог является ответчиком, и, как сообщается, основана на событиях, свидетелем которых сам Визель был подростком в Освенциме. В ходе судебного процесса выдвигается ряд аргументов как за, так и против вины Бога. Теологическая позиция Визеля, проиллюстрированная интуитивными возможностями литературы, представляет собой теологию экзистенциалистского протеста, которая ни отрицает Бога, ни принимает теодицеи...
(Википедия)
+ + +
[Как можно видеть, у некоторых еврейских авторитетов возникала мысль о собственных грехах как причины постигшего их несчастья в виде "хирургического отсечения больной части тела". Но эта причина трактовалась не как измена евреев своему всечеловеческому предназначению, возвещенному Господом Аврааму («и благословятся в тебе все племена земные» ‒ Быт. 12:3), а как отход секулярной части евреев от иудаизма (уже от талмудического расистского антихристианского) в атеистическое просвещение. Покаяние в сознательном отвержениии распятии предсказанного еврейскими пророками истинного Мессии, Сына Божия, в этом совершенно отсутствует. В дальнейшем, в русле возникновения прибыльной "Индустрии холокоста", еврейские лидеры, объявили причиной Холокоста "антисемитизм" Христианской Церкви. Сначала они заставили признать и протестантов и католиков, что их богословие ошибочно из-за проблемы зла. Далее следует отрывок о мнениях христианских богословов из той же статьи в Википедии. ‒ МВН.]
Работы выдающихся христианских богословов
[Протестантский теолог] Юрген Мольтманн в "Распятом боге" говорит о том, что в теологии после Освенцима традиционное представление о Боге нуждалось в пересмотре:
«Разбитые вдребезги, выжившие представители моего поколения возвращались тогда из лагерей и больниц в лекционный зал. Теологии, которая не говорила о Боге в глазах того, кто был покинут и распят, тогда нечего было бы нам сказать...»
Папа Бенедикт XVI
В обращении, произнесенном по случаю его посещения лагеря уничтожения Освенцим, папа Бенедикт XVI предложил рассматривать события Холокоста как мотивированные ненавистью к самому Богу. Обращение начинается с признания невозможности адекватного богословского ответа:
«В таком месте, как это, не хватает слов; в конце концов, может наступить только страшная тишина – тишина, которая сама по себе является искренним криком к Богу: почему, Господи, ты хранил молчание? Как ты мог все это терпеть? Итак, в тишине мы склоняем головы перед бесконечной чередой тех, кто страдал и был здесь предан смерти; и все же наше молчание, в свою очередь, становится мольбой о прощении и примирении, мольбой к живому Богу никогда не допустить, чтобы это повторилось».
Тем не менее, он предполагает, что действия нацистов можно рассматривать как мотивированные ненавистью к Богу и желанием возвеличить человеческую власть, а Холокост служит средством, с помощью которого стираются свидетельства о Боге и его Законе:
«Правители Третьего рейха хотели сокрушить весь еврейский народ, вычеркнуть его из реестра народов земли. Таким образом, слова Псалма: "Нас убивают, считают овцами на заклание" исполнились ужасающим образом. В глубине души эти злобные преступники, уничтожив этот народ, хотели убить Бога, призвавшего Авраама, который говорил на Синае и заложил принципы, которые должны служить руководством для человечества, принципы, которые имеют вечную силу. Если этот народ самим своим существованием был свидетелем Бога, Который говорил с человечеством и привел нас к себе, то этот Бог в конце концов должен был умереть и власть должна была принадлежать только человеку – тем людям, которые думали, что силой они сделали себя хозяевами мира. Уничтожив Израиль в результате Холокоста, они в конечном счете хотели вырвать стержневой корень христианской веры и заменить его верой собственного изобретения: верой в правление человека, власть сильных».
Основное освещение выступления было положительным, с похвалой от итальянских и польских раввинов. Центр Симона Визенталя назвал визит историческим, а обращение и молитвы "отрицанием антисемитизма и отречением от тех... которые называют Холокост мифом".
(Википедия)
Мемориал памяти жертв Освенцима. В "Большой советской энциклопедии" утверждалось, что в Освенциме было уничтожено 4 миллиона человек. Современные историки сходятся в цифрах от 1,1 до 1,6 миллиона. Эта оценка получена косвенным путём, для чего проводилось изучение списков на депортацию и подсчёт данных о прибытии железнодорожных составов в Освенцим. (Википедия)
Часть 2. "Христианство после Освенцима"
[От Католической церкви евреи добились официального отказа от обвинения иудеев в распятии Христа еще в решении Второго Ватиканского Собора (1962‒1965). Но не все католики приняли эти еретические новшества, наиболее ярким было протестное движение архиепископа Лефевра. Однако в среде либеральных западных христиан (в основном протестантов) возникло реформированное богословие под названием "Христианство после Освенцима". Ниже приведены его основные принципы в изложении русскоязычного жидовствующего автора С.В. Лёзова в так озаглавленной им статье. ‒ МВН.]
+ + +
... В западной (прежде всего в американской и немецкой) теологической литературе слово "Освенцим" ‒ одно из обозначений геноцида европейского еврейства в годы господства национал-социализма. Евреи называют это событие Катастрофой, или еврейским словом "Шоа", т.е. "несчастье", "разрушение". Но чаще всего употребляется слово "Голокауст", что по-гречески значит "всесожжение". Это слово из древнегреческого перевода еврейской Библии, им обозначается такое жертвоприношение, при котором тело жертвенного животного сжигалось целиком...
Что такое "христианство после Освенцима"? Какой смысл имеет тема Освенцима в современной христианской теологии? Первый подход к этой теме можно сформулировать так: "Евреев уничтожали не христиане, а нацисты и их пособники (хотя в большинстве они были крещеными и воспитывались в христианской среде, а некоторые продолжали считать себя членами Церкви). Но ответственность за то, что это стало возможным, лежит и на христианах"...
В сегодняшней христианской (причем не только немецкой) теологии обсуждается главным образом не морально-политическая ответственность христиан за геноцид евреев: сейчас непосредственная совиновность христиан не вызывает сомнений, более того ‒ ее публичное признание все больше становится элементом хорошего тона. Для нашей темы важно то, что обсуждается вопрос о смысле собственно "христианского" после Катастрофы, вопрос о содержательном ядре христианства перед лицом Голокауста...
Исторически я бы выделил здесь три этапа продвижения в глубину проблематики.
1. Признание морально-политической ответственности церквей за Катастрофу. Речь идет о том, что уже после прихода Гитлера к власти церкви ‒ протестантская и католическая, европейские и американские ‒ могли бы выступить в защиту евреев, но не сделали этого. Такое признание собственной ответственности содержится, например, в резолюции "Об обновлении отношений между христианами и евреями", принятой Рейнландским (земельным) синодом немецких протестантов в 1980 г. Заметим, что подобное признание отсутствует в Nostra aetate, знаменитом документе Второго Ватиканского собора (1965 г.) об отношении Католической церкви к евреям.
2. Христианские теологи начали исследовать многовековой церковный антииудаизм как один из источников современного расистского антисемитизма. Долгая история церковной вражды к евреям стала теперь приобретать новый, зловещий смысл. Например, правила IV Латеранского собора (1215 г.) относительно режима, который должен был быть создан для евреев внутри христианского общества, оказались сравнимыми с нацистским расовым законодательством...
Для христиан, начавших понимать, о чем идет речь, стали важны также голоса еврейских философов, теологов и историков, писавших о Голокаусте. Поэтому и мы будем прислушиваться к ним.
Черты сходства между раннехристианским и средневековым каноническим правом, с одной стороны, и нацистским законодательством ‒ с другой, подробно разобрал историк Катастрофы Рауль Хилберг в своем фундаментальном труде "Уничтожение европейских евреев". По мнению Хилберга, нацистское "окончательное решение еврейского вопроса" следует рассматривать в преемственности с христианским преследованием евреев. Хилберг выделяет три типа антиеврейской политики, следовавшие один за другим начиная с IV в. н. э. ‒ с тех пор, как христианство стало государственной религией в Римской империи: обращение в христианство, изгнание (в том числе изгнание в гетто) и уничтожение. "Христианские миссионеры, ‒ пишет Хилберг, ‒ говорили нам, в сущности, следующее: вы не имеете права жить среди нас как евреи. Пришедшие им на смену светские правители провозгласили: вы не имеете права жить среди нас. Наконец, немецкие нацисты постановили: вы не имеете права жить... Таким образом, этот процесс начался с попытки насильно обратить евреев в христианство. Развитием этого процесса стало изгнание преследуемых. И в конце этого процесса евреев обрекли на смерть. Следовательно, нацисты не отбросили прошлое; они основывались на нем. Не они начали этот процесс, они лишь завершили его".
На этом этапе христианские теологи впервые задумываются над темой "антииудаизм в Новом Завете". Они обнаруживают юдофобский потенциал Нового Завета ‒ потенциал, который сполна реализовался в истории Церкви...
3. От Нового Завета естествен переход к самому глубокому пласту ‒ к смысловому центру христианства, к христологии ‒ христианскому учению об Иисусе из Назарета как о Мессии (Христе) и Сыне Божьем и к вытекающему отсюда универсальному притязанию христианства. Внутренние закономерности размышлений над всеми этими новыми вопросами привели некоторых теологов к убеждению, что после Освенцима и смысловой центр христианской догматики должен выглядеть по-иному...
Неизбежность поворота в христианской мысли очень точно выразил в 1979 г. немецкий лютеранский теолог Фридрих-Вильгельм Марквардт: "Сегодня Освенцим надвигается на нас как суд над нашим христианством, над прошлым и нынешним образом нашего христианского бытия, и более того ‒ если смотреть глазами жертв Освенцима ‒ он надвигается на нас как суд над самим христианством. И еще: Освенцим надвигается на нас как призыв к покаянию-обращению. Должна измениться не только наша жизнь, но и сама наша вера. Результатом осмысления Освенцима должны стать не только этические, но и вероучительные последствия. Освенцим зовет к тому, чтобы сегодня мы услышали Слово Божье совсем не так, как нам передали его наши теологические учителя и проповедники старших поколений. Это покаяние-обращение затрагивает сущность христианства, как мы понимали ее до сих пор".
Чтобы разобраться, почему сами западные христиане пришли к мысли о необходимости таких изменений, и чтобы лучше увидеть, что именно предполагается изменить, я предлагаю вместе перечитать текст, недавно ставший широко доступным и многим, вероятно, запомнившийся ‒ статью Н.А. Бердяева "Христианство и антисемитизм"... Бердяев написал это эссе в начале 1938 г. как опыт христианского ответа на расистский антисемитизм немецких нацистов. В то время он уже был философом с европейским именем...
Так, в начале статьи Бердяева мы встречаем положение, на котором автор основывается как на чем-то самоочевидном: "Евреи народ особой, исключительной религиозной судьбы, избранный народ Божий, и этим определяется трагизм их исторической судьбы. Избранный народ Божий, из которого вышел Мессия и который отверг Мессию, не может иметь исторической судьбы, похожей на судьбу других народов"...
Задумаемся лучше над тем, какое теологическое обоснование дает Бердяев этой судьбе: "Избранный народ Божий... отверг Мессию". Принимая это положение, Бердяев развивает тему о христианском антисемитизме: "Религиозный антисемитизм есть, в сущности, антииудаизм и антиталмудизм. Христианская религия действительно враждебна еврейской религии, как она кристаллизовалась после того, как Христос не был признан ожидаемым евреями Мессией. Иудаизм до Христа и иудаизм после Христа ‒ явления духовно различные". Все эти классические постулаты теологического антисемитизма Бердяев тоже принимает и идет дальше. Он соглашается ‒ после недолгого колебания ‒ и с известным обвинением евреев в богоубийстве, и с представлением о том, что евреи в своей истории несут за это проклятие:
"Еврейский народ сам себя проклял, он согласился на то, чтобы кровь Христа была на нем и на его детях. Он принял на себя ответственность... Таково обвинение. Но ведь евреи же первые и признали Христа. Апостолы были евреи... Еврейский народ кричал "распни, распни Его"...
В самом деле, что значат слова "евреи отвергли Христа"? Легко убедиться в том, что отвержение Христа, т.е. сознательное непризнание евреями Иисуса из Назарета своим Мессией, относится не к истории еврейского народа, а к истории христианского вероучения. Принято считать, что Иисус был распят по приговору римского префекта Иудеи в 30 г. I в. общепринятого летоисчисления... Поэтому повторяемое Бердяевым положение о том, что "еврейский народ отверг Мессию", не имеет исторического смысла. В истории еврейского народа такого события просто не было. Источники позволяют прийти к следующему выводу: еврейский народ просто не заметил Иисуса в годы его жизни...
Впервые в истории евреи как община получили шанс "отвергнуть Иисуса Христа" лишь после того, как христианство стало в IV веке государственной религией в Империи и Церковь, опираясь на мощь государства, начала ограничивать евреев в правах, принуждая их к крещению...
Но самую зловещую роль в истории христианских гонений на евреев сыграло принимаемое Бердяевым обвинение евреев в том, что они "распяли Христа" и теперь несут на себе проклятие, коллективную ответственность за то, что стало называться преступлением "бого-убийства". Чудовищные последствия теологической идеи о проклятии таковы, что после Голокауста даже католическая церковь пришла к необходимости отмежеваться от этой идеи в упомянутой декларации (1965 г.) Второго Ватиканского собора:
"Хотя еврейские руководители со своими сторонниками потребовали смерти Христа (Евангелие Иоанна, XIX, 6), тем не менее то, что произошло в Его страстях, не может быть вменено в вину ни всем без различия евреям, жившим в то время, ни современному еврейству. И хотя Церковь ‒ это новый народ Божий, не следует считать, что евреи отвергнуты и прокляты Богом, как если бы это вытекало из Священного Писания"...
Авторы Декларации лукавят. Интереснее другое: соборная Декларация ясно указывает на то, что это учение связано с другой теологической идеей, тоже восходящей к Новому Завету, ‒ с концепцией Церкви как "нового народа Божьего", или нового Израиля.
Связь этих двух комплексов идей объясняет значительную часть новозаветного антииудаизма и возникшей на его основе христианской юдофобии.
Давайте подумаем: что могла значить для судьбы евреев новозаветная идея Церкви как нового избранного народа Божьего, нового Израиля? Вероятно, вот что: устранение "старого Израиля" из истории как сыгравшего свою роль источника единственно верного учения. Поэтому христиане назвали еврейские Писания "Ветхим Заветом", т.е. утратившим силу законом, противопоставляя его содержание "Новому Завету", т.е. спасительному откровению Бога во Христе, новому божественному декрету, отменившему старый...
Таково происхождение исходных постулатов христианского антисемитизма, согласно которым "евреи отвергли Христа, распяли Его и несут за это вечное проклятие".
Христиане узурпировали еврейскую идею истории спасения, которая в качестве сакральной истории охватывала не только все прошлое от сотворения Адама, но и все будущее ‒ до Последних дней, когда Бог положит конец миру; они вытеснили Израиль из этой истории, заместив его Церковью и оставив евреям место лишь в прошлом. Заодно христиане присвоили и всю еврейскую Библию в качестве первой части христианского Священного Писания, истолковав ее по-новому ‒ как собрание пророчеств о Христе...
И здесь появляется самая зловещая сторона мифа о дурных евреях: в христианском сознании они стали служителями дьявола и врагами Бога, намеренно умерщвившими Спасителя и тем самым ‒ помимо воли ‒ ставшими орудиями Провидения. Евреям, к их несчастью, досталась функционально важная роль в христианском мифе. Так, в Евангелии Матфея мы находим представление о Церкви как о подлинном Израиле, по отношению к которому сбываются обетования еврейского Писания, а также пароль христианского антисемитизма: "Весь народ сказал: пусть кровь Его будет на нас и на наших детях" (27:25). Что же касается евангелия Иоанна, то в нем есть текст, ставший ключевым для христианского варианта идеи жидо-масонского заговора: "Отец ваш дьявол, и вы хотите исполнять желания вашего отца" (8:44). У Иоанна "иудеи" вообще и "фарисеи" в особенности ‒ символ неверия и духовной слепоты...
В последней части своего эссе Бердяев спрашивает: "Разрешим ли еврейский вопрос в пределах истории?" Четкого ответа в эссе нет, но теперь читатель легко догадается, какой исход кажется Бердяеву наиболее приемлемым: конечно, обращение евреев в христианство... Дальнейшие рассуждения сводятся к тому, что, в отличие от христиан-антисемитов, Бердяев настаивает на строгом соблюдении принципа добровольности в этом деле и не считает "естественным погром... при несогласии евреев обратиться"...
Чем же аргументируется высказанное в эссе убеждение Бердяева, согласно которому христианство на самом деле несовместимо с антисемитизмом, а "антисемитизм неизбежно должен выявить свою антихристианскую природу"? Бердяев приводит два доказательства. Одно из них внешнее: германский расизм "имеет совершенно не христианские корни". Имеется в виду исторический факт сдержанного отношения национал-социалистов к христианству. Собственно христианское доказательство сводится к напоминанию о еврейских корнях христианства. Мы уже видели, что анализ "еврейских корней" помогает объяснить характер христианской юдофобии. Но доводом против антисемитизма это напоминание может служить только на эмоциональном уровне вроде восклицаний о еврействе Марии, Иисуса и апостолов, с которых начинается статья. История показывает полную неэффективность таких доводов и ссылок на "общее наследие": к сожалению, они никогда еще не помогали...
Ведь, повторяю, речь идет об общем достоянии христианской теологии ‒ о том, что казалось самоочевидным до Освенцима. Скажем, величайший из русских философов В.С. Соловьев, известный своей юдофилией, обладавший огромными знаниями в области истории евреев и талмудической литературы, специально выступавший в защиту Талмуда от антисемитских наветов, разделял тем не менее все те общие места, которые мы рассмотрели на примере эссе Бердяева. Дело в том, что после Голокауста начал меняться сам язык теологии...
Из шести миллионов евреев, умерщвленных во время геноцида, полтора миллиона были гражданами СССР в старых (до 1939 г.) границах. Гитлеровцы не смогли бы осуществить "окончательное решение" без помощи коренного населения. Так же, как и во всех оккупированных странах, судьба евреев часто бывала в руках национального большинства. Каждый знает, как датчане спасли практически всех своих евреев. Гораздо меньше известно у нас о том, что коренное население оккупированных нацистами территорий СССР активно участвовало в уничтожении евреев. А ведь историки знают даже о погромах, которые местное население устраивало после ухода Красной Армии и до вступления гитлеровцев...
Церковному христианству легче всего отбросить древнее обвинение в богоубийстве, труднее ‒ увидеть корни антисемитизма в Новом Завете, но самое трудное для него ‒ признать тот факт, что евреи и еврейская вера всё еще живы. Сохранение еврейства после прихода христианства оказалось неудобным обстоятельством для теологов, они стали воспринимать иудаизм как некое ископаемое, анахронизм, тень... Нелегко признать, что и евреи, и еврейская вера прошли несломленными через целую эру христианства...
Таким образом, необходима новая концепция отношений между Церковью и государством, новое осмысление связи между "христианским" и "национальным", и самое главное - новая постановка вопроса о религиозной истине. То, что христианство "до Освенцима" было неспособно признать самостоятельную ценность иудаизма, его самодостаточность, мы должны истолковать как указание на центральное место нового понятия о религиозной истине в "теологии-после-Освенцима". Речь идет о содержании христианского кредо и о связанном с ним вопросе об универсальном притязании христианства на выражение полноты истины, о его притязании исключить или ограничить истинность других религий и мировоззрений...
И здесь "теология-после-Освенцима" приходит к выводу о том, что несостоятельность христианства в нацистской Германии перед лицом Голокауста поставила под вопрос самоё возможность совмещения "христианского" с "национальным"...
Как могло бы выглядеть после Голокауста "христианство, извлеченное в чистом виде"? Размышления над тем, что называют "теологией-после-Освенцима", подводят к следующему выводу: это было бы христианство, выработавшее собственную политическую культуру, не зависящую от характера политических режимов; христианство, отказавшееся от всякой опоры на национальные ценности и традиции; наконец, христианство, релятивировавшее собственное притязание на причастность к абсолютной истине и изменившее вытекающие из этого притязания миссионерские установки. Как мы видели, последнее дается с наибольшим трудом. Известный католический теолог Иоганн-Баптист Метц спрашивает в этой связи: "Готово ли и способно ли христианство ‒ и если да, то в какой мере ‒ признать мессианскую традицию иудаизма в ее неотчуждаемой самобытности, признать ее продолжающееся мессианское достоинство ‒ и при этом не предавать и не унижать содержащуюся в христианстве христологическую тайну?"...
И я хотел бы показать, что связанное с этими размышлениями над "теологией-после-Освенцима" понятие веры, отрицающей собственные универсальные притязания, и, конечно, соответствующее такому понятию веры понятие о БОГЕ, более "благочестиво", чем абсолютистское и "неплюралистическое" понятие веры...
https://vehi.net/asion/lesev.html
Статья (тут на РИ в отрывках) была опубликована в третьеэмигрантском журнале "Страна и мир" (Мюнхен), затем в московском журнале "Октябрь" (1990, № 10).
Часть 3. Заключение с точки зрения Православия
М.В. Назаров
Иероним Босх. Перед распятием Христа (фрагмент картины).
Не стану полемизировать с Лёзовым и указывать на его фальсификацию сути "еврейского вопроса" и т.н. "антисемитизма", который является реакцией всех народов на жидонацизм талмудического антихристианского иудаизма, который утверждает, что "мiр создан б-гом для евреев" и "только евреи люди, неевреи не люди, а подобны скоту" и "машиах уничтожит все народы". (О причинах т.н. "антисемитизма" см.: Рекомендации для РЕК по преодолению "антисемитизма").
Лёзов игнорирует даже предсказания ветхозаветных еврейских пророков о страшных бедствиях, которые постигнут евреев из-за богоотступничества. Уже Моисей, получивший Закон, предсказывал:
«Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них, и будешь рассеян по всем царствам земли». (Втор. 28:25.)
«Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотой и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходить во мраке, и не будешь иметь успеха на путях твоих, и будешь тесним и обижаем всякий день, и никто не защитит тебя... и будешь предметом ужаса, притчей и посмешищем для всех народов, к которым отведет тебя Господь Бог». (Втор. 28:28, 29, 32, 33, 36, 37)
«И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, пока не будешь истреблён за то, что ты не слушал гласа Иеговы, Бога твоего, и не хранил заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе. Они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек». (Втор. 28:43, 46, 63–67.)
Книги последующих пророков также содержат множество подобных предсказаний:
«И отдам их на позор, на злострадание во всех царствах земных, на поругание и в притчу, на посмеяние, и на проклятие во всех местах, куда Я прогоню их. И пошлю на них меч, голод и моровую язву, доколе не истреблю их с земли, которую Я дал им и отцам их». (Иер. 24:9, 10.)
«И выставлю их на позор всем царствам земли, в предмет проклятия, и ужаса, и посмеяния, и поругания во всех народах, куда Я прогоню их». (Иер. 15:7; 29:18.)
«И будет смерть предпочитаема жизни у всех людей, оставшихся от злого сего племени во всех прочих местах, куда Я разгоню их, говорит Иегова воинств» (Иер. 8:3.)
Лёзов совершенно не осознает и основ христианского богословия, которое тоже фальсифицирует и дерзает "реформировать". (См.: Православная эмиграция о "еврейском вопросе".) Не стану всё это здесь повторять, но сторонникам Лёзова настоятельно рекомендую внимательно прочесть.
Констатируем суть. В трактовке С. Лёзова "Христианство после Освенцима" ‒ это «христианство, отказавшееся от всякой опоры на национальные ценности и традиции; христианство, релятивировавшее собственное притязание на причастность к абсолютной истине и изменившее вытекающие из этого притязания миссионерские установки». То есть это уже не христианство, а кастрированный мутант, отказывающийся считать Христа Мессией и Сыном Божиим и признающий мессией еврейского "иного" мессию: машиаха-антихриста.
Это есть не что иное, как современная разновидность ереси жидовствующих, которые в древности настаивали на том, что евреи и после распятия Христа остаются "богоизбранным Народом Божиим", а в наше апокалипсическое время уже прямо требуют от Христианства признать машиаха-антихриста истинным Мессией. (У меня об этом была обширная полемика с бывшим приятелем студенческих лет: Диспут Назарова с Кацманом о "православном антисемитизме".)
Католики уже подчинились этому. Напомню, что у них дошло до официального заявления: всем людям для спасения необходимо крещение, кроме евреев – они могут спастись и без этого, поэтому не следует их пытаться обращать в христианство. Более того: ватиканская комиссия под руководством кардинала В. Каспера в своем диалоге с иудеями, которые потребовали переписать Священное Писание в "необидном" для них духе, пришла к выводу: иудеи и христиане ждут одного и того же общего мессию. В 2010 году папа римский Бенедикт XVI посетил главную римскую синагогу, осудил антисемитизм и антииудаизм и принёс извинения за то зло, которое, по его словам, Римская католическая церковь, возможно, причинила, закрыв глаза на антисемитские эксцессы. Он перечислил общие ценности католиков и иудеев: «проповедь слова б-жьего, сохранение окружающей среды и укрепление семейных ценностей».
Таким же образом современные жидовствующие требуют и от Православия "очистить" богословие именно от той существенной его части о мiровом противостоянии сил добра и зла, явленной нам в Пришествии, Распятии и Воскресении Христа, Сына Божия, которое важно для понимания смысла истории. И, к сожалению, находится все больше "православных" священнослужителей, которые готовы услужить жидам-сатанистам.
В РПЦ МП до сих пор самым известным жидовствующим священнослужителем, который ставил своей задачей "очищение Православной Церкви от антисемитизма", был о. Александр Мень. Его преемником стал "игумен" Иннокентий Павлов, организовавший групповое обращение 12 православных священников к Церкви (от 19 апреля 2007 г.) с призывом пересмотреть богословие в отношении к иудеям и государству "Израиль" и удалить "антисемитские" места из богослужения, особенно на Страстной неделе.
Религия Холокоста в современной РФ (в 2022 году ее преподавание ввели в российских школах!) пытается спекулировать на христианском сочувствии к гонимым и к жертвам гитлеровского режима, и власти это поощряют, в то же время замалчивая Русский холокост в СССР, в котором огромное участие приняли евреи. В связи с этим известный богослов прот. Сергий Булкаков (из либеральной парижской юрисдикции) дал гитлеровским гонениям на евреев следующую трактовку:
«В большевизме более всего проявилась волевая сила и энергия еврейства, все те черты, которые так известны уже и по Ветхому Завету, где они были предметом гнева Божия... В грядущих событиях центральное место принадлежит России и еврейству... Россия находится под игом большевизма, ... еврейство же претерпевает еще раз в своей истории гонение. Но само же оно доселе остается в состоянии поклонения золотому тельцу и отпадения от веры, даже и в Бога Израилева. Все эти новые бедствия... кара за то страшное преступление и тяжкий грех, который им совершен над телом и душой русского народа в большевизме... Еврейство в самом своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении, через посредство большевизма совершило если – в сравнении с татарским игом – и непродолжительное хронологически (хоть четверть века не есть и краткий срок для такого мучительства), то значительнейшее в своих последствиях насилие над Россией и особенно над Св. Русью, которое было попыткой ее духовного и физического удушения. По своему объективному смыслу это была попытка духовного убийства России, которая, по милости Божией, оказалась все-таки с негодными средствами. Господь помиловал и спас нашу родину от духовной смерти». Так что большевизм – это еще не победа сатаны над Россией. Это «ужасная победа сатаны над еврейством, совершенная через посредство еврейства» ("Расизм и христианство", 1941–1942).
«... в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль представляет собой лабораторию всяких духовных ядов, отравляющих мiр и в особенности христианское человечество» ("Гонения на Израиль", 1942).
Эту причину Холокоста порою покаянно признавали и честные евреи, видя в этом даже возмездие за свое богоубийство и антихристианство; о таком случае прозрения писал известный богослов Русской Зарубежной Церкви архимандрит Константин (Зайцев), будучи и сам еврейского происхождения с отцовской стороны:
«Мне довелось слышать рассказ от имоверных свидетелей.. Во главе с раввинами шли эти толпы в полном порядке в праздничных одеждах, с пением надлежащих песнопений. Для них были подготовлены продолговатые ряды общих могил, куда все они должны были лечь. Нечто было потрясающее. И когда готово было прорваться отчаяние, раздался голос раввина, возгласивший слова, освятившее все происходящее новым светом – Христовым – и превратился убой в мученичество, возвращающее заблудших в стадо Христово. Раввин напомнил слова, произнесенные когда-то праотцами зде находившихся при крестной смерти Спасителя: "Кровь Его на нас и детях наших". Вот когда свершается прорицание! Надо понести смертную муку как искупление за грех отцов...» (Архимандрит Константин (Зайцев). К познанию нашего места в мiре // Православный путь. Джорданвиль. 1960).
О том, что такого покаянного прозрения в еврействе не произошло, говорил и протоиерей Кирилл Фотиев (из либеральной Американской Православной Церкви). В разгар горбачевской "перестройки" мы беседовали на его квартире в Мюнхене с известным деятелем НТС В.Д. Поремским об опыте катарсиса в русском народе в результате революции, о приобретенном опыте вразумления и покаяния вследствие революционной катастрофы. На это о. Кирилл возразил:
«Ф.:Если говорить о том, какое воздействие катастрофы могут оказывать на народ, то есть другой народ, который пострадал в ХХ веке по отношению к своей численности не менее руских ‒ я говорю о еврействе... Хочется спросить, какое последствие для духовного становления и развития еврейства имел этот страшный катастрофический опыт? Глядя на современность, приходится сказать, что практически никакого.
Н.: Даже отрицательное в каком-то смысле...
Ф.: Да. Потому что народ, который больше всех пострадал от расизма, в настоящее время ‒ в лице израильского государства, а также тех евреев, которые его поддерживают, ‒ проводит последовательную расистскую политику И оправдывается это страданиями еврейства... Даже самые страшные жертвы не обязательно ведут к духовному обновлению. Тут много причин...» ("Свет с Востока"? Беседа с В.Д. Поремским о книге Вальтера Шубарта "Европа и душа Востока". Мюнхен, 24 ноября 1989 г.; текст см. в этой книге изд. "Русская идея" на стр. 412-423.)
В результате Холокоста ("священного жертвоприношения" наподобие "хирургической ампутации больной конечнолсти" в цитированной выше трактовке Любавичского раввина Шнеерсона, которое "принесет духовную пользу") евреи получили свое расистское государство на оккупированной ими Святой земле, и благодаря подконтрольной им сверхдержаве США еврейское влияние в мiре достигло небывалых высот. Напомню об этом примечательную книгу "Еврейский век" (The Jewish Century, в русском переводе с менее откровенным заглавием: "Эра Меркурия") американского еврея профессора Калифорнийского университета Ю. Слезкина. В его терминологии "меркурианство" – это еврейское мiровоззрение и идеология успеха в современном "меркурианском" мiре.
«Современная эра – еврейская эра, а XX век – еврейский век... Модернизация – это когда все становятся евреями... Но никто не способен стать лучшим евреем, чем сами евреи. В век капитала они – самые предприимчивые из предпринимателей... Одна из причин, по которой XX век стал еврейским, состоит в том, что попытка нацистов уничтожить евреев привела к канонизации нацизма в качестве абсолютного зла и превращению евреев в универсальных жертв...
Из Избранного народа еврейского Бога евреи превратились в народ, избранный нацистскими палачами, а став народом, избранным нацистскими палачами, они превратились в Избранный народ послевоенного западного мiра. Холокост стал мерой всех преступлений, а антисемитизм стал единственной непростительной формой этнической нетерпимости в общественной жизни Запада (ни одна другая разновидность национальной враждебности, сколь бы хронической и кровавой она ни была, не обозначается особым эксклюзивным термином, если не считать слова "расизм", аналогичного "антисемитизму", но лишенного племенной специфики). В то же время и по той же самой причине Израиль превратился в страну, на которую общие правила не распространялись. Одна из причин широкого распространения нового образа Израиля коренится в степени силы и влиятельности американских евреев, чье еврейство и, возможно, американизм зависят от сохранения Израилем статуса избранности и преодоления холокостом границ истории...».«Соединенные Штаты замечательны тем, что меркурианство – включая меритократию – является официальной государственной идеологией... Американские евреи имеют право на успех, потому что они американцы, – точно так же, как советские евреи 1920-х и 1930-х годов имели право на успех, потому что были советскими. Из всех нееврейских государств, известных мiровой истории, только в довоенном СССР евреи играли более важную роль в политической жизни, чем в послевоенных Соединенных Штатах. Евреи непропорционально представлены в обеих палатах конгресса (в три-четыре раза больше, чем в общем населении страны) и особенно среди политических консультантов, политических технологов, политических активистов и финансовых спонсоров».
«Евреи – самая богатая религиозная община в Соединенных Штатах... У них самые высокие семейные доходы (на 72 % выше среднего по стране), наивысший показатель самостоятельной занятости (в три раза выше среднего по стране) и наибольшее представительство среди самых американцев (40 % списка богатейших американцев, по данным журнала "Форбс" 1982 года). Даже новые иммигранты из бывшего СССР начинают зарабатывать больше среднего по стране через несколько лет после приезда».
«Главный вопрос относительно будущего евреев в России состоит не в том, станут ли евреи крестьянами (как надеялись некоторые цари и коммунисты). В век универсального меркурианства (еврейский век) главный вопрос состоит в том, научатся ли русские быть евреями».
(Слезкин Ю. Эра Меркурия. М. 2005. С. 9-11, 469-477.)
+ + +
В заключение отмечу, что кому Господом много дано, с того и требуется больше, и если грехи прочих народов не приводят к немедленным страшным последствиям, то измена избранных народов становится для них катастрофами. Это мы видим и в истории еврейского народа, и в истории русского.
Однако в отличие от религиозных евреев, перекладывающих вину за Холокост на христиан, русские православные авторы, при всей очевидности активнейшего участия еврейства (идеологического, финансового, кадрового, палаческого) в антирусской революции и в последующем Русском холокосте, видят главную причину нашей катастрофы в грехах ведущего слоя российского общества, в его утрате православного понимания сущности и миссии России как Третьего Рима. "Россия как все" была Богу не нужна, поэтому Он и попустил эту катастрофу для нашего вразумления от обратного. Но, к сожалению, и после крушения антирусского богоборческого режима русский народ оказался под новым игом тех же мiровых сил, которые устроили "Великую русскую революцию" (как ее распорядился величать нынешний президент Олигархата РФ) и строят уже близкое царство антихриста...
См. также:
Религия Холокоста должна иметь право на ее научное исследование.
(В частности, там отмечено, что в гитлеровских преступлениях против еврейства виноваты не только немцы, но и западные лидеры антигитлеровской коалиции и сами еврейские вожди того времени.)
+ + +
ПС. Евреи утверждают, что в Освенциме были убиты в основном евреи, и в 1987 году потребовали убрать христианские религиозные символы с этого места, а также находившийся вблизи монастырь монахинь-кармелиток. Духовенство Католической церкви выполнило это нелепое требование.
И еще современный "российский" штрих в связи со всемiрным ежегодным холокостным ритуалом в Освенциме.
Представителя МИДа РФ М. Захарову возмущает, что поляки убрали из музея Холокоста экспозицию о Красной армии-освободительнице. Захарова отмечает их неблагодарность за подаренные (Сталиным) Польше немецкие земли. Но подумать о главном подарке ей в голову не приходит: о насаждении полякам и всем "освобожденным" восточноевропейским народам богоборческого марксизма с идеологическими чистками и немалым числом жертв. Где уж нынешним правителям Олигархата РФ осознать духовный смысл Холокоста и выросшей на нем "Индустрии холокоста", которую они усердно насаждают на русской земле...