20.01.2007       6

Скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресечение царствовавшей линии Рюриковичей


7.01.1598 (20.01). - Скончался Царь Феодор Иоаннович. Пресечение царствовавшей линии Рюриковичей (с 862 по 1598 гг.)

Кончина Царя Феодора Иоанновича

Царь Феодор Иоаннович (изображение на Царь-пушке)

Царь Феодор Иоаннович (изображение на Царь-пушке)"

Царь Феодор Иоаннович родился в Москве 11 мая 1557 года. Он был младшим сыном Иоанна IV Грозного от первой его супруги Анастасии Романовны и последним Царем из непрерывно царствовавшей ветви дома Рюрика, давшего столько великих Государей Русской земле. Царь Феодор сохранил многие качества, отличавшие Рюриковичей: благочестие, сердечную доброту и большое душевное благородство. Однако не унаследовал исключительной способности предков к занятию государственными делами, тем не менее оставался все-таки с головы до ног Царем, любимым русскими людьми.

В продолжение традиции, введенной его отцом, 31 мая 1584 г. (через шесть недель после смерти Иоанна Грозного) состоялось венчание на царство Феодора Иоанновича. Это было второе на Руси царское коронование, если не считать коронования князя Димитрия при Иоанне III, и оно отличалось большею торжественностью, чем то, какое видела Москва в 1547 г., как это явствует из подробного описания этого торжества в особом чине, напечатанном в "Собрании грамот и договоров. Т. II". Царский выход из дворца в Успенский собор отличался выдающимся многолюдством и блеском. Во время шествия царский шурин (брат царицы Ирины) Борис Годунов нес скипетр Государев. В соборе устроено было высокое чертожное место. Всероссийский митрополит Дионисий возложил на царя животворящий крест и венец Мономаха и надел святые бармы. После венчания на царство Государь слушал литургию в короне и со скипетром, - "хоругвями правления", как сказано в коронационном чине. В конце литургии митрополит совершил над Государем священное миропомазание из особого сосуда или крабицы, которая принадлежала римскому императору Августу II и была принесена Владиміру Мономаху из Византии вместе с царскими регалиями, и причастил его святых тайн; в это время Борис держал скипетр, а Димитрий Годунов и боярин Юрьев держали венец царский на золотом блюде.

Еще с начала 1580-х годов по инициативе Царя Феодора и при активнейшем участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с Константинопольской Церковью об установлении на Руси патриаршества. Могущественное Русское царство имело свою Русскую Церковь, которой не к лицу было составлять часть Константинопольского Патриархата, находившегося в упадке под властью турок и еще недавно заключившего унию с папистами. Прибывший в Москву за милостыней Цареградский Патриарх Иеремия в 1589 г. посвятил в Патриархи Всероссийские митрополита Иова. При этом Иеремия поднес Феодору Иоанновичу частицы животворящего креста, крови и ризы Христовой и части от тернового венца Спасителя, частицы мощей Константина Равноапостольного. Вследствие этого значение Третьего Рима как преемника вселенского удерживающего Царства стало очевидным и безспорным, как и значение титула Русского Царя для всего православного міра.

Царь Феодор Иоаннович был очень благочестив. Историк С. М. Соловьев в "Истории России с древнейших времен" описывает обычный распорядок дня Государя так: «Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

В царствование Царя Феодора Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 г. Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям. В первые годы царствования Феодора Иоанновича продолжилось широкое освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Березов, Сургут, острог Нарым и Тара на реке Иртыш. В 1586 г. основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 г. В 1587 г. отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. В 1586 г. у южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 г. на Волге был основан острог Царицын. В июле 1591 г. была отбита последняя в русской истории атака ордынского войска (крымского хана Казы-Гирея) на Москву. В 1586 г. грузинский царь Александр обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В Москве в это царствование были выстроены каменные стены вокруг Белого или Царева города (в этой центральной части Москвы близ Кремля жили, главным образом, бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, потому земля, занятая их дворами, называлась "белой", то есть освобожденной от земельных налогов, которыми облагались "черные" земли ремесленников, торговцев и землепашцев). Работой в Белом городе заведовал русский зодчий Феодор Конь. Работы начались в 1587 г. и закончены в два года с небольшим. Стена и вал начаты от нынешнего Яузского моста, неправильною дугою, через Покровку, Мясницкую, Сретенку, Петровку, Тверскую, Никитскую, Арбат и Пречистенку, где у нынешнего храма Спасителя упирались в Москву-реку. Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот, сходных с воротами Китай-города. У ворот стояли воротники и запирали их на ночь. Обветшавшие стены Белого города были разобраны при Императрице Елизавете Петровне, а при Екатерине II заменены бульварами.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны пошла на подъём, удалось преодолеть тяжелые последствия неудачной Ливонской войны (1558–1583). Совершенствовалось вооружение армии, особенно артиллерия. Была отлита в Москве царь-пушка, или дробовик. Вес ее 2400 пудов; каждое ядро для заряда весит 120 пудов, а заряд пороху 30 пудов. Она была отлита русским мастером, как гласит надпись, Андреем Чоховым.

Однако последние годы царствования были омрачены трагедией: 15 мая 1591 г. в Угличе подосланными убийцами был зарезан младший брат Государя, св. царевич Димитрий, единственный наследник русского трона после бездетного Феодора. Было назначено следствие, представившее официальную версию происшедшего: во время игры ножичком с царевичем случился припадок падучей болезни, и он упал на нож. Царственный страдалец-отрок в 1606 г. был причислен Церковью к лику страстотерпцев. (Народная молва обвиняла в подготовке убийства царского шурина Бориса Годунова, ходили слухи, что сам царевич спасся, а вместо него погиб другой ребенок. Все эти последствия угличской трагедии, наложившиеся на тяжелые экономические условия, в которых оказалась страна к концу правления следующего Царя Бориса Годунова, привели в начале XVII века к многолетней Смуте в России.)

Царь Феодор Иоаннович умер 7 января 1598 года. Народ, услышав весть о смерти Государя, толпами шел в Кремль; все выражали свою глубокую скорбь, и многие горько рыдали. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Поскольку Царь не имел детей, после его смерти встал вопрос о наследовании престола. Неверно пишут иногда, что якобы при этом "пресеклась династия Рюриковичей" – их потомков еще оставалось много в других княжеских ветвях, в знатных боярских родах, и в этом была главная проблема: их было много с отдаленным родством и более-менее одинаковыми правами, но не было безспорного прямого наследника. Разбираться в том, у кого больше прав, не хотелось: смотрели на членов семьи, наиболее близких к последнецарствовавшему. Дошедшие до нас сведения о наследовании престола сбивчивы. По некоторым сказаниям, когда бояре приступили к умирающему Феодору с вопросом, кому царствовать после него, то он передал скипетр своему двоюродному брату Феодору Никитичу Романову,  но тот отказался  и вручил  скипетр  следующему брату Александру; тот, в свою очередь, передал его третьему брату Ивану, а от Ивана он был передан и четвертому – Михаилу; Михаил тоже отказался и передал дальше; в конце концов скипетр вернулся в руки Царя. Тогда умирающий сказал: «Возьми же его, кто хочет; я не в силах более держать»; в этот миг Борис Годунов протянул свою руку и взял его (он и раньше активно помогал сестре и зятю в делах правления, порою оттесняя их на задний план).

По  другим сведениям, на вопрос Патриарха и бояр: "Кому царство,  нас  сирот и свою  Царицу  приказываешь?", – Феодор отвечал тихим голосом: «Во всем царстве и в вас волен Бог: как Ему угодно, так и будет; и в Царице моей Бог волен, как ей жить, и об этом у нас уложено».

Наконец, есть также свидетельство, что «после себя великий Государь оставил свою благоверную великую Государыню Ирину Феодоровну на всех своих великих государствах». Как бы то ни было, вслед за кончиной Царя Феодора власть тотчас же перешла к Царице, и ей безпрекословно присягнули - и это было вполне легитимное решение. Но на девятый день после смерти мужа Ирина удалилась в Новодевичий монастырь, решительно отказавшись от царства, несмотря на просьбы Патриарха и бояр, и вскоре постриглась с именем Александры.

Наступило небывалое время в Московском государстве – оно осталось без Царя. Во главе правления стал Патриарх, хотя указы и продолжали писаться от имени Царицы. Вопрос о новом Царе оставался открытым до истечения сорокового дня после кончины Феодора. Созванный затем Земский Собор избрал Царем Бориса Годунова, брата ушедшей в монастырь Царицы Ирины. Сыграло роль и это родство, и близость к правлению уже при почившем Царе.

Вскоре после кончины Царь Феодор был занесен в святцы местночтимых московских святых. Св. Патриарх Иов (†1607) составил "Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича", с начала XVII века известны его иконные изображения в нимбе.

Использованы материалы сайтов:

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012001

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 6 комментариев
  1. blank раба Божия Ольга:

    отец оставил синодик вымирающего села Шировка Саратовской области, я теперь в Самарской области живу. Может быть, синодики вымирающих сел нужны кому-то в соответствующих благочиниях? Простите, что не так если

  2. blank Анна:

    Мне пришлось как-то видеть одну реликвию-рушник,
    состоящий из пяти рядов вышивки.Один из рядов вышит павлиний троном,другая вышивка буддийская,третья-лилия французских королей,а две оставшиеся я не могла найти в Интернете.На рушнике вдобавок есть именная монограмма.Сам рушник вышит на домотканом льняном полотне.Раз я видела этот рушник своими глазами,то получается линия Рюриковичей не пресеклась.Линия Павлиньего трона последняя на этом рушнике.А это 1770-ые годы.История нам оставила столько загадок,а мы верим большевистским источникам нашей школьной литературы.

  3. blank МВН - Анне:

    Речь идет о пресечении ЦАРСТВОВАВШЕЙ линии Рюриковичей. Разумеется, в других линиях потомков было много (напр. Шуйский, Пожарский), много их и сегодня.

  4. blank Русс Киев:

    Ничего ро линии князей Рюриковичей не пресекалось никогда: Государство Русь является формой сожительства одной семьи князей Рюриковичей, которая является историческим владельцем этого государства, эмпирическим ее олицетворением, и, что самое главное, идеальной формой бытия этого государства. Итак, фундамент, на котором она строится и функционирует Русь, сформированы именно вокруг метафоры семьи — как нераздельное тело, собственность рода и единственная «корпорация» Рюриковичей.

    Княжеский род, следовательно, существует не только эмпирически, он метафизической целостности. Как нынешние времена является своего рода повторением прошлого, так и князья живые является восстановлением, «оживание» умерших предков.

    Княжеский род находится вне обычных измерениями, он существует в вечности.

    Русью правит не какой-то определенный князь, даже не совокупность живых родственников, а разверстые во временную перспективу (так же, как и в прошлом) бесконечная череда поколений. Как напоминал Мономаху митрополит Никифор: «Вам же долешнимы правит в роды и роды».

    Когда покровительство за землю, государство принадлежит всей совокупности поколений династии — прошлым, нынешним и будущим, то княжеская святость автоматически принадлежит сакральному роду князей Рюриковичей -Крестителей Руси.

  5. blank Русс Киев:

    Это жидами придумана сказка о том, что князям рода Рюриковичей править не дано - сказка для болванов с 1598 года. Сам собор 1612 года - позор для Руси и для руских. Самодержавная Монархия в РФ - дело одного дня, а не 100 лет. Когда РФ, Украина и Беларусь населена болванами, то понятно - болванам полагается светская безбожная колония для белых рабов и демонкратия. Вообще чернь никогда ничего не решала и не будет решать, чернь глупа. Романова на трон посадили бояре и враги Руси - это очевидный факт.

  6. blank Зофiя:

    Современник и близкий ко двору князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о государе так: «Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому». Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре: «…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы».
    Уже в наши дни, в статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:
    "Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.