19.02.1861 (4.03 в 2018 г.). - Александр II отменил крепостное право
Отмена крепостного права
Крепостное право просуществовало в России два с половиной столетия, с 1597 по 1861 год, в двух разных видах. Сколько на Западе публикуется обличений по этому поводу! В основном со ссылками на русскую литературу, которая всегда предпочитала нравственные требования к власти и ее критику с преувеличениями, но не приукрашивание. Однако надо учесть, что закрепощение русских крестьян произошло в самом конце ХVI века в виде их прикрепления к земле (в 1597 году отменили их право менять работодателя) и это воспринималось тогда как часть необходимого для всех православного послушания: Россия, обороняясь от множества врагов, выходила к своим жизненно важным геополитическим рубежам, и тогда жертвенно служить государству были обязаны все, каждый на своем месте – и крестьяне, и дворяне (они за военную службу получали поместья без права передачи их по наследству), и сам Царь.
Более всего ужесточению нашего крепостного права поспособствовали "великие европеизаторы" Петр I и особенно Екатерина II. Поместья стали наследственными, к тому же был совершенно изменен смысл крепостного права, когда в 1762 году указом Петра III, а затем екатерининской жалованной грамотой дворянству (1785) дворяне были освобождены от повинности служения, получив крестьян в личную собственность – этим нарушилось прежнее понятие справедливости. Это произошло именно вследствие европеизации России нашими монархами-западниками, поскольку в таком же несправедливом виде крепостное право задолго до России было из соображений эксплуатации введено во многих европейских странах и продержалось там в целом гораздо дольше – особенно в Германии, откуда и было перенято в Россию в новом виде. (В германских землях отмена крепостного права происходила в 1810–1820-е годы и завершилась лишь к 1848 году. В "прогрессивной" Англии и после отмены крепостного права безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли.)
Показательно, что русское выражение "крепостное право" изначально означает именно прикрепление к земле; тогда как, например, соответствующий немецкий термин Leibeigenschaft имеет иной смысл: Leib – "тело", Eigenschaft имеет корень Eigen, присутствующий в словах "владение, собственность". (К сожалению, в переводных словарях эти разные понятия даются как равнозначные.)
В то же время в России крепостные имели не более 280 рабочих дней в году, могли надолго уходить на промыслы, вели торговлю, владели заводами, трактирами, речными судами и сами нередко имели крепостных. Конечно, положение их во многом зависело от хозяина. Известны и зверства Салтычихи, но это было патологическое исключение; помещица была приговорена к тюремному заключению.
И хотя уже с начала XIX века крепостное право в России подвергалось ослаблениям и частичным отменам, распространяясь к 1861 году лишь на треть крестьян, совесть российских дворян все больше тяготилась им; разговоры о его отмене шли с начала ХIХ века. Крестьяне тоже считали свою зависимость временной, переносили ее с христианским терпением и достоинством, – свидетельствовал путешествовавший по России англичанин. На вопрос, что его более всего поразило в русском крестьянине, англичанин ответил: «Его опрятность, смышленость и свобода... Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» (Notes of a visit to the Russian Church by the late W. Palmer. London, 1882).
Так, и Наполеон в 1812 году надеялся, что русские крепостные будут приветствовать его как освободителя, но получил всенародный отпор и понес огромные потери от стихийно созданных крестьянами партизанских отрядов...
В ХIХ веке положение крепостных стало улучшаться: в 1803 году произошло их частичное раскрепощение на основе закона о "свободных хлебопашцах", с 1808 года запретили продавать их на ярмарках, с 1841-го разрешалось иметь крепостных только владельцам населенных имений, ширилась возможность самовыкупа. Большую подготовительную работу для отмены крепостничества провел Государь Николай I. При отмене крепостного права в 1861 году оно распространялось уже лишь на треть крестьян (или 28 % населения страны; было освобождено 22,5 млн. при общей численности около 80 млн. подданных). Впрочем, очень многие крестьяне освобождения не хотели, им было спокойнее жить по-старому, когда все заботы перекладывались на помещика.
В царском Манифесте Александра II от 19 февраля 1861 г., который был оглашен в Прощеное воскресенье во всех российских храмах, по этому поводу говорилось:
«Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей... Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод... Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе».
То есть, как и ранее, взаимоотношения крестьян и помещика во многом зависели от личности и доброты (или жесткости) последнего. При этом крестьяне не освобождались немедленно от их трудовых повинностей:
«В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников».
Таким образом, с одной стороны, наиболее зажиточная и деятельная часть крестьянства приобрела долгожданную свободу самостоятельного хозяйственного роста (и это положительно сказалось на развитии экономики); с другой стороны, эта реформа разрушила прежний патриархальный быт и ухудшила жизнь самых бедных, предоставив их самим себе. Крестьянская земля осталась в основном в общинном владении. Помимо безплатных наделов, часть ее подлежала выкупу у помещиков в течение 49 лет при круговой поруке общины. (Лишь в 1905 году крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями и были упразднены выкупные платежи за землю. Продолжение этой темы см. далее в календаре в связи с реформой П.А. Столыпина.)
Из книги "Вождю Третьего Рима (гл. I-7 и II-2):
https://rusidea.org/410107
https://rusidea.org/410202
Отметим, что отмена крепостной зависимости в России произошла одним росчерком пера Российского Самодержца, а двумя годами позже в просвещенных и демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение негров от более тяжелого и совершенно безправного рабства потребовало четырехлетней кровопролитной гражданской войны.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«...Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу. [...]
Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. [...]
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. [...]
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. [...]
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. [...] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. [...]
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Крепостное право в России - это не рабство, как в Европе, а приписка к месту жительства (то есть прописка, когда без разрешения властей нельзя сменить место жительства). Этот институт прописки существует во всём мире и поныне, в том числе и в РФ. Схожее с европейским крепостным правом (рабство) ввёл в России европеизатор, Пётр 1-й, в 1714 году, но в отличие от Европы где оно длилось от 500 до 1000 лет и охватывало практически всё крестьянское население, в России рабство длилось 147 лет и охватывало не более 30% сельского населения, причём основной процент сельских барских крестьян был соредоточен в Прибалтике, Малоросии и Польше.
А что, разве в статье написано иначе про Европу? Однако и у нас это была все-таки не "прописка": как-никак людей продавали.
//А что, разве в статье написано иначе про Европу? Однако и у нас это была все-таки не "прописка": как-никак людей продавали//. А вы читайте внимательно присылаемые вам посты, чтоб не задавать глупых вопросов.
Благодарю Вас за проявленный ум. Но все же я согласен с глупым администратором: Все, что Вы написали, в моем тексте отражено. Могу рассматривать Ваш отклик как любезный одобрительный комментарий, за который благодарю.
В России разрешено было разделять семьи, применять телесные наказания, вплоть до убийства крестьян, продавать крестьян без земли.
О каком сравнении с Европой может идти речь, если сам АлександрI стесняясь рабского положения своего народа запретил печатать в русских газетах обьявления о продаже крестьян, т.к. газеты читали не только в России, но и в Европе!?
Ивану Юрьевичу. Действительно, какое может быть сравнение с Европой, например, с Англией, где крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли и тысячами вешали бродяг.
Ответ ***
Ущемление в правах на частную собственность - это не институт рабства - не право распоряжаться по свелму усмотрению жизнью(!) рабов - целого сословия русских крестьян.
Я думаю, причина всех бед России именно в беспредельной жадности правящего класса. И в лицемерной позиции церкви в этом вопросе.
Ответ ***
Быть ущемлённым в правах на частную собственность и быть частной собственностью - это всё-таки разные вещи.
Ивану Юрьевичу. Вы, видимо невнимательно прочти мое мнение. Повторяю: Действительно, какое может быть сравнение с Европой, например, с Англией, где крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли и ТЫСЯЧАМИ ВЕШАЛИ БРОДЯГ. Не продавали как вещь, а вешали.
Крепостное право - это позор. Человек, владеющий своими соплеменниками как вещью не может себя уважать. Ему нет оправдания, тем более сказками об ужасах жизни в цивилизованном мире. Превратили народ в скотину своим "православным послушанием"! Если бы "всякая власть от бога" была, то не было бы и Христа. Насильники и лицемеры!
мнение по прводу того что Екатерина ужесточила крепостное право, я считаю ошибочны, именно она имела реальную возможность правильно провести эту реформу!если бы не некоторый страх перед дворянством.
Наталья Романовна, прежде, чем бросаться на защиту этой катьки, почитали бы лучше историю России, правильно пишут, произошло ужесточение крепостного права.
безплатных - пишется через "с".
Многоуважаемая Светлана Валентиновна! Благодарим за Ваше замечание. Безплатных - пишется через "с" в большевицкой орфографии. В русском языке нет предлога или приставки "бес", она и этимологически безсмысленна (точнее означает беса). Есть предлог "без", означающий отсутствие чего-то. Поэтому в большинстве материалов нашего сайта мы стараемся писать по русской орфографии
Здравствуйте. Хочу задать вопрос. Мне от прабабушки досталась похожая медаль, только она квадратная, медная и снизу картинки надпись "копия сделана", дальше идёт неразборчиво фамилия, то ли Толстой, а может другая. Помогите, если есть информация о подобной медали, мне это очнь интересно))
Я сам человек военный, офицер.
Честно говоря, после прочтения статьи, очень сильно поменял мнение о крепостном праве. По сути я сейчас в нем живу, На основе крепостного права, живет практически вся страна! военная её половина.. Организация в армии! Подумайте над этим...
Несколько уточнений. Указ 1597г. не отменял право перехода крестьян на другое место, а устанавливал время 5 лет на сыск и возврат ушедших "не в срок и без отказу", то есть незаконно. "Заповедные лета", в которые временно запрещался переход, были введены Иваном Грозным в 1581г., они отменялись указами Бориса Годунова 1601 и 1602гг. Но после Смуты эта временная мера, как водится, стала постоянной. Законодательно же крепостное право было утверждено Соборным уложением 1649г. О его отмене (всвязи с заменой дворянской конницы регулярными полками) задумывался уже Василий Голицын при царевне Софье. Но при ПетреI поместья были приравнены к вотчинам (1714), а крестьяне - к холопам (1722).
Крепостное право - пвеликий позор России и не менее великий для Православной церкви. А 1917 - это искупление церковью своих грехов за поддержку богомерзкого строя.
Спасибо за сайт,очень нужную вы делаете работу
Спасибо большое!! Я нашла здесь много информации...!!
Со школьной скамьи, как говорится, отлично помню, кто и в каком году отменил крепостное право. Только что по TV, канал "Бибигон", наткнулась на передачу, где задавались исторические вопросы детям. Один из вопросов был - кто отменил крепостное право. И что же? Правильный ответ прозвучал - Пётр III !!!! Я в шоке! Что это - злобная ошибка ведущих, или историю России решили переписать?!!!
Не очень
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! Я НАШЛА ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ МНОГО МНОГО ИНФОРМАЦИИ...!!!
хороший сайт, достаточно информации, положительно воспринимается...
Я учусь в третьем классе и Ваш сайт мне очень помог!
Я сделала домашнее задание без проблем! Побольше бы таких хороших сайтов как Ваш!!!!!
Опрвдывать крепостноеправо - безнравственно. Это позор нашей истории!Это результат смутного времени Только староверы не стали рабами.
Спасибо за статью!
Поражена тем, что крепостное право было официально отменено в Прощенное воскресение.
Случайно попала на ваш сайт.
Готовлюсь к экзамену в институт.
Прошу молитв! 🙂
все конечно хорошо и благостно - но как то забывают что в 1917г. резали детей бывших РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ - и правильно делали!!!!!!
спасибо за ценную информацию
Помогите пожалуйста!
Какие различия между рабством в Древнем мире и Крепостным правом в России?
Рабы (часто военнопленные) в древних рабовладельческих государствах были только биологическим рабочим материалом, подобным скоту. Они не имели никаких прав и с ними можно было сделать все, что угодно. Крепостные в России были прикреплены к земле, считались людьми и имели определенные права. Преступления по отношению к ним расследовались как преступления и наказывались. Подробнее см. в статье.
Подскажите, пожалуйста, в чем сходство и различие положений первых сословий в России и Западной Европе 17 век?
pomogite pojaluista pochemu aleksandr 1 ranshe ne mog otmenit krepostnoe pravo?
Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!
огромное спасибо
Ваш сайт очень поучительный и замечательный. Получила много качественной информации.
в чем сходство и различие положений первых сословий в России и Западной Европе 17 век?
Положение первых сословий в России и Западной Европе в 17 веке различалось прежде всего разными идеалами - т.е. целями существования этих сословий.
В России - это верное служение православному Царю, который в свою очередь верно служит Богу. Это служение идее сохранения истинного Христианства (Православия, в отличие от западных еретиков) и служение Божию замыслу о Руском народе и его вселенской Империи как преемственном от Византии Третьем Риме, удерживающем зло. При этом личные амбиции дворянина отодвигаются на второй план, а "сословные права" понимаются как право на более ответственное, эффективное и ревностное служение Богу. Такое христианское служение при симфонии государственной и церковной властей позволяет надеяться и на личное спасение для вечной жизни в Царстве Божием.
На Западе же - это служение преходящим земным целям власти (что являлось главным и для католической иерархии), целям могущества и благополучия. При западном абсолютизме (отсутствие нравственных ограничений для монарха) это было служение монарху-эгоисту, который служит своим похотям. Соответственно и сословные права и привилегии состояли в обладании большей властью и большими земными благами.
Разумеется, и на Руси православный идеал идеал не всегда осуществлялся в силу человеческой греховности (в т.ч. и монарха, и церковных иерархов, а Петр I прежний идеал вообще исказил по образцу западного абсолютизма), однако всё же православный идеал помогал сохранять верную точку отсчета и верные критерии должного служения, правления, различения добра и зла - для спасения как можно большего числа подданных к жизни вечной.
Спасибо огромное!
Помогите, пожалуйста. Какие основные политические решения первых Романовых?
Полит. решения первых Романовых см. календарных статьях, в посвященных им. Напр., Михаил: https://rusidea.org/25072602 - и далее Алексей Михайлович: https://rusidea.org/25021102
можете подсказать??
Изменения в деятельности Боярской думы в ХVII???))
очень срочно!!!
класс
4 марта /19 февраля, многие отмечают реформу 1861 года. И почему то все говорят о модернизации. Но даже на форум в храме Христа Спасителя "Великие реформы императора Александра II - успешный пример модернизации", посвященный 150-летию отмены крепостного права, умолчат о самой существенной модернизации, начатой этой реформой?
Да, 19 февраля 1861 года действительно в России началась модернизация, которая продолжает набирать силу и темпы и по сей день - это модернизация русской души, отвращение её от Христа Спасителя.
А результат - эту модернизацию до сих пор никто даже не замечает, что и указывает на её успешность.
Долго будут перечислять достоинства реформы 19 февраля 1861 года не только в храме Христа Спасителя. Но главное её действо - подготовка поколения, способного пойти за сатанизмом Троцкого - Ленина, - не будет упомянуто. Потому что эта дорога к безбожию, или, к так называемой, “свободе”, открытая для России упомянутой реформой, и поныне превращается в поиск ложно понимаемой свободы, свободы всё более широкихъ вратъ и просторного пути, ведущихъ въ погибель (Мф.7,13-14).
Да, 19 февраля - точка, от которой и начался отсчёт забвения русским народом основного указания Господа Христа: Ищите же прежде царствiя божiя и правды его, и сiя вся приложится вамъ (Мф. 6.33). И начался поиск дороги к сiя вся. А вот, Царствие Божiе… Кто вспомнил о Царствiи Божiемъ 3-его марта 2011 г. в Таврическом дворце или в Храме Христа Спасителя? А вот, о модернизации и там, и там… гуторили не умолкая. Потому что модернизация для нынешнего времени - самая, что ни на есть… сiя вся! Не о той модернизации гуторите, товар ищи!
Пожалуйста дайте ссылку на ОТМЕНУ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В АНГЛИИ НУ ИЛИ ДРУГИХ СТРАН ЕВРОПЫ, НЕ МОГУ НАЙТИ(((
P.S. Сайт великолепный много нового узнал)))
Поражает полная безграмотность автора в отношении "Российской истории"... Правда ее не знает 99% "историков". Вешали в Англии? Не только в Англии, по всей Европе - шел процесс интенсификации сх. Отменили крепостное право? А ответьте себе - в каком году отменили крестьянское право?
Все так , но не совсем .
Полную свободу " крестьянство" получило в месте с паспортами (дающими право на выезд , например в город) в 50х годах 20 столетия.
хорошая статья
подскажите пожалуйста, основныеразвлечения посадского люда и крестьян 17 века.
Из дневника за 1861 год академика Александра Васильевича Никитенко. //"Русская Старина" - т.69 - СПб., 1891.
запись 5 марта: "Великий день: манифест о свободе крестьян. Мне принесли его около полудня. С невыразимо отрадным чувством прочел я этот драгоценный акт, важнее котораго вряд-ли что есть в тысячелетней истории русскаго народа. Я прочел его вслух жене моей, детям и одной нашей приятельнице в кабинете перед портретом Александра II, на который мы все взглянули с глубоким благоговением и благодарностью. Моему десятилетнему сыну я старался объяснить, как можно понятнее, сущность манифеста и велел затвердить ему навеки в своем сердце 5-е марта и имя Александра II Освободителя.
Я не мог усидеть дома. Мне захотелось выйдти побродить по улицам и, так сказать, слиться с обновленным народом. На перекрестках наклеены были объявления от генерал-губернатора и возле каждаго толпились кучки народа: один читал, другие слушали. Везде встречались лица довольныя, но спокойныя. До слуха безпрестанно долетали слова: "Указ о вольности - свобода." " (с.48-49)
запись 3 мая: "Однако добродушный русский народ, который, по словам Погодина, встретил свободу с умилением сердца, кротко и благодарно, начинает в разных местах проявлять свое вековое невежество и грубое непонимание закона и права. Вчера опять тамбовский помещик разсказывал мне, что у него в имении тоже были сцены неповиновения властям: "не хотим работать и дай нам земли сколько хотим." Опять принуждены были призвать солдат для растолкования им, что работать должно и что земля не вся их. В другом имении крестьяне бросились с топорами в барский лес и еще до раздела весь вырубили." (с.59-59)
запись 18 августа: "Сегодня я говорил со старостой о тех важных выгодах, которыя дарованы ныне крестьянам вместе со свободой. Я не убедил его. Он слушал меня, повесив голову, и твердил, что до сих пор им было хорошо, а теперь еще Бог знает, что с ними будет. Я указывал ему на одно из важнейших преимуществ новаго порядка вещей - что у них будут свои суды, что они сами будут выбирать свое начальство и не будут зависеть ни от чьего произвола. На это староста мой возражал одно, что все это поведет только к обременению их, что до сих пор они благодарили Бога за свое житье и молили за свою помещицу. В заключение он сослался на казенных крестьян, и тут-то я понял причину его страха. Здешние крестьяне думают, что отныне у них все будет так, как у казенных, следовательно, они от сносной, в данном случае, зависимости от помещика перейдут к гораздо более тяжкой зависимости от чиновников. Вот что наводит на них панический ужас.
Русский чиновник - ужасная личность. Что будет впереди - еще неизвестно, а до сих пор (1861 г.) он был естественный злейший враг народнаго благосостояния." (с.76)
Ребята, вы надоели, жестко сидите в печенке. Хватит себя выставлять посмешищем, и заниматься казуистикой уровня православного попа! Это было рабство, обычное рабство.Крепостные были бесправны. И не надо нас сравнивать с византийскими, римскими и американскими рабами. И писать что ,,вот у них то был ужас,, А мне нас..ть что там было у негров в США. Мне противно что выродки государи московские, наплодив таких же выродков дворян, пришли к выводу что они спартанцы, а остальных можно назначить илотами. И назначили! А вы этим выродкам дифирамбы бьете) Позор. Я улыбаюсь, читая как убивали попов и великих князей. Как штыками резали дочек Николая, и не могли зарезать, потому что у них в одежде были драгоценности вшиты. Это было недоразумение. Незаконная хунта, которая задержалась на 300 лет.
Ты - не русский человек (даже если у тебя м.б. русская фамилия). У тебя не хватает для этого не только знаний, но и души и совести - любви к России. И потому не суйся своим свиным рылом в русскую историю.
всё хорошо
помогите пожалуйста.какие различия между рабством в Древнем мире и крепостным правом в России?
См. внизу ответ Алине на такой же вопрос.
"Отметим, что отмена крепостной зависимости в России произошла одним росчерком пера Российского Самодержца, а двумя годами позже в просвещенных и демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение негров от более тяжелого и совершенно безправного рабства потребовало четырехлетней кровопролитной гражданской войны".
Бред слабоумного дегенерата. Для начала вспомним-ка кровопролитнейшее восстание Пугачева, длившееся два года с 1773 по 1775 гг. Восставшие крестьяне требовали земли и воли (оп-па, этого же требовали в 1917 году, но это уже другая история).
В год же отмены крепостного права произошло несколько крупных крестьянских восстаний, самые крупные в Казанской и Пензенской губерниях. Самое же крупное, Пензенское восстание возглавил крестьянский мужик Леонтий Егорцев. Крестьяне следовавшие за ним, все твердили дворянам, пытавшихся их утихомирить - "воли без земли не бывает".
Крепостничество - это рабство с учетом ограничений христианства на крайние зверства: ведь христиане своих рабов не затравливали хищниками в Колизее и не устраивали гладиаторских боев и не приносили человеческих жертвоприношений божеству. Вот и отличие от рабства в Древнем мире.
Краткая история из Википедии
Постепенно объём зависимости крестьян от помещиков расширялся, и к концу XVI в. вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам (указы 1592 и 1597). С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных (до ссылки в Сибирь).
Люди это - рабство. Почему священники осуждают воровство и не осуждают порабощение человека человеком? Ведь вор забирает чужое имущество, а поработитель забирает всего человека, присваивает себе право распоряжаться не только вещами но и телом человека и даже его жизнью?
Почитайте для интереса о том, какие заповеди даны израильтянам в ветхом Завете о рабстве.
О РАБАХ-ЕВРЕЯХ
Израильтянин, которому нужны были деньги для оплаты долга, не мог одолжить их в счет своего недвижимого имущества, потому что оно принадлежало Господу.3 Он мог предложить только то, что принадлежало ему: самого себя в качестве рабочей силы.
Еврей мог стать рабом для того, чтобы выплатить долг, или возместить ущерб украденного, или был рожден в рабстве. Еврей-раб должен был работать в течение 6 лет. На свободу он отпускался, если кем-то долг был выплачен за него, или прошло 6 лет в рабстве, или наступил 7-й год, Юбилейный. Если раб был женат до рабства, то его жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился на рабыне во время своего рабства, то его жена и дети оставались имуществом господина. Но это не означало, что человек разлучался со своей семьей навсегда. Если бывший раб хотел остаться со своей семьей, у него было несколько вариантов.
Во-первых, он мог просто ждать окончания их повинности и в это время работать где-нибудь на стороне. Недостаток этого варианта заключался в том, что либо человек должен был жить вдали от своей семьи, либо платить своему бывшему господину за проживание.
Во-вторых, он мог найти работу и заработать денег, чтобы выкупить свою семью, хотя это было, практически, нереально.
В третьих, он мог добровольно остаться рабом на всю жизнь, отождествляя себя с семьей своего хозяина. Об этом он должен был засвидетельствовать официально и публично посредством прокола мочки уха у косяка двери.
Евреям запрещалось покупать израильтян в рабство или продавать их в соседние земли, ибо «...они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской».4 Конечно, позже многие злоупотребляли законами, и уже пророк Амос осуждал богатых евреев за то, что они, отвергнув законы Господни, смотрели на рабов как на предмет торговли: «Так говорит Господь: Израиля ... не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий».5
Ограничение рабства шестью годами не распространялось на девушек-израильтянок, проданных в наложницы. Книга Исход6 говорит, что если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее, но ее не разрешалось продавать чужестранцу. Девушка-рабыня получала свободу, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой или если ее господин женился на другой или брал другую наложницу.
Законы, изложенные в книге Второзаконие, скорее всего являются усовершенствованием уже существовавших законов, согласно которым раб не должен быть отпущен на свободу с пустыми руками: «Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь».7
С рабом-евреем полагалось обращаться, как с наемным работником.
Раб назывался «братом». Он имел неотъемлемое право отдыха в субботы и во время праздников. Он участвовал в Пасхальной вечере и был отождествлен с заветным отношением между Богом и народом Израильским. Раб должен был быть отмщен, если умрет в результате действия со стороны господина. В случае увечья раб получал свободу. Если раб сбегал от своего господина, потому что к нему плохо относились, евреи должны были предоставить ему убежище и не выдавать беглеца.
О РАБАХ-НЕЕВРЕЯХ
Рабы из иных земель отличалась по своему положению. Они не отпускались на седьмой год, могли быть переданы по наследству,9 так как их рабство было пожизненным. Но отношение и к этим рабам должно было быть человечным. Главным принципом в обращении с рабами было напоминание: помни, «что и ты был рабом». Рабы должны были быть обрезаны и могли участвовать в Пасхальной вечере. Обрезанные рабы священников могли принимать в пищу то, что по праву являлось священнической частью,10 то есть они являлись как бы частью семьи, домочадцами.
Нужно также отметить, что рабство не стало в Израиле таким массовым, как в Египте, Ассирии, Вавилоне, и таким жестоким, как в Римской империи. Оно носило более частный характер, более мягкий.
О НАКАЗАНИИ РАБОВ
Рабы и рабыни израильтянами могли быть куплены у народов вокруг них и из детей поселенцев. Эти рабы были их неотъемлемой собственностью. Поэтому наказание рабов рассматривалось как право их господина. Но при этом не позволялась жестокость. Судьи должны были вынести приговор о соответствующем наказании господина в случае смерти раба. Если же после физического наказания раб оставался жив в течение нескольких дней, это было свидетельством того, что хозяин не имел намерения убить его, и сама по себе потеря раба была достаточным наказанием.11 Любое серьезное увечье нанесенное рабу, приводило к его освобождению из рабства. Таким образом, власть над рабами была ограничена, что делало этот закон беспрецедентным в древнем мире.12
Законы относительно рабства в Ветхом Завете функционировали для упорядочения практики рабовладения, которое служило реальным платежным средством хозяина и решало проблему плененных во время многочисленных войн. Мы не видим в Ветхом Завете, чтобы рабство осуждалось как таковое, но и не видим, что эта практика выросла до уровня работорговли. В любом случае отношения между хозяином и рабом жестко контролировались законами, а пророки часто провозглашали Божий суд над всеми злоупотреблениями, которые обнаруживались.13
в Ветхом Завете не просто просьба к иудеям, а заповедь: закон- как относится к рабам. Даже над рабами из других народов не было неограниченной власти, к примеру ,за выбитый зуб господин должен был отпустить на волю раба.То есть мог бить своих рабов,но не калечить.За нанесенное увечье же даже за выбитый зуб раб отпускался на свободу. А в Руском царстве разве отпускали крепостных на волю даже за большие увечья? К рабу же еврею заповедано относится: "Если продастся тебе брат твой Еврей или Евреянка то 6 лет должен быть рабом тебе а в седьмой год отпусти его от себя на свободу"(второзаконие 16)А русские христиане царь и дворяне как к относились к своим крепостным рабам, к русским и христианам крестьянам?
Спасибо за помощь
по вашаму оскорбление это лучее понимание друг друга?нет вы совершено не правы
с отменой крепостного права в России были введены фамилии для крестьян.К сожалению в статье об этом не говорится.
Спасибо, прекрасная статья, вернее материал о Крепостном праве в России и в мире, данный в историческом развитии и глубоко аналитически. Уважаемый Михаил Викторович, Вы пишите, что Реформа способствовала разделению крестьян, обнищанию их определённой части. Не могу вполне согласиться. Община крестьянская и христианская помощь оставались, никто их не отменял. Сложные житейские вопросы традиционно решались на Руси миром, собранием, толокой - как принято у славян. На произвол судьбы никто не оставался. И прошу не забывать того, что дух свободолюбия всегда жил в Русском народе. Это Урал и Демидовы, Ермак, Запорожье, Белое Озеро, Валдай. Наши огромные пространства принимали всех, кто искал Свободу и более справедливую жизнь. Мать Земля, леса наши всех кормили. Русский народ никогда не принимал рабства, откуда бы она ни исходила, а исходила она, прежде всего, исторически, от Екатерины II. И её не только народ, но и Церковь Русская осуждала и разоблачала. Мудрость и прозорливость Царя Освободителя прежде всего заключались в том, что зная свободолюбивую душу народа, Он предпринял необходимые шаги, чтоб укрепить государство и избежать гражданских конфликтов и кровопролитий. Вечная Ему Память и Слава потомков!
Проспорила шиколадку.. зато теперь знаю когда закончилось рабство в России и кто его отменил!)
Что за црушный сайт???Отменила Екатерина-2 крепостное право...шумеры ушатали мутить....учите историю а не пишите по лекалу бритосов мартышек!
Автор статьи певец распрекрасного Российского крепостного счастья крестьян. Наше крепостное право самое гуманное в мире !
И к тому же автор мелкий жулик и аферист.
Это надо же так врать !!!
цитаты:
1.) Крепостное право просуществовало в России по 1861 год
2.) введено во многих европейских странах и продержалось там в целом гораздо дольше – особенно в Германии.
(В германских землях отмена крепостного права завершилась лишь к 1848 году.
В "прогрессивной" Англии и после отмены крепостного права безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли.)
то есть в Англии в 1820г. оно было уже отменено.
И это только малая часть его лжи.
Чего только стоит его заявление: (в 1597 году отменили их право менять работодателя).
Не работодателя лукавый смерд, а господина. То есть крепостное право уже существовало, но всё таки позволяло раз в год менять хренового господина на другого.
цитата «это воспринималось тогда как часть необходимого для всех православного послушания» конец цитаты.
Вот тебе бабушка и Юрьев день !!! Такая радость, такая радость, аж плакать хочется от «счастья».
цитата:(Лишь в 1905 году крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями и были упразднены выкупные платежи за землю). Конец цитаты.
1905 год есть год полной отмены крепостного права, до этого оно осуществлялось скрытно и завуалировано (крестьянская община была практически безземельной или малоземельной, крепостное право осуществлялось в самых разных видах повинностей и самых различных выплат, вплоть до выкупа за прогон скота к водопою через землю господина).
Автор статьи плохо замаскированный враг Русского народа.
Василий Александрович, Вы опять тут возникли с Вашей одной и прямой советской извилиной, но ничего по сути возразить не смогли. А теперь попробуйте найти в этой своей извилине оправдание Вашему обожаемому советскому крепостному праву, которое началось с продразверстки, затем продолжилось в раскулачивании, голодоморной коллективизации и завершилось только выдачей паспортов колхозникам в брежневское время в 1970-е годы. Вы не замаскированный враг русского народа, а открытый и гордящийся этим. Либо просто дебил (этот вариант - чтобы не оскорблять Вас сильно).