01.04.1611      6805      3
 

Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы


19.03.1611 (01.04). — Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы

Стяг князя Д.М. Пожарского

В 1610 г. между польским королем Сигизмундом III и посольством русских бояр был заключен договор, по которому, после низложения боярами Царя Василия Шуйского, польский королевич Владислав признавался "русским царем". Бояре выторговали две уступки: Владислав должен был принять Православие и его власть ограничивалась Боярской думой и Земским собором. Тем не менее поляки рассматривали эти уступки как чисто формальное прикрытие своей оккупации Руси, польский король Сигизмунд III готовился сам стать руским царем.

Даже в Москве при формальном наличии боярской Думы оккупация была очевидна: вся охрана Кремля, Китай-города и Белого города состояла только из солдат польского гарнизона, включая европейских наемников. Все арсеналы перешли под контроль поляков. Москвичам запрещалось носить оружие, ходить ночью по городу. С таким положением русские смириться не могли.

Патриарх Гермоген, не внимая ни убеждениям изменнической боярской Думы (озабоченной лишь своими привилегиями), ни угрозам поляков, освободил москвичей от присяги Владиславу и проклял его и короля. С этого же времени (декабрь 1610) он начал рассылать воззвания к верным сынам России, призывая их постоять за Православие и Отечество.

В феврале 1611 г. началось формирование Первого ополчения против польских оккупантов, которое возглавил рязанский воевода думный дворянин Прокопий Ляпунов, выступив вместе с прежними сторонниками Лжедмитрия II: Иваном Заруцким (атаманом донских казаков) и князем Дмитрием Трубецким. Нижегородцы создали свою часть ополчения под командованием воеводы князя Репнина, также шли подкрепления из Костромы, Вологды, Ярославля, Суздаля, Мурома. Ополчение выступило разными колоннами в общий поход на Москву.

19 марта на Страстной неделе в Москве началось народное восстание против поляков. На помощь восставшим подоспел передовой отряд ополчения под руководством князя Димитрия Пожарского. Но поляки укрылись за крепостными стенами центра Москвы. По совету оставшихся с ними бояр они подожгли остальной город, вытеснив огнем нападавших. Назначены были специальные отряды, которые поджигали город со всех сторон. Большая часть Москвы сгорела, многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Полякам удалось тяжело ранить Пожарского, его отвезли в Троицкий монастырь. Когда подошли отряды Ляпунова, Заруцкого и других, к Пасхе ополчение достигло 100 тысяч человек и укрепилось у Симонова монастыря.

Начальник польского гарнизона Гонсевский угрожал Патриарху Гермогену смертью, если он не прикажет ополчению уйти. «Вы мне обещаете злую смерть, – отвечал Святитель, – а я надеюсь через нее получить венец и давно желаю пострадать за правду». Тогда поляки бросили Патриарха в подземелье Чудова монастыря и объявили его лишенным патриаршего сана.

При достаточной решимости ополченцы уже тогда могли бы взять Кремль. Однако в ополчении начались разногласия между казаками и дворянами и личное соперничество между атаманом Заруцким и воеводой Ляпуновым. По наущению Заруцкого Ляпунов был вызван в казачий круг и там убит. После этого большинство дворян покинуло лагерь; казаки же под командованием Заруцкого и князя Трубецкого оставались вплоть до подхода Второго ополчения князя Пожарского в 1612 г.


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 3 комментария
  1. ромаша:

    Захватывающее историческое событие особенно по фильму

  2. Историк-профессионал:

    Даже в этом маленьком тексте имеются три (!) ошибки. Непонятно, когда произошло восстание москвичей — то ли 19 марта (как в заголовке), то ли 9 марта (как в тексте). Разница между календарями в начале XVII в. составляла 10 дней. Следовательно, восстание началось 19 марта — по старому стилю и 29-го — по новому.

  3. МВН - Историку-профессионалу:

    Благодарю Вас за указание на опечатку: в начале абзаца при проставлении открывающего абзац тега случайно стерли единицу (исправляю). Спокойные и доброжелательные критики способны это понять. Эту ошибку признаю. Двух других не вижу. И позвольте Вас в свою очередь доброжелательно просветить: в православных календарях за основу берется старый церковный стиль, что отмечено в нескольких местах нашего календаря: «Обращаем внимание на то, что даты событий по юлианскому календарю у нас отмечаются и в текущем году по юлианскому календарю с сохранением их духовного значения; в скобках указывается лишь, какому дню данный день в православном юлианском календаре соответствует по новому стилю в текущем году, а не в момент события (тем более, что до 1582 г. т.н. нового стиля вообще не было)». — Если заметите еще ошибки — буду благодарен за указание на них.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения