11.06.2007       10

Покорение Хивинского ханства. Присоединение Средней Азии


29.05.1873 (11.06). - Покорение Хивинского ханства

Присоединение Средней Азии

Первые контакты российского государства со среднеазиатскими ханствами относятся к XVI веку. В 1589 г. добивался дружбы с Москвой бухарский хан, желавший установить с ней торговые отношения. Со времени Царя Михаила Федоровича русские стали посылать в Среднюю Азию послов, с целью открыть рынки для своих купцов.

По мере освоения Сибири и основания русских городов Тюмень (1586), Тобольск (1587), Томск (1604) стал увеличиваться объём торговли со Средней Азией и усилилось влияние Российской империи в этом регионе. С государственной точки зрения дальнейшего освоения Сибири было важно расширение торговых связей с соседней Средней Азией и другими странами Востока, являвшимися источником сырья и рынком сбыта для русской промышленности.

В начале XVIII века территория России вплотную приблизилась на юге к владениям казахских родов, через земли которых проходили важные караванные пути в Среднюю Азию и страны Востока, и Россия стремилась обезпечить их безопасность. Поэтому русское правительство проявляло все большее внимание к политической ситуации в казахских степях.

В это время территория нынешнего Казахстана представляла собою политически раздробленное безгосударственное пространство, состоявшее из кочевых племен (русские называли их киргизами), которые были объединены в три образования – жузы: Старший, Средний и Младший. Соседи – Джунгарское ханство, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон нападали на киргизские улусы, отгоняли скот и уводили пленников. С юга киргизам угрожали Хива и Бухара.

В 1717 г. отдельные предводители киргизов-казахов обратились к Петру I с просьбой о подданстве и защите. Император послал из Гурьева отряд в 3000 тысяч человек под начальством кабардинского князя Бековича-Черкасского, однако хивинцы хитростью уничтожили этот отряд. В то время Россия не решилась на дальнейшее вмешательство в среднеазиатские дела, ибо втягиваться в многоплеменную вражду и внести в нее умиротворение было нелегко. Прежде всего на юге Сибири была создана линия военных укреплений, ставших впоследствии городами: Омск (1716), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Оренбург, преименованный в Орск (1735). Традиционно, для охраны вновь организованной пограничной линии привлекались казаки, было создано Сибирское казачье войско.

Отряд казаков с верблюдами

В 1730 г. хан Младшего жуза Абулхаир обратился к российскому правительству с предложением военного союза и принял российское покровительство (протекторат). 19 февраля 1731 г. Императрица Анна Иоанновна подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи. 10 октября 1731 г. хан Абулхаир и большинство старшин Младшего жуза заключили соглашение и принесли клятву о нерушимости договора. В 1740 г. Средний жуз также перешёл под российское покровительство, а Старший жуз еще находился под властью джунгар и кокандского хана. В 1741–1742 гг. джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, но вмешательство русских пограничных властей заставило их отступить.

Ко времени разгрома Китайской империей в 1755–1758 гг. Джунгарского ханства с почти полным истреблением его населения Россия уже имела Иртышскую и Колывано-Кузнецкую военные линии, которые воспрепятствовали китайской экспансии. В 1798 г. значительная часть Средней орды через своего старшину Айходжу муллу Кочина обратилась с прошением о принятии в постоянное русское подданство. На это прошение 23 июля 1798 года последовал Высочайший указ Императора Павла I, в котором желающим вступить в русское подданство султанам и старшинам было дано покровительство и право кочевать на реке Иртыше между крепостями Семипалатинской и Омской. Видя воочию выгоды от российского протектората, в 1818 г. и несколько родов Старшего жуза объявили о вступлении под покровительство России. В течении следующих 30 лет где под давлением, где добровольно, большинство родов Старшего жуза объявляли о принятии российского подданства.

В 1822 г. был утвержден и обнародован "Устав о сибирских киргизах" (т.е. казахах). По этому Уставу территории к югу от Сибири, населенные киргизами Средней и части Большой орды, состоявших в российском подданстве, разделялись на волости и округа, управление которыми осуществлялось начальством Омской области, входившей в состав Западно-сибирского генерал-губернаторства. Следует подчеркнуть, что до прихода русских в этот степной край, оседлого населения здесь не было. Кочевые народы здесь были разные, они перемещались на обширных территориях без точных границ, часто враждовали между собой и не имели той устоявшейся государственности, которая в это время существовала у более развитых народов. Преобладал родо-племенной быт.

Русские стали первым оседлым населением этого края. В 1845 г. было построено укрепление Уральское (Иргиз),  в 1847 г. было основано Раимское укрепление недалеко от устья Сыр-Дарьи, в 1853 г. заложен Казалинск. В 1854 г. была основана русская крепость Верный (в СССР – г. Алма-Ата), ставшая форпостом России в защите ее среднеазиатских владений. Освоение Средней Азии включало в себя также обширную научно-исследовательскую деятельность, достаточно назвать имена Н.М. Пржевальского и П.П. Семенова-Тян-Шанского. Именно русские создали всё то, что стало потом основой искусственно образованной Сталиным "Казахской ССР" (с щедро прирезанными по линейке русскими сибирскими областями) и нынешнего Казахстана: эффективное сельское хозяйство и промышленность, большие и малые города, цивилизованную культуру, систему здравоохранения и образования. Но приходилось и воевать...

С 1839 г. начинаются вооружённые походы России против воинственного Кокандского ханства, откуда происходили частые нападения на киргизов, уже российских подданных. Оренбургскому генерал-губернатору В.А. Перовскому было поручено отправить отряд в составе 4500 человек пехоты и казаков с артиллерией, но этот поход оказался неудачным. Дойдя до Эмбы и затем с большими трудностями до Чушка-Куля Перовский увидел, что ему не преодолеть тяжестей суровой азиатской природы: люди начали болеть и умирать, верблюды падали сотнями, корма и топлива не было, и чтобы не погубить свой отряд, было решено вернуться.

Для защиты пограничных селений было решено устраивать опорные пункты с постоянными гарнизонами. Так были основаны укрепления на Тургае и Иргизе, в низовьях Аму-Дарьи и на Сыр-Дарье, укрепление Раимское, Казалинск и Кармакчи. Одновременно русские отряды продвигались в южную часть киргизской степи и со стороны Сибири. Были открыты военно-административные пункты – приказы: Каркаралинский, Кокчетавский, Акмолинский, Баян-Аульский, Уч-Букальский, Аман-Карагайский, Кокпектинский, Аягузский (в последнем в 1847 г. казаки образовали Сергиопольскую станицу, переименованную в 1860 г. в город Сергиополь). В 1843 г. русские достигли Капала (638 вёрст к югу от Семипалатинска у подножья Копальской цепи Семиреченского Алатау).

Летом 1853 г. русские войска под командованием Перовского захватили кокандскую крепость Ак-Мечеть, переименовав ее в форт Перовский (в СССР – Кызыл-орда). С началом осенью того же года Крымской войны Коканд уже как союзник Турции и Англии начал против русских обширные военные действия крупными силами, однако в бою за форт Перовский в декабре 1853 г. 12-тысячное войско кокандцев было разгромлено русскими (численностью 1055 бойцов).

И в последующие десятилетия произошло немало столкновений с постепенным расширением российских владений. Так, в октябре 1860 г. 20-тысячное войско кокандцев двинулось на русскую крепость Верный. В бою под Узун-Агачом 21 октября 1860 г. кокандские отряды потерпели поражение от русского отряда численностью 700 человек. Этой победой Россия окончательно укрепилась в Семиречьи и в Заилийском крае. Слухи, что бухарский эмир собирается овладеть Ташкентом, побудили русских занять его. Ташкент обороняло около 30 000 кокандцев, но в городе усилилась борьба различных партий, генерал Черняев решился воспользоваться этим и после трёхдневного штурма и зачистки (15–17 июня) взял город, потеряв 25 человек убитыми и 117 ранеными, потери оборонявшихся были значительно выше.

22 августа 1875 г. генерал Кауфман окончательно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тысяч убитыми; потери российской стороны ограничились 5 убитыми и 8 ранеными. 29 августа без выстрела был занят Коканд, 22 сентября был заключён договор с ханом Насреддином, который признавал себя слугой русского Царя. 19 февраля 1876 г. состоялось Высочайшее повеление о присоединении всей территории Кокандского ханства и образовании из неё Ферганской области, военным губернатором которой и командующим войсками был назначен отличившийся в этих походах М.Д. Скобелев.

blankВход во дворец эмира в Бухаре

Отношения с соседним Бухарским эмиратом поначалу развивались мирно. Еще в 1815 г. посетивший столицу Российской империи представитель эмира Хайдар-хана Азимджан Муминджанов ходатайствовал о посылке в ханство царского посланника для заключения договора о торговле и защите караванов от грабежей. В июне 1820 г. вестнику бухарского эмира Хайдар-хана из России передали ноту, заверявшую, что в ближайшее время в ханство будет снаряжен царский дипломатический посланник ‒ А.Ф. Негри. Российское посольство должно было собрать материалы о природных ресурсах, правителях среднеазиатских ханств, их отношениях между собой, а также с соседними странами на юге (Афганистаном, Индией, Персией). В состав посольства включили капитана гвардейского генерального штаба Е.К. Мейендорфа, который происходил из прибалтийских баронов. Мейендорф должен был «назначить места, удобные для крепостей вдоль по дорогам от крепостей Орской и Троицкой... до реки Сырдарьи, на коей равномерно назначить место, удобное для крепости». Эти действия обосновывались необходимостью "обезопасить караванные пути в Бухарию и Хиву".

10 октября 1820 г. посольство выступило из Оренбурга, и в декабре было встречено эмирским визирем с почетным эскортом из нескольких сотен бухарских всадников. Еще через три дня русских принял эмир Хайдар-хан.

О результатах этой поездки, в частности, еще в 1822 г. Е.К. Мейендорф написал книгу, которая была издана в 1826 г. в Париже на французском языке и почти одновременно в Йене вышел немецкий перевод. Приведем из нее описание бухарских нравов и положения русских рабов.

«... Нетерпимость и суеверие настолько распространены в Бухаре, что нечего удивляться тому, что «неверные» платят налоги в большем размере, чем другие жители, что они подвергаются большим притеснениям. Дух управления таков, что ни одна религия, кроме ислама, не может открыто исповедоваться в Бухаре. Вот почему не следует искать в этой стране ни гебров, ни несториан; одни евреи сумели удержаться в силу своей изворотливости...

Азиатские ханства ведут с киргизами и туркменами торговлю рабами, источником которой прежде всего являются разбои, совершаемые этими кочевыми народами, и войны с персами... Взятие Мерва увеличило на 25 тыс. число персидских рабов в Бухаре, каковое мы определяем тысяч в 40. От 500 до 600 русских томятся в рабстве: они были проданы киргизами, или туркменами, захватывавшими потерпевших кораблекрушение рыбаков на восточном берегу Каспийского моря, или хивинцами..

Состоятельные бухарцы обыкновенно имеют до 40 рабов. Некоторые крупные вельможи, вроде куш–беги, обладают, быть может, сотней, так как у них, должно быть, большое окружение и они владеют обширными садами и другими поместьями...Почти все рабы вынуждены принять мусульманскую религию, носить чалму и подвергнуться обрезанию...

Участь рабов в Бухаре внушает ужас. Почти все русские жаловались на то, что очень плохо питаются и измучены побоями. Я видел одного раба, которому его хозяин отрезал уши, проткнул руки гвоздями, облил их кипящим маслом и вырезал кожу на спине, чтобы заставить его признаться, каким путем бежал его товарищ. Куш–беги, увидев однажды одного из своих русских рабов в пьяном виде, велел на следующий день повесить его на Регистане. Когда этого несчастного подвели к виселице и стали принуждать отказаться от православия и сделаться мусульманином, дабы заслужить помилование, он предпочел умереть мучеником за веру.

Большая часть русских невольников, находившихся в окрестностях Бухары, содержались в заключении и работали с кандалами на ногах в продолжение последних недель нашего пребывания в этом городе. Лишь один из них сумел присоединиться к нам верстах в 100 от Бухары после 18–дневного скитания по пустыне. В течение этого времени он поддерживал себя только водой и мукой. Он выразил нам самым простым и трогательным образом тревогу, которую испытал, увидев нас (так как он боялся, не были ли мы киргизами, хивинцами или узбеками), и крайнюю радость, когда узнал наших казаков. Я не смогу описать бурного восторга десятка русских невольников, которых мы выкупили в Бухаре и во время пути. Они проливали слезы радости...

Нужно было видеть несчастных русских невольников в Бухаре и Хиве, чтобы воодушевиться пламеннейшим желанием освободить их. Может ли покупка этих людей, похищенных из родных мест в обстановке полного мира, рассматриваться как вид какого–то законного владения? Разве репрессалии, которые предпринимает русское правительство, задерживая во всей империи бухарцев и хивинцев с их товарами с целью заставить эти народы вернуть в Россию ее подданных, будут несправедливы или безуспешны? Посредством этой суровой, но справедливой меры не будут ли возвращены на родину, в круг родных, к своей вере тысячи людей, исторгнутых из пределов России или из лона своих семей?..»
(Из книги Е.К. Мейендорфа "Путешествие из Оренбурга в Бухару в 1820 году")

В дальнейшем несмотря на обещания бухарского эмира положение русских рабов улучшалось очень медленно, и в этом была для России также нравственная проблема, требовавшая ее разрешения. Подобное рабство в то время было типично и для других азиатских ханств до их включения в состав Российской империи.

В 1841 г., после того, как аванпосты англичан, воевавших с Афганистаном, приблизились к левому берегу Аму-Дарьи, из России, по приглашению бухарского эмира, была отправлена в Бухару научно-политическая миссия, состоявшая из горного инженера Бутенева (начальник), ориенталиста Ханыкова, натуралиста Лемана и других. Эта миссия, известная под названием Бухарской экспедиции 1841 г., в политическом отношении не достигла никаких результатов, тем не менее ее участники издали много ценных естественно-исторических и географических работ о Бухаре, между которыми выделялось "Описание Бухарского ханства" Н. Ханыкова.

Однако русско-кокандские войны привели к военным столкновениям и с Бухарским эмиратом. Этому способствовали территориальные споры между Кокандом и Бухарой. Надменный образ действий бухарского эмира, потребовавшего очищения Россией завоеванной кокандской территории и конфисковавшего имущество проживавших в Бухаре русских купцов, а также оскорбление русской миссии, посланной для переговоров в Бухару, привели к окончательному разрыву. 20 мая 1866 г. генерал Романовский с 2-тысячным отрядом нанёс бухарцам первое сокрушительное поражение. Однако мелкие бухарские отряды продолжали постоянные набеги и нападения на русские войска. В 1868 г. генералом Кауфманом был взят прославленный город Средней Азии Самарканд. По мирному договору 23 июня 1868 г. Бухарское ханство должно было уступить России приграничные территории и стать вассалом русского правительства, которое, в свою очередь, оказывало ему поддержку во время смут и волнений.

Как видим, покорение и освоение новых среднеазиатских территорий приводило поочередно к осложнениям с новыми соседями, не желавшими признавать новую реальность умиротворения прежних воинственных отношений и бросать свои привычки грабежей и набегов. Это побуждало Россию к решению проблемы дальнейшим среднеазиатским расширением во все стороны, даже если иной необходимости в этом уже и не было. Так следующим на очереди и последним неизбежно стало Хивинское ханство.

Хива сама еще с петровских времен также видела в России возможную умиротворяющую силу в своих конфликтах с соседями. Так в 1700 г. к Петру I прибыл посол от хивинского хана Шахидаза, просившего принять его в русское подданство. В 1713–1714 гг. состоялись две экспедиции: в Малую Бухарию – Бухгольца и в Хиву – Бековича-Черкасского. В 1718 г. Петр I отправил в Бухару Флорио Беневини, который вернулся в 1725 г. и доставил много сведений о Средней Азии. В русле этого мирного упрочения отношений можно еще упомянуть, что 1819 г. в Хиву был отправлен Н.Н. Муравьёв, написавший "Путешествие в Туркмению и Хиву" (1822). Но чем ближе границы империи подходили к хивинцам, тем больше возникало с ними трений.

blankВорота Хивы

Пресечение набегов и освобождение захваченных российских подданных было целью неудачного Хивинского похода уже в 1839 г. В ноябре 5-тысячный отряд под командованием оренбургского генерал-губернатора В.А. Перовского выступил из Оренбурга на Эмбу и далее на Хиву, но из-за плохой организации похода (отсутствие теплой одежды, недостаток топлива и др.) в условиях необычно суровой зимы был вынужден летом 1840 г. вернуться в Оренбург, потеряв свыше 3 тысяч человек от болезней и холода. В последующие десятилетия никаких перемен в отношении Хивы не было.

Именно после покорения Коканда и Бухары перед Россией остро встала проблема неподконтрольного Хивинского ханства в близости от вновь приобретенных территорий, откуда на них совершались набеги. Следующий хивинский поход совершен в 1873 г. под командованием генерала Кауфмана. У этому вынуждали уже и усиленные антирусские происки Великобритании в этом регионе. Были сформированы 4 отряда общей численностью около 13000 человек, при 4600 лошадей и 20 000 верблюдов. После неимоверных трудностей пути, страдая от жары и пыли в безводных пустынях, соединившиеся отряды подошли к Хиве в конце мая. 28 мая 1873 г. часть войск оренбургско-мангышлакского отряда, под начальством генерала Веревкина, подошла к Хиве, сломив слабое сопротивление на подступах к городу. Начались волнения населения, и хан решился, не дожидаясь штурма, сдать город и выслать депутацию к Кауфману, с изъявлением покорности. Так как в планы российского правительства не входило присоединение всего Xивинского ханства, за ханом было оставлено право управления страной.

Оседлое население Xивинского оазиса покорилось, но хан был безсилен принудить к этому туркмен: выставляя до 20 тысяч хорошо вооружённых, смелых и воинственных воинов, туркмены в действительности правили Xивинским оазисом. Их подчинение хану было номинальное: они не платили податей и безнаказанно грабили оседлое население. Нежелание туркмен подчиниться требованиям русских властей вынудило Кауфмана прибегнуть к силе. По окончательном замирении края, в Хиве 12 августа 1873 г. были подписаны условия мира с ханством: 1) полное умиротворение Казахских степей, 2) уплата ханом контрибуции в размере 2 000 000 рублей, 3) прекращение торговли невольниками и освобождение пленных, подданных России, 4) признание себя ханом «покорным слугой Императора» и 5) новые земельные приобретения, из которых образован в 1874 г. Закаспийский отдел. В 1873 г. на правом берегу Аму-Дарьи был построен Петро-Александровск.

Одновременно Россия осваивала территории между Каспием и Хивинским и Бухарским ханствами. В конце 1869 г. отряд кавказских войск под начальством полковника Столетова высадился в Муравьевской бухте Красноводского залива и основал г. Красноводск. В 1871–1972 гг. рекогносцировки Скобелева и Маркозова доставили много важных данных о Туркменских степях. Движение красноводского отряда на Хиву во время хивинского похода 1873 г. хотя и окончилось неудачей, но по окончании Хивинской экспедиции на восточном берегу Каспия был образован в составе Кавказского военного округа Закаспийский военный отдел из двух приставств, Мангышлакского и Красноводского. В 1877 г. русскими войсками был занят Кызыл-Арват, а в 1878 г. в Чикишляре и Чате были устроены укрепления.

В 1879 г. были предприняты военные действия против Ахалтекинского оазиса (у северной подошвы Копетдага), которые генерал Скобелев окончил в начале 1881 г. взятием Геок-тепе, покорением оазиса и занятием Ашхабада. Границу с Ираном образовали горы Копетдаг. 6 мая 1881 г. из Закаспийского военного отдела и вновь занятых земель в Ахалтекинском оазисе была образована Закаспийская область. В феврале 1884 г. к ней по прошению местного населения был присоединен Мервский оазис, что затем вызвало вооруженный конфликт с англичанами.

После того как в марте 1885 г. русские войска вошли в непосредственное соприкосновение с афганскими войсками близ оазиса Пенджде, английское правительство потребовало, чтобы при предстоявшем разграничении Россия отдала Афганистану Пенджде и некоторые другие занятые туркменские территории. Россия отказалась, заявив, что туркменские земли заселены преимущественно туркменами и никогда не принадлежали Афганистану. Английские агенты подстрекали афганского эмира выступить против России, естественно обещав ему помощь Великобритании. Английские офицеры возглавили афганскую армию, вступив в бой с русскими на левом берегу реки Кушки, но вынуждены были отступить с огромными потерями. Это ударило по престижу англичан в Афганистане, и начинать войну против России афганский эмир не хотел. Император Александр III, прозванный в народе Миротворцем, также не захотел воевать против Англии из-за Афганистана. Произведенным в 1887 г. разграничением была установлена граница с Афганистаном. В 1890 г. Закаспийская область была выделена из ведения Кавказа и получила новое административное устройство.

Образованная в 1865 г. Туркестанская область сначала входила в состав Оренбургского генерал-губернаторства, в 1867 г. она была преобразована в самостоятельное Туркестанское генерал-губернаторство, включавшее в себя две области – Сырдарьинскую с центром в Ташкенте, где находилась резиденция генерал-губернатора, и Семиреченскую – с центром в городе Верном. Степные территории южной Сибири к нему не относились: в 1882 г. вместо Западносибирского генерал-губернаторства из областей Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской было образовано Степное генерал-губернаторство.

Памятник первому туркестанскому генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману и покорителям Средней Азии, открыт в Кауфманском сквере в центре Ташкента в 1913 г., уничтожен большевиками в 1919 г.

Памятник первому туркестанскому генерал-губернатору Константину Петровичу фон Кауфману и покорителям Средней Азии, открыт в Кауфманском сквере в центре Ташкента в 1913 г., уничтожен большевиками в 1919 г.

Замирение края после взятия Геок-тепе вызвало многочисленные исследования природы и населения и накопило ценный научный материал для их познания (работы Гедройца, Коншина, Богдановича, Гродекова, Обручева, Кульберга, Лессара, Андрусова и др.). Некоторые из этих исследований были вызваны проведением Закаспийской железной дороги, которая была в 1888 г. доведена генералом Анненковым до Самарканда.

В целом включение в Российскую империю многочисленных среднеазиатских народностей не только прекратило их постоянные кровопролитные междоусобные конфликты, но и значительно подняло их уровень жизни. Строились города, дороги, каналы, орошались степи, было начато выращивание хлопка. Русское влияние приобщило местные народы к более гуманным правовым и культурным нормам. Так в 1873 г. взятие Хивы сопровождалось освобождением рабов, тогда же в Бухаре было принято обязательство прекратить работорговлю, а в 1886 г. бухарский эмир издал повеление об освобождении от рабства всех остававшихся рабов с выдачей им соответствующих документов. В то же время центральное правительство не вмешивалось в местные национально-религиозные обычаи, предоставляя ханам управлять своими народами соответственно их традициям.

Были, правда, и восстания в основном по вине недостойных представителей бюрократии, но не они определяют суть русско-азиатских отношений в империи Третьего Рима. Это очевидно в сравнении с хищнической колониальной политикой европейских государств и особенно Англии в странах Азии и Африки. О судьбе несчастных американских индейцев, подвергнутых геноциду, мы уж тут и не говорим.

Следует также отметить, что в Средней Азии задолго до появления ислама было распространено христианство от границ Персии до Индии и Китая. Там нашли себе приют большей частью христиане-несториане, осужденные на Третьем Вселенском Соборе (431 г.). Сохранившиеся источники упоминают первого епископа г. Мерва в 334 г., в 420 г. там была образована митрополия. В V-VIII вв. были учреждены митрополии в Герате, Самарканде и Китае. Известно также, что основатель седльджукской династии Сельджук до своего обращения в ислам (930 г.) состоял на службе у тюркского князя-христианина и своего сына назвал христианским именем Михаил. Около 1007 г. в христианство обратилось могущественное племя керантов. В 1237 г. несторианскому патриарху подчинялось около 70 провинций. Сын Чингизхана Джагатай исповедывал христианство, другой его сын Октай покровительствовал христианам, а после его смерти (в 1241 г.) монгольким государством управляла его вдова-христианка. Ее сын Гаюк-хан содержал священнослужителей, перед его шатром располагалась христианская часовня. Лишь с появлением с Средней Азии агрессивных мамелюков христианство было подавлено исламом, и ко времени появления там русских остались лишь местные христианские кладбища с многочисленными могильными камнями.

М.Н.

blank
Среднеазиатские владения России в начале XX века
--Уральская область --Тургайская область
--Акмолинская область --Семипалатинская область
--Семиреченская область --Сырдарьинская область
--Самаркандская область --Ферганская область
--Хивинское ханство --Бухарский эмират
--Закаспийская область

Использованы материалы энциклопедии Брокгауза и Ефрона и "Википедии"

+ + +

В статье свящ. А. Буткевича   "Религіозный смыслъ движенія русскихъ на востокъ въ XVII–XVIII вв." дается следующее заключение.

«Взглядъ этотъ, по своему характеру религіозно-мистическій, изложенъ нѣкимъ авторомъ въ довольно пространной запискѣ, составленной въ Москвѣ, въ 1619 г., по случаю возведенія на всероссійскій патріаршій престолъ царскаго родителя, бывшаго митрополита ростовскаго, Филарета Никитича.

Прежде чѣмъ говорить о главномъ дѣлѣ, авторъ предпосылаетъ свой взглядъ на событія всемірной исторіи. Какъ и полагается для того времени, въ подобнаго рода историческихъ запискахъ, нашъ авторъ говоритъ о созданіи человѣка, паденіи и искупленіи его, а затѣмъ проходитъ черезъ всю исторію церкви, касаясь главныхъ событій ея вплоть до введенія христіанства въ Россіи. Только тогда начинаетъ говорить о событіи ему современномъ, которое является главной темой его записки.

Извѣстно, чѣмъ было Русское государство въ началѣ царствованія Михаила Ѳеодоровича. Это было довольно небольшое по своей территоріи царство, если не считать новопріобрѣтенныхъ владѣній нъ Азіи и за Волгою, разоренное сосѣдями, стѣсненное, можно сказать, до предѣловъ почти великаго княжества.

Авторъ этой записки не считаетъ возможнымъ довольствоваться такими предѣлами своей родины. Онъ — русскій человѣкъ. Онъ не забываетъ, что не такова была Россія, и онъ знаетъ, что не таковой ей слѣдуетъ быть. Онъ знаетъ время Владиміра Святаго, «иже бѣ отъ корени Августа кесаря римскаго, владущаго всей вселенной» и, который также самъ владѣлъ въ мірѣ многими землями и народами; авторъ твердо вѣритъ въ то, что величіе Россіи возстановится и что она не только возвратитъ утерянные ею древніе предѣлы, но и еще и во много разъ пріумножитъ ихъ. По его разумѣнію, предѣлы Россіи доходятъ «до конецъ вселенныя».

«Россія же великая, говоритъ авторъ записки, и яже до нея прележащія области, страны же и мѣста, ея аще кто восхощетъ, разширенія ради земли, нарещи и великую часть вселенныя, по истинѣ не погрѣшитъ и постыдѣться не имать. Протязаетъ бо ся въ концы вселенныя».

Но чѣмъ и на основаніи чего, спросили бы мы, нашъ авторъ могъ бы оправдать свой взглядъ на судьбу Россіи, представлявшейся ему столь сказочно обширной и почему именно она, а не какое-либо другое государство, болѣе культурное и болѣе просвѣщенное, должно проникать въ концы вселенной? Какія данныя Россія на то имѣетъ?

Отвѣтъ на этотъ вопросъ можетъ быть данъ только одинъ: то — вѣра нашего автора въ Промыслъ Божій, назначившій Россіи безпримѣрное могущество и открывающій ей неизмѣримо-обширные предѣлы именно для того, чтобы сохранить, прославить и распространить Православіе по всей вселенной. «Одна на землѣ истинная вѣра — вѣра православная. Одинъ на землѣ православный царь — царь русскій».

Вотъ та идея, которая руководила авторомъ при составленіи имъ его записки и въ которой имъ было выражено подлинно-православное пониманіе отношенія церкви и государства.

Церковь нисколько не претендуетъ властвовать надъ государствомъ. Она можетъ только освящать его дѣла, поскольку они не противны ея природѣ. Но въ силу признанія за ней идеала и критерія въ творчествѣ человѣческомъ, царь — первый слуга Церкви, и государство призвано къ служенію въ дѣлѣ осуществленія земныхъ, задачъ Церкви.

По разумѣнію автора записки, Россіи предназначены промысломъ Божіимъ предѣлы «до конецъ вселенныя» не ради ея славы мірской или мірскихъ богатствъ, а ради славы имени Христова, ради славы Церкви и Православія.

Едва ли стоитъ говорить о томъ, что авторъ въ своей запискѣ выражаетъ не только свою личную мысль, но мысль русскихъ людей того времени, которые въ самую тяжелую эпоху униженія, усобицъ, разореній и всяческихъ бѣдствій отъ враговъ внѣшнихъ, а равно и отъ своихъ же русскихъ, предчувствовали всемірно-историческое призваніе и назначеніе Россійскаго Царства. Такъ вѣрили не только русскіе. Восточные христіане раздѣляли вѣру въ это призваніе Россіи.

Такъ, святѣйшій Ѳеофилъ, патріархъ іерусалимскій (тотъ самый, который поставлялъ вмѣстѣ съ русскими іерархами въ патріархи митрополита Филарета Никитича), въ грамотѣ своей, написанной по тому же поводу возведенія Филарета на патріаршій престолъ, говоритъ, что онъ будетъ у Гроба Господня непрестанно молить, «да подастъ Онъ православнымъ христіанамъ святаго Россійскаго царствія благодать и милость и тишину, и благоденство во вѣки, еще же и враговъ святыя нашея вѣры покоритъ подъ нозѣ благочестивому нашему христіанскому царю Михаилу Ѳеодоровичу, яко да той единъ будетъ царствуяй на вселеннѣй, истинный христіанскій царь, и владыка, и самодержецъ, и расточенное и многонасилуемое того царствія соберетъ воедино, умножитъ и распространитъ отъ моря и до моря отъ рѣкъ до конецъ вселенныя».

Поэтому автора этой записки занимаетъ не столько самый вопросъ о предѣлахъ Россіи, онъ взволнованъ и онъ восхищенъ не столько мощью и величіемъ своей родины и ея необъятными пространствами «до конецъ вселенныя», сколько, согласно его убѣжденія, мессіаническимъ призваніемъ Россіи и ея мѣстомъ среди другихъ народовъ, которое, по міровоззрѣнію православныхъ христіанъ временъ московскихъ царей, является «мистическимъ центромъ міра»...

При внимательномъ отношеніи къ приведеннымъ нами памятникамъ XVII-го вѣка, не трудно усмотрѣть въ нихъ отраженіе идеи Третьяго Рима, полностью развитой московскими публицистами еще въ XVI вѣкѣ, которые тогда же, исходя изъ этой идеи, въ ясной и точной формѣ опредѣлили «теократическія» права и обязанности русскаго государства...

Нѣкоторыми гражданскими исторіософами идеологическое ученіе о Третьемъ Римѣ принимается съ легкой ироніей, но, какъ бы къ нему ни относились, нельзя отрицать того, что въ идеѣ Третьяго Рима Московская Русь выразила свою безпредѣльную преданность вѣрѣ православной и свою любовь къ Церкви Христовой.

Являясь свѣточемъ русскаго народа, неоднократно спасая въ самыя трудныя минуты Русское государство, эта вѣра православная проходитъ красной нитью черезъ всю исторію его, проникаетъ собою всѣ стороны жизни государственной и освящаетъ собою весь бытъ русскаго народа отъ его благочестивыхъ царей до послѣдняго убогаго крестьянина. Этому завѣту Московской Руси — хранить Православіе, — осталась преданной и вѣрной и Россія Императорская.

И какъ бы послѣ Петра Великаго, круто повернувшись спиной къ Московской Руси, Императорская Россія ни склонила низко свою голову передъ просвѣщеннымъ Западомъ, все же и тогда въ ней не угасали идеи Святой Руси, которыя побуждали ее употреблять великія усилія и приносить великія жертвы, чтобы остаться достойной того идеала, который выработала Московская Русь.

Этотъ идеалъ, однако, требовалъ не только хранить Православіе, но и распространять его, и это не только въ предѣлахъ Россіи, но и внѣ ихъ.

Въ этомъ отношеніи какъ московскіе цари, такъ и россійскіе императоры, всегда и во всемъ шли навстрѣчу Церкви въ дѣлѣ пріумноженія своихъ чадъ и не только среди многочисленныхъ племенъ и народностей, обитавшихъ подъ скипетромъ русскихъ царей, но и среди народовъ другихъ государствъ.

И, дѣйствительно, вся исторія Россіи, отъ самаго ея начала и до послѣднихъ временъ подтверждаетъ тотъ неопровержимый фактъ, что тамъ, гдѣ ширились ея предѣлы, и гдѣ жили племена еще не просвѣщенныя свѣтомъ Христовымъ, тамъ насаждалось христіанство, тамъ воздвигались храмы, строились монастыри, распространялось духовное просвѣщеніе. Важно отмѣтить въ этомъ великомъ и святомъ дѣлѣ и тотъ фактъ, что оно творилось не только властью на то призванной, но совершалось, такъ сказать, соборно русскими людьми изъ всѣхъ общественныхъ слоевъ и независимо отъ ихъ матеріальнаго состоянія... Со всею ясностью это служеніе обнаруживается и въ исторіи русскаго движенія на Востокъ въ XVII вѣкѣ, придающее самому движенію религіозный смыслъ, который не трудно усмотрѣть даже при поверхностномъ ознакомленіи съ историческимъ ходомъ его развитія.

И въ этомъ отношеніи безъ преувеличенія можно сказать, что Московское Государство сдѣлалось подлинно провозвѣстникомъ христіанства и просвѣтителемъ дикихъ сибирскихъ племенъ.

Выполнивъ съ успѣхомъ задачу миссіонерства, Русь московская довершила свое благочестіе и показала свою горячую преданность и большую ревность къ вѣрѣ Православной.

Она принесла безчисленныя жертвы въ пользу христіанства и Православія. Безъ матеріальныхъ средствъ, безъ поддержки образованнаго общества Русь донесла Евангеліе до предѣловъ восточнаго океана, освятила сотни народностей, улучшила ихъ бытъ и состояніе. Невозможно исчислить всѣхъ жертвъ, принесенныхъ русскими аскетами въ пользу христіанства, среди коихъ были подлинные апостолы Сибири, переносившіе всѣ тягости суровой сибирской жизни и ведшіе непрестанную борьбу съ своеволіемъ сибирскихъ воеводъ и съ распущенностью нравовъ русскихъ поселенцевъ.

Неопровержимъ и тотъ фактъ, что Русское государство распространяло свою власть и свои государственные предѣлы въ XVII вѣкѣ по бассейнамъ исполинскихъ рѣкъ сибирскихъ не отвагою какого-либо одного полководца, не силою массы организованныхъ войскъ, не завоевательными планами высшаго правительства, а именно самобытною предпріимчивостью, великимъ русскимъ духомъ ‒ духомъ Христовымъ, владѣющимъ русской народностью. Сила внѣшнихъ завоеваній въ Сибири была въ томъ, что всюду, куда приходили люди русскаго народа, ‒ однимъ изъ первыхъ своихъ дѣлъ считалось водрузить крестъ, поставить часовню, по возможности соорудить храмъ и построить монастырь, который, кстати сказать, былъ въ то время однимъ изъ важныхъ и чуть ли не единственнымъ средствомъ, нарочито способствующимъ распространенію христіанства среди сибирскихъ инородцевъ. Если это такъ, то движеніе русскихъ на Востокъ слѣдуетъ разсматривать не только какъ историческое явленіе, имѣющее по своему вліянію на судьбы міровой исторіи огромную важность, но и какъ на нѣкое провиденціальное дѣйствованіе, руководившее духовными силами русскаго народа и возложившее на него высокую миссію во исполненіе эсхатологическихъ словъ евангельскихъ: «и проповѣдано будетъ сіе Евангеліе царствія по всей вселенной во свидѣтельство всѣмъ народамъ, и тогда пріидетъ конецъ» (Мѳ. XXIV, 24).

И съ тѣхъ поръ, какъ Русь, расширяя свои границы на Востокѣ, открывала новыя земли и новые еще никому невѣдомые народы, она неизмѣнно, въ тиши и безъ шумной пропаганды западнаго христіанства, просвѣщала свѣтомъ Христовымъ «сидящіе во тьмѣ и тѣни смертной» языческіе народы Азіи и Сѣверной Америки.

Тамъ, на побережьи Калифорніи, произошла извѣстная встрѣча русскихъ и испанцевъ, — сѵмволическая встрѣча представителей восточно-православной Церкви и Церкви западно-католической, которая, своими методами, своей главной заботой почитала ту же цѣль распространять христіанство между всѣми народами земного шара.

("Православный Путь". Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Джорданвиль. Свято-Троицкий монастырь, 1961.)

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25061105

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 10 комментариев
  1. blank Бахтиер:

    Мне очень-жаль что в этих исторических материалах
    (материалы энциклопедии Брокгауза и Ефрона и"Википедии") много искожении и ложной информации. многие исторические события связанные
    с (Присоединение Средней Азии) к Росии вводят в заблуждения.

  2. blank Хамза:

    Материлы энциклопедии Брокгауза и Ефрона и "Википедии" на мой взгляд беспристрастно отражают самую суть исторических событий без "оглядки" новую идеологию ныне правящих политических элит. История это летопись реальных событий, но не материал для перевирания в личных меркантильных целях. (only for Бахтиер).

  3. blank лера:

    статья супер

  4. blank StaiN:

    Было бы ещё ярко разграничено на темы, тогда этой статье не было бы цены =)

  5. blank Димитрий:

    Прекрасная статья заключающая в себе столько ценнейших сведений и о доблести русского воинства и о прославленных талантливых русских генералах, и о происходивших в то время процессах на территории нынешней Средней Азии, и о отличительных чертах местного населения. В общем в одной статье так много замечательного...

  6. blank Борис:

    Все что описано - ложь. Эти территории Великой Тартарии. Посмотрите в интернете снимки Самарканда, Бухару, Туркестана, Узгена. На грандиозных сооружениях везде присутствуют Свастичные символы. Так же Питер весь в свастике (смотри Эрмитаж, ИсаКий и т. д.), все старинные храмы в солярных символах нашей родной Веры. ВеРА - ведаю Ра. Свастика - это наш сакральный символ. Сва - небеса, Тика - движение. Ищите и найдете.

  7. blank Фекла:

    ВСЕ, что здесь написано, чистейшая ложь и совершенное противоречие источникам, архивам, материалам, которые имеются в ленинке, авторами которых являются настоящие ученые и русские генералы-востоковеды. Автор этой статьи, как мне кажется, лжеученый, состоящий в секте "православных" евреев, пытающихся на лжеучении о великих славянах отвлечь внимание русских людей от себя и своих приспешников.

  8. blank МВН - ученой Фекле:

    "совершенное противоречие источникам, архивам, материалам, которые имеются в ленинке, авторами которых являются настоящие ученые и русские генералы-востоковеды" - НАПРИМЕР? В чем противоречие? Чем Вам не нравятся славяне? И с какого боку тут секта "православных" евреев?

  9. blank Юрий Пупыше:

    Многие подробности узнал, если не впервые, то точнее.

    Нужно узнать подробнее.

  10. blank Владимир:

    А какую пургу гонит Нусрултан это вообще жесть!!!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.