08.11.2007      16635      1
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...

Умер в эмиграции писатель Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии 1933 г.


8.11.1953. – Умер в эмиграции писатель Иван Алексеевич Бунин, лауреат Нобелевской премии 1933 г.

И.А. Бунин – «последний дар дворянской усадьбы русской литературе»

Иван Алексеевич Бунин (10.10.1870–8.11.1953), – большой русский писатель, тонкий мастер художественного слова, родился в Воронеже. Происходил из древнего дворянского рода. Детство Бунин провел в небольшом родовом имении Бутырки в деревенской глуши Орловской губ. Получил хорошее домашнее образование (курс гимназии и курс университета проходил под руководством приглашенных преподавателей). Начал писать стихи с 7 лет.

В 1889 г. Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он познакомился с народниками. В конце 1889 г. принял предложение издательницы Н.А. Семеновой о сотрудничестве в “Орловском вестнике” и переехал в Орел.

В 1891 г. вышла первая книга Бунина – “Стихотворения 1887–1891”. С августа 1892 г. Бунин служил в городской управе Полтавы и сотрудничал в “Полтавских губернских ведомостях”. В начале 1890-х г. Бунин был уже известным поэтом и прозаиком, публикуя стихи и рассказы в популярных в то время литературно-политических журналах: “Русское богатство”, “Северный вестник”, “Вестник Европы”.

В 1895 г. Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург, затем в Москву, сблизился с К.Д. Бальмонтом, В.Я. Брюсовым, Ф.К. Сологубом, затем с В.Г. Короленко, А.И. Куприным, А.П. Чеховым. В 1898–1900 гг. Бунин в Одессе и Ялте входит в круг "Товарищества южных художников". Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина “Листопад”, вышедший в начале 1901 г.

С начала 1900-х гг.Бунин публиковал стихи и прозу в сборнике "Знание" (ред. М. Горький); в 1902–1909 гг. вышли 5 томов его первого собрания сочинений. В 1900–1904 гг. Бунин жил в Западной Европе (Германии, Франции, Италии). В 1907 г. совершил путешествие в Египет, Сирию, Палестину, зимой 1909 г. жил на о. Капри, где встречался с М. Горьким. В 1910 г. была опубликована большая социально-критическая повесть Бунина "Деревня", явно утрировавшая крестьянский быт в самых мрачных красках и потому принесшая ему широкую известность в кругах "прогрессивной общественности". В 1912 г. Бунин был избран почетным членом Общества любителей Российской словесности, в 1912–1914 гг. принимал участие в "Книгоиздательстве писателей в Москве".

В 1915 вышло первое Полное собрание сочинений Бунина в 6 томах. Вершиной творчества Бунина дореволюционной поры считаются его сборник “Иоанн Рыдалец. Рассказы и стихи 1912–1913”, “Чаша жизни. Рассказы 1913–1914”, “Господин из Сан-Франциско”, “Произведения 1915-1916 гг.”.

Первую міровую войну, а затем Февральскую революцию Бунин воспринял как предзнаменование страшного всероссийского крушения. Октябрьский переворот рассматривал как кровавое безумие. Весь разгул низменных инстинктов, жестокостей и хаоса этого смутного времени описан им в дневниках "Окаянные дни", ярко предающих нравственную атмосферу революции. В 1918–1920 гг. Бунин находился в Одессе, в январе 1920 г. эмигрировал в Константинополь.

Эмигрантская жизнь Бунина была связана главным образом с Францией, где им были написаны 10 новых книг прозы. Все, написанное им в эмиграции, касалось России, русского человека, русской природы: "Косцы", "Лапти", "Далекое", "Митина любовь", цикл новелл "Темные аллеи", роман "Жизнь Арсеньева". И в отличие от "Деревни" теперь он писал о крестьянской России уже как об утраченном рае.

В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе – «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Присуждение этой высокой премии первому русскому писателю стало всеэмигрантским торжеством. В 1950 г. в Париже вышли "Воспоминания" Бунина, полные нелицеприятных характеристик тем "прогрессивным" писателям, которые их заслуживали.

«Творчество Ивана Алексеевича Бунина, – отмечал И.А. Ильин, – последний дар русской дворянской помещичьей усадьбы, дар ее русской литературе, России и міровой культуре». Тесное соприкосновение усадьбы с крестьянским бытом заставило  Бунина  «принять в свою душу и кое-что из тех сокровенных залежей мудрости и доброты, свободы и Богосозерцания, которые образуют самую субстанцию русского народного духа». Но Ильин дал также всестороннюю и точную критику творчества писателя, которое имело не только православные стороны.

Врожденная и искренняя любовь к Родине не позволила Бунину принять власти большевиков (хотя во время советско-германской войны он сочувствовал победам красной армии, воспринимая их как защиту русской земли от захватчиков; тем не менее после войны отверг предложение вернуться в СССР). Ниже – отрывок из его речи в Париже от 16 февраля 1924 г.

Миссия русской эмиграции

...Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас... Мы некий грозный знак міру и посильные борцы за вечные, божественные основы человеческого существования, ныне не только в России, но и повсюду пошатнувшиеся.

Взгляни, мір, на этот великий исход и осмысли его значение. Вот перед тобой миллион из числа лучших русских душ, свидетельствующих, что далеко не вся Россия приемлет власть, низость и злодеяния ее захватчиков; перед тобой миллион душ, облаченных в глубочайший траур, душ, коим было дано видеть гибель и срам одного из самых могущественных земных царств... взгляни, мір, и знай, что пишется в твоих летописях одна из самых черных и, быть может, роковых для тебя страниц!...

Сотни тысяч из нашей среды восстали вполне сознательно и действенно против врага, ныне столицу свою имеющего в России, но притязающего на міровое владычество, сотни тысяч противоборствовали ему всячески, в полную меру своих сил, многими смертями запечатлели свое противоборство – и еще неизвестно, что было бы в Европе, если бы не было этого противоборства. В чем наша миссия, чьи мы делегаты? От чьего имени дано нам действовать и предстательствовать? Поистине действовали мы, несмотря на все наши человеческие падения и слабости, от имени нашего Божеского образа и подобия. И еще – от имени России: не той, что предала Христа за тридцать сребреников, за разрешение на грабеж и убийство и погрязла в мерзости всяческих злодеяний и всяческой нравственной проказы, а России другой, подъяремной, страждущей, но все же до конца не покоренной.

Мір отвернулся от этой страждущей России, он только порою уподоблялся тому римскому солдату, который поднес к устам Распятого губку с уксусом... Но тем важнее миссия русской эмиграции...

Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия... Знаю, многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут еще тысячи и тысячи. Но все равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда...

В дикой и ныне мертвой русской степи, где почиет белый ратник, тьма и пустота. Но знает Господь, что творит. Где те врата, где то пламя, что были бы достойны этой могилы. Ибо там гроб Христовой России. И только ей одной поклонюсь я, в день, когда Ангел отвалит камень от гроба ее.

Будем же ждать этого дня. А до того, да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России...

И.А. Бунин
1924

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25110805

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. владимир:

    В статье нет о сближении с Толстым об увлечении толстовством Бунина.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Финансовая поддержка сайта
Благотворительный взнос
  • через систему QIWI
  • через Яндекс.Деньги
  • Подпишитесь на нашу рассылку
    Последние комментарии
    Последние сообщения на форуме

    Уважаемые читатели нашего сайта! Согласно европейским законам по защите данных в интернете, мы должны теперь уведомлять Вас, что наш сайт сохраняет файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование куки. подробнее

    The cookie settings on this website are set to "allow cookies" to give you the best browsing experience possible. If you continue to use this website without changing your cookie settings or you click "Accept" below then you are consenting to this.

    Close