18.10.2007       2

Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцев


5.10/18.10. - Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцев

Собор Святителей Московских

Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцевВ этот день Русская церковь особо чтит святителей Московских – митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Патриарха Гермогена – как их совместный праздник русских духовных вождей, подчеркивающий их особое значение как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества в его новой столице – Москве, Третьем Риме.

После разрушительного татаро-монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал "смиренного богомудрого Петра" и открыл его духовному взору грядущее значение Москвы. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (†1326) избрал своей резиденцией Владимір и завещал похоронить его в заложенном его руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли.

Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378), "правило монашествующих и Церкви утверждение", духовный отец и воспитатель Великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. "Постникам сподвижник", друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Он не дожил до великой победы на Куликовом поле, но победа эта стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом.

Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона (†1461) – достойный преемник "осиянных светом Божественным" первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с двенадцати лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лествице добродетелей, в московском Симоновом монастыре, где послушанием его было "Божественных книг списание". Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием (†1431), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 г.) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился стать в 1448 г. первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви, независимой от Константинополя.

Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (†1570). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом, иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Царя Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, "Христова смирения ревнитель", взывал к милосердию, мужественно обличал Царя в пролитии невинной крови, напоминал, что "начало мудрости есть любовь". Ярость Грозного Царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти, но также и в стойкости по отношению к властителю, требуя от того должного исполнения своего долга перед Богом.

Святитель Гермоген (†1612), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 г. по воле Божией он участвовал в обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже в сане митрополита Казанского составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время, "среди ночи нечестия и вражеского обстояния", когда с помощью самозванцев и польского нашествия, иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Гермогена на патриарший престол. Духоносный старец-Патриарх вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от "нахождения иноплеменных". Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха.

Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено первым русским Патриархом Иовом 5 октября 1596 г. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 г., по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Гермоген – в 1913 г.

Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь возносит их как образец подлинных духовных вождей в Русской истории. Как не хватает ныне Русской Церкви и Российскому государству таких духоносных пастырей!.. К сожалению, нынешний предстоятель Русской Церкви раздает церковные награды наследникам Мамая и Лжедмитрия: грабителям и расчленителям России, ее растлителям-порнографистам, атеистам, еретикам, язычникам, и даже жрецам сатанинской религии – раввинам, заседая вместе с ними в церковных соборах...

Память святителей также совершается (по ст. ст.): святителя Петра – 21 декабря, святителя Алексия – 12 февраля, святителя Ионы – 31 марта, святителя Филиппа – 9 января, святителя Гермогена – 17 февраля.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25101801

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Александр:

    Мы должны придерживатся традиций , однако В Умань, в Украину, едут евреи к своему пророку , каждый год в сентябре . При Российской империи такого безтытства небыло.А игумен Даниил с черниговского моностыря - который ходил пешком в 12 веке в Палестину к гробу Господнему, таких в нас нет добровольцев сейчас. Я отозвался , а мне отказывают и кто ? Церковь в Киеве.В церкви и говорят - ходи в церковь.

  2. blank Димитрий:

    Спаси Христос за ваши труды и прекрасную статью в которой лаконично и точно описаны подвиги великих русских Святителей их же молитвами да спасет всех нас Господь.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • aлександр турик 24.04.2024 в 09:25 на Лев Тихомиров: «В социализме нет ничего специфически рабочего»Полным подтверждением этих мыслей Тихомирова была так называемая социалистическая революция октября 1917. В первом "рабочем" правительстве "народных комиссаров" был только один настоящий
  • Акаки А 24.04.2024 в 07:33 на Почему невозможно поддержать ДугинаВсякому ребенку известно, что в период с 15 по 19 веков некие группы неаристократического происхождения (которые были чуть-чуть не местными) смогли сильно
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:28 на О христолюбивомъ воинствѣКстати в католичестве существовал принцип двух мечей - меча духовной власти и меча государственной власти. Всякие распри между сюзеренами, князьями и царями
  • Александр Турик 24.04.2024 в 07:16 на Почему невозможно поддержать ДугинаС леваками и зомби типа гоблина, проханова и кургиняна никой содержательной полемики вести невозможно. Очень верно это определил МВН - это люди
  • Русский Большевик(не член РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС-КПРФ) 23.04.2024 в 13:23 на Почему невозможно поддержать ДугинаВ случае, если в России произойдет правый поворот, в стране не должно быть места коллаборационистам и силам, которые связаны с Западом, но

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.