23.01.2007       6

Начало польского восстания 1863-1864 гг.


10.01.1863 (23.01). – Начало польского восстания 1863–1864 гг.

О польском восстании 1863–1864 гг.

Медаль за усмирение польского мятежа 1863–1864

Медаль за усмирение польского мятежа 1863–1864

Восстание 1863–1864 гг. в Царстве Польском было организовано антирусски настроенной частью польской шляхты и было направлено на отделение Царства Польского от России вместе с западно-русскими землями – бывшими оккупационными владениями Речи Посполитой.

После подавления предыдущего такого же восстания 1830-1831 гг. (оно было по духу родственно масонско-декабристскому бунту), в результате которого поляки лишились дарованных им в 1815 г. Конституции, законодательного Сейма, независимого суда, собственной польской армии и денежной системы, прошло тридцать лет. Жизнь постепенно входила в мирное общеимперское русло. Император Александр II амнистировал участников восстания 1830-1831 гг. Были разрешены издания сочинений ранее запрещенных писателей (А. Мицкевича и др.). В 1847 г. в результате соглашения России с Ватиканом католическая церковь вновь получила особые права. В сущности, после возвращения из Польши в состав России западно-русских земель, русское самодержавие изначально желало автономного развития суверенного Царства (королевства) Польского по образцу присоединенного в 1809 г. Великого Княжества Финляндского – на это была направлена дарованная полякам конституция 1815 г.

Видимо, не случайно новый польский мятеж совпал с началом либеральных реформ Царя-Освободителя. Именно постепенное введение Александром II либеральных принципов было истолковано поляками как их собственное завоеванное достижение и как возможность требовать большего, при этом их церковь вновь стала вдохновителем оппозиции, требовавшей вернуть Польше полную независимость в прежних границах. Поначалу жесткий режим наместника, князя Паскевича, не допускал серьезных волнений. После его смерти (1856) в короткое время сменился ряд наместников: князь Горчаков, Сухозанет, граф Ламберт, граф Лидерс (тяжело ранен при покушении в июне 1862 г.), действия которых не были удачными.

В 1860 г. в Варшаве и других городах начались антирусские выступления с актами вандализма против православных кладбищ. В феврале 1861 г. между манифестантами и полицией произошли столкновения, было убито 5 человек, и эти жертвы подлили масла в огонь. Для успокоения наместнику М.Д. Горчакову пришлось освободить арестованных демонстрантов, убрать войска и полицию с улиц, заменить русского начальника полиции поляком.

В марте 1861 г. Александр II издал указ, вернувший Царству Польскому автономию. Был восстановлен Государственный совет Царства Польского – высший совещательный и контрольный орган. Была сформирована польская гражданская администрация и выборное местное самоуправление губернского, уездного и городского уровней.
Однако антирусские волнения в Варшаве продолжились. Осенние выборы в органы самоуправления принесли победу националистам, в среде которых все влиятельнее становились заметны так называемые "красные" революционеры, которые отличались от "белых" националистов своей социалистической идеологией. "Красные" создали Центральный национальный комитет (ЦНК).

В мае 1862 г. наместником в Царстве Польском был назначен Великий князь Константин Николаевич, начальником гражданского управления стал поляк маркиз А. Велёпольский. Им предстояло совместными силами осуществлять меры по восстановлению автономии. Либерально настроенный Великий князь в своих планах предусматривал полную автономию Царства Польского, открытие выборных советов в городах, уездах и губерниях, перевод крестьян с барщины на оброк, дарование прав евреям. При этом Велёпольский назначал на все ключевые посты в крае только поляков, русских чиновников отзывали из Польши. Тем не менее, вечером 21 июня юный социалист Л. Ярошинский на улице в упор выстрелил в наместника и ранил его в плечо. Затем состоялись два неудачных покушения на Велёпольского. Террористы были арестованы, суд приговорил их к смертной казни.

Шляхта требовала создания чисто польского правительства, возвращения конституции 1815 г. и передачи Царству бывших владений Речи Посполитой. Было составлено соответствующее письменное требование, под которым собирались подписи. В городах не прекращались манифестации и убийства. С магазинов срывали вывески, написанные по-русски и на любом другом языке, кроме польского. Русские жители Варшавы были завалены письмами с угрозами. ЦНК готовил вооруженное восстание, создал подпольное "правительство" и ввел обязательный для всех поляков налог на восстание. С конца 1862 г. католическое духовенство приводило поляков к революционной присяге, из-за границы поступило большое количество оружия. Боевая подготовка проводилась сотнями опытных специалистов – иностранными эмиссарами, эмигрантами, бывшими офицерами.

Поводом для восстания стало начало рекрутского набора в армию в начале января 1863 г., которому был объявлен бойкот. ЦНК объявил себя Национальным правительством (жондом) и призвал поляков к вооруженным действиям. Они начались 10 января. Мятежники разрушали железные дороги, мосты, телеграфную связь. Власти объявили военное положение, но к марту мятежники перекинулись также частично на Литву и Белоруссию. Армия восставших к лету 1863 г. достигла 50 тысяч человек. В то же время в Царстве Польском размещались русские войска численностью в 90 тысяч солдат. Они сначала находились в положении пассивной обороны, будучи стянутыми в важнейшие стратегические пункты, и несли потери. Лишь позже русская армия перешла в наступление и действовала успешно, громя повстанческие отряды.

Первым командующим польскими войсками стал генерал Л. Мерославский, подержанный из польской эмиграции в Париже в звании "диктатора". Он собрал небольшой отряд, возглавляемый иностранными офицерами, и из Познани перешел границу в расчете на присоединение к нему населения по мере продвижения. 7 февраля этот отряд численностью около 500 человек был разгромлен русским отрядом полковника Шильдер-Шульднера. Мерославский бежал в Париж. Следующим командующим стал М. Лангевич с отрядом в несколько тысяч человек, он также был быстро разбит и бежал в Австрию.

Жонд объявил себя законной польской властью и установил сбор пожертвований с населения. Однако далеко не все поляки сочувствовали восстанию. Польские крестьяне неохотно подчинялись приказам повстанцев и отдавали им провиант только под угрозой расправы. Нередко они открыто сотрудничали с русскими войсками. Уже в самом начале войны крестьяне одного из сел привели к генералу А.П. Хрущову 20 мятежников во главе с собственным ксендзом. Позднее они сотнями вылавливали вооруженных партизан. В отместку мятежники чинили жестокие расправы над враждебным им крестьянским населением.

В западно-русских губерниях мятежная шляхта вообще не могла рассчитывать на успех – она натолкнулась на всеобщую ненависть русских крестьян, еще помнивших времена прежнего польского гнета. В мае 1863 г. генерал-губернатором Северо-Западного края (Литвы и Белоруссии) был назначен граф М.Н. Муравьев. Он решительно арестовывал лидеров оппозиции, уничтожал банды мятежников. Польские дворяне и духовенство облагались контрибуцией за нанесенный ущерб. Русское население края – крестьяне и помещики, православное духовенство – было взято под защиту.

В то же время восставших поляков поддержали русские революционеры, проживавшие в эмиграции, в частности, А.И. Герцен со своим "Колоколом". Масон-нигилист М.А. Бакунин организовал отряд добровольцев, который в марте 1863 г. на пароходе направился из Англии в Польшу, везя также оружие и боеприпасы для польских повстанцев. Революционный десант во главе с Бакуниным должен был высадиться в Литве, однако в апреле в шведском порту Мальмё по требованию России пароход был задержан, а Бакунин вернулся в Англию.

На собственно польских териториях силы восстанию придавала католическая пропаганда и надежда на вмешательство Англии и Франции (противников России в недавно закончившейся Крымской войне). Жонд назначил свои заграничные представительства во многих европейских странах. Среди добровольцев и инструкторов на стороне польских мятежников было много французов. Только Пруссия, участница так называемых разделов Польши, опасаясь перехода восстания на свою территорию, поддержала действия русского правительства. Уже в январе 1863 г. генерал-адъютант прусского короля Г. фон Альвенслебен подписал в С.-Петербурге с министром иностранных дел князем А.М. Горчаковым договор о совместных военных действиях против повстанцев. Русские войска получали право преследовать мятежников на сопредельной прусской территории, а прусские – в Царстве Польском. Реакцией Англии на это стало требование восстановить польскую конституцию 1815 г., Франция пригрозила разрывом отношений. К Англии и Франции присоединилась Австрия: 5 апреля 1863 г. их послы передали Горчакову требования прекратить военные действия в Польше и восстановить мир. Горчаков ответил, что Россия закрепит за Царством Польским автономию, но достижение мира возможно только путем полного подавления мятежа. Тогда с осуждением России выступили и другие европейские страны.

31 марта 1863 г., в день православного праздника Пасхи, Александр II объявил о полной амнистии мятежников, которые "сложат оружие и возвратятся к долгу повиновения" к 1 мая. Но повстанцы эту возможность проигнорировали и продолжили кровопролитие ради своих неизменных требований.

5 июня 1863 г. Горчакову были переданы новые требования Европы: объявить амнистию мятежникам, восстановить конституцию 1815 г. и передать власть самостоятельной польской администрации. Будущий статус Польши должна решать не Россия, а европейская конференция. Горчаков отправил ответные депеши с резким протестом России против вмешательства в ее внутренние дела. Право рассмотрения польского вопроса признавалось только за участниками разделов Польши – Россией, Пруссией и Австрией, но – после усмирения мятежа. Европа была поставлена перед выбором: воевать или не воевать с Россией из-за Польши. Но в силу собственных внутриевропейских противоречий антироссийская коалиция не сложилась.

Планы польских мятежников вернуть освобожденные от них западно-русские земли и возможность европейской военной интервенции встревожили русское общество, тем более, что еще не вполне улеглись эмоции от Крымской войны. Дворянские собрания, городские думы, депутации от сословий, университетов всей России высказывались в защиту западно-русского населения. Император Александр II заявил: «Я еще не теряю надежды, что до общей войны не дойдет; но если она нам суждена, то я уверен, что с Божией помощью мы сумеем отстоять пределы Империи и нераздельно связанных с ней областей». Большое влияние в этом вопросе имела газета Н.М. Каткова "Московские ведомости". Катков требовал от правительства решительных действий по подавлению "ксендзо-шляхетского мятежа", который, присягая передовой Европе, погрузил край во мрак и смуту.

Между тем, Великий князь Константин был готов на максимальные уступки восставшим. При лишь формальном подчинении края "державе русского Императора" он предлагал отдать власть в руки польской шляхты "на основании своих польских, а не русских законов". Но администрация Велёпольского распадалась, многие члены Государственного совета уходили в отставку. Чиновники и полицейские нередко перебегали к мятежникам. В конце мая 1863 г. из Главного казначейства было похищено 3,5 млн. рублей – так все финансы Царства Польского оказались в руках повстанцев. Кражу совершил сам главный казначей и его сотрудники, все они успели скрыться. После этого сам Велёпольский навсегда покинул Польшу.

В конце июля мятежникам удалось одержать и небольшую военную победу: близ крепости Ивангород были разбиты 2 русские роты, захвачены 2 орудия и фургоны с 200 тысяч рублями. При создавшемся положении русское военное командование не было уверено даже в возможности обороны Варшавы. Надо было что-то менять.

Александр II был недоволен поведением своего брата-наместника. В марта 1863 г. его помощником по военной части (фактически преемником) был назначен граф Ф.Ф. Берг – бывший генерал-губернатор Финляндии. В августе 1863 г. Император отозвал Великого князя Константина в столицу. Все министры одобрили политику "самой строгой военной диктатуры" в Польше, внесенные военным министром Д.А. Милютиным. Новый наместник Берг заменил польскую администрацию русской и установил военную диктатуру.

Усилила активные действия и русская армия, численность которой к июню 1863 г. была доведена до 164 тысяч человек. В декабре 1863 г. в Люблинской губернии был разбит польский генерал Крук, а в марте 1864 г. – генерал Босак под Сандомиром. 29 марта 1864 г. предводители восстания были арестованы и через несколько месяцев казнены, многие бежали за границу. Русская военная полиция навела порядок в городах. На шляхту была наложена контрибуция. Военная кампания закончилась 1 мая 1864 г., хотя мелкие стычки продолжались до начала 1865 г. Из 70 тысяч повстанцев погибло около 20 тысяч (данные эти оценочные), бежало за границу около 7 тысяч, казнено 128 человек, 800 отправлено на каторгу, 12 500 было выслано в Сибирь и другие губернии центральной России. Потери русских войск составили 3343 человек (из них 2169 раненых).

В 1864–1866 гг. в Польше была проведена аграрная реформа на более выгодных для крестьян условиях, чем в остальной России. Аграрные законы Польши, подготовленные Н.А. Милютиным, Ю.Ф. Самариным и В.А. Черкасским, были утверждены Александром II 19 февраля 1864 г. – ровно через три года после Манифеста об отмене крепостного права. Земля, находившаяся в пользовании крестьян, стала их полной собственностью без выкупа, с помещиками расплачивалось государство. Крестьянам передавалась также земля, конфискованная у мятежной шляхты (1660 имений). Проведение аграрной реформы положило конец волнениям.

Медаль из бронзы, на аверсе изображён герб Российской империи — двуглавый орёл,а реверсе – в центре медали даты в одну строку: «1863-1864», а вдоль края – надпись «ЗА УСМИРЕНІЕ ПОЛЬСКАГО МЯТЕЖА».

Так закончился этот последний конфликт русских с поляками в дореволюционной России. Лишь в результате революции 1917 г. Польша не только получила независимость, но и по Рижскому договору с большевиками (18.3.1921) вновь захватила западно-русские земли – это была плата коммунистов за предательство поляками Белых армий. В 1930-е гг. при Пилсудском на вновь оккупированных территориях поляки устроили геноцид русского населения, разрушили сотни православных храмов. Пакт Молотова-Риббентропа принес этим многострадальным русским землям новую беду: марксистско-богоборческую оккупацию и укранизацию (белорусизацию) – таково было сталинское "возвращение Западной Украины и Западной Белоруссии". После Второй мiровой войны СССР компенсировал полякам эти утраты прирезанными на западе немецкими подарками. Однако до сих пор в составе Польши остаются несколько исторических русских уездов (в районе Белостока и Перемышля).

Полностью всю сложность русско-польских отношений и конфликтов между нашими двумя славянскими народами можно понять только в более крупном масштабе истории. См. материалы в календаре Святая Русь, имеющие отношение к Польше:

См. также обсуждение на форуме РИ некоторых польских проблем, в том числе Катынского дела: https://rusidea.org/forum/viewforum.php?f=26 [к сожалению форум не работает].

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25012304

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 6 комментариев
  1. blank Андрей Васильевич:

    А нечего было их амнистировать за 1830-й год. Это быдло только кнут и понимает

  2. blank смит:

    Суворову не нужно было их захватывать, его не просили об этом, он погорячился. Хотя "неким" силам надо было проникнуть в Россию, наверное они это всё организовали. А мы теперь страдаем.

  3. blank Володислав:

    Про "геноцид при Пилсудском" - брехня. Я оттуда родом. Ляхи ополячивали бульбашей, но не спаивали. При ляхах крестьяне не знали даже вкуса водки. Коммуняки-освободители приучили.

  4. blank МВН - Володиславу:

    Мало быть "оттуда родом". Надо еще и знать историю: Попов А. Пора проснуться! Гонение на православных и русских в Польше в XX в. - Белград, 1937. (Второе издание - СПб.; Париж, 1993). - Причем тут "спаивали"? Разрушали храмы и убивали.

  5. blank Владимир, Харьков:

    Володислав 2012-01-24

    Про "геноцид при Пилсудском" - брехня. Я оттуда родом. Ляхи ополячивали бульбашей, но не спаивали. При ляхах крестьяне не знали даже вкуса водки. Коммуняки-освободители приучили.************** Мало ли, откуда кто родом. Это ещё не значит, что вы беспристрастный свидетель. Почитайте рассказы И. Франко о Галичине 19 века, бывшей тогда под Польшей. В каждом рассказе идёт жуткое пьянство.

  6. blank Бакланов Сергей - учитель истории - Казачья Слобода:

    На усадьбе моих дедов-прадедов в 80-е годы мы копали колодец нашли медаль за подавление польского мятежа 1863-64г.г. - вот то что им не удалось собакам в те годы - позже при слабом государе разрушили Православную Русскую империю евреи -
    коммунисты, финансированные и направляемые Западом и из-за океана кланом Ротшильдов.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.