11.4.1803 (24.4.). – Мифическая дата рождения литературного персонажа Козьмы Пруткова.
Козьма Петрович Прутков - вымышленный персонаж и псевдоним, объединивший ряд сатирико-юмористических произведений А.К. Толстого (1817-1875) и его двоюродных братьев Жемчужниковых — Алексея Михайловича (1821-1908), Владимiра Михайловича (1830-1884) и Александра Михайловича (1826-1896). В конце 1840-х гг. им часто случалось бывать вместе и соревноваться в шутовстве и насмешничаньи. Все они были к этому склонны: излюбленным занятием Толстого с конца 1820-х гг. было эпистолярное балагурство, Алексей Жемчужников писал комические пьесы для домашнего театра, Владимiр выказывал способности пародиста-имитатора, Александр был изобретателем розыгрышей и острословом, сочинителем нелепиц, стилизованных под басни.
Сочинения Александра сначала назывались в своем кругу "глупости Сашенькины", однако летом 1851 г. несколько таких "глупостей" удостоились одобрения брата Алексея: он доработал их стилистически, присочинил свои в том же роде и передал в редакцию "Современника", куда они были вхожи с Владимiром. Опубликованы они были в ноябрьском номере журнала – правда, без подписи.
Жемчужниковы с Толстым решили закрепить успех и пришли, согласно воспоминаниям брата Владимiра, «к мысли писать от одного лица, способного во всех родах творчества».
Ему дали имя Козьмы Пруткова (так звали камердинера Владимiра) и впоследствии придумали биографию:
«Прутков Козьма Петрович [11 апреля 1803 г.–13 января 1863 г]. – русский писатель, поэт, философ. Родился в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска. Провел всю свою жизнь, кроме годов детства и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Начав службу в 1816 г. юнкером в одном из лучших гусарских полков в 1923 г. он оставил службу и вступил в Пробирную палатку. Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника со старшинством пятнадцати лет и четырех с половиною месяцев, став (с 1841 г.) после двадцатилетнего безукоризненного управления Пробирной Палаткой ее директором и получив за безукоризненную службу свою орден св. Станислава 1-й степени.
Но как бы ни были велики его служебные успехи и достоинства, они одни не доставили бы ему даже сотой доли той славы, какую он приобрел литературного своею деятельностью. Скончался Козьма Петрович Прутков в Санкт-Петербурге, после долгих страданий, на руках нежно любившей его супруги, среди рыдания детей его, родственников и многих ближних, благоговейно теснившихся вокруг страдальческого его ложа...»
Авторы-балагуры были также изрядными либералами. От имени Козьмы Пруткова подвергались осмеянию обывательские понятия о благонамеренности и ернически возносилась похвала чиновничьему бюрократизму. При этом героя отличали такие главнейшие черты: стилизация под глупость ("дурак-дурак, а умный"), полное отсутствие чувства юмора и не ведающее границ усердие («усердие все превозмогает», — гласил один из его афоризмов).
К лету 1853 г. накопилось столько сочинений Козьмы Пруткова, что подготовили их собрание, которое передали в "Современник". Там для него создали специальное юмористическое приложение "Литературный Ералаш", пять выпусков которого за 1854 г. содержали "Досуги Кузьмы Пруткова". К умножившимся басням прибавились эпиграммы и стихотворные сочинения, где автор якобы "подражает", а на деле с дурашливой серьезностью передразнивает певцов античности Н. Щербину, А. Майкова, А. Фета, модные стихи "под Гейне", балладный склад В. Жуковского и экзотику А. Плещеева, патриотичных поэтов из журнала "Москвитянин" – А. Хомякова и А. Григорьева. Особенно знаменитыми стали глуповатые "Мысли и афоризмы".
Литературная деятельность Козьмы Пруткова, резко осужденная в журналах "Пантеон", "Библиотека для чтения", "Москвитянин" и в газете "Санкт-Петербургские ведомости", была прервана Крымской войной. Однако в 1860 г. о "забытом гении" вспомнил новый распорядитель сатирического отдела "Современника" Н.А. Добролюбов, опубликовавший новые тексты Козьмы. Некоторые литераторы стали подражать и ерничать "под Пруткова". Все это замутняло первоначальный прутковский образ, и его создатели сочли за благо покончить с жизнью своего автора, напечатав в 1863 г. в "Современнике" "Краткий некролог" и два посмертных произведения Кузьмы Петровича Пруткова. Он обрел и свою "биографию".
"Посмертными произведениями" Козьмы Пруткова были "Проект: о введении единомыслия в России", сочиненный братом Владимiром, и "естественно-разговорное представление" «Опрометчивый турка, или: Приятно ли быть внуком», по-видимому принадлежавшее перу Толстого, передразнивавшего манеру реалистической драматургии 1850-1860-х гг. В "представлении" участвовали персонажи сочиненного им еще в 1850 г. при участии брата Алексея водевиля "Фантазия", поставленного лишь один раз, освистанного публикой и удостоившегося высочайшего неодобрения Императора Николая I. "Фантазию" попробовали опубликовать как новое посмертное сочинение Козьмы Пруткова, приобщив к ней осмеяние деятельности "министерства плодородия" и тайной полиции – «драму из французской современной жизни» "Торжество добродетели". Однако эти попытки пресекла цензура.
Афоризмы Козьмы Пруткова стали популярными. Его цитировали в своих письмах и произведениях Герцен, Тургенев, Гончаров. О нем писали Чернышевский, Добролюбов, Аполлон Григорьев и многие другие критики. Писали иногда в шутку, иногда и всерьез. Его имя неоднократно упоминал в своих произведениях Достоевский. Философ В. Соловьев упомянул о нем в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона", где творчество Козьмы Пруткова было названо «единственным в своем роде литературным явлением».
Брат Владимiр подготовил к 1884 г. "Полное собрание сочинений", включавшее творения трех поколений Прутковых. К тому времени возникло из небытия и четвертое: в 1860-1870-х гг. Толстой сочинил "Военные афоризмы Пруткова-сына", но их напечатание также было остановлено цензурой. М.М. Стасюлевич рискнул напечатать лишь несколько сот экземпляров книги, встреченной резкими отповедями в журналах "Отечественные записки" и "Дело". Читатели постепенно оценили "Полное собрание" как существенное прибавление к русской классической литературе XIX в.: в 1884-1916 гг. оно было опубликовано двенадцатью изданиями и расходилось все возраставшими тиражами.
Использован материал: http://prutkov.ouc.ru/
Козьма Прутков, его некоторые афоризмы
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Нельзя объять необъятное.
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", – не верь глазам своим.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Не всё стриги, что растет.
Усердие все превозмогает.
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? – ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц – ночью.
Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но легкое занятие.
Человек раздвоен снизу, а не сверху, – для того, что две опоры надежнее одной.
Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.
У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами.
Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой за козырек.
Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна.
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.
Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.
Одного яйца два раза не высидишь!
Бди!
Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны.