03.07.2016       1

Основание Владивостока


20.6.1860 (3.7). – Основан город Владивосток

Герб города ВладивостокКогда территория России расширилась до Тихого океана, в течение продолжительного времени российское правительство искало опорный пункт на океанском побережье; эту роль поочерёдно выполняли Охотск, Аян, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре. Однако ни один из этих портов не отвечал необходимому требованию: иметь удобную и защищённую гавань, рядом с торговыми путями. Усилиями генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского был заключён Айгуньский договор с Китаем (1858) о присоединении Приамурского края к России, началось его активное исследование, и позже, в результате подписания Тяньцзиньского (1858) и Пекинского (1860) трактатов, к России были присоединены в том числе территории современного Владивостока.

20 июня 1860 г. транспорт Сибирской флотилии "Манджур" под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера высадил в бухте Золотой рог залива Петра Великого на берегу Японского моря отряд из сорока солдат третьей роты 4-го Восточносибирского линейного батальона для строительства военного поста Владивосток. Местность была дикая и безлюдная, энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что в первый год существования поста Владивосток тигры съели всех собак, привезенных из Николаевска-на-Амуре. Тем не менее вскоре этот военный пост стал центром освоения пустынного Приморья и главной военно-морской базой России на Тихом океане. В 1862 г. пост был переименован в порт.

Осенью 1863 г. из Владивостока в Америку, в Сан-Франциско, отправилась с дружественным визитом Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала А.А. Попова. В эскадру входили корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында", "Новик", клиперы "Абрек" и "Гайдамак". Целью визита была демонстрация солидарности с Северными Штатами Америки в их борьбе против рабовладельческого Юга. В июне 1864 г., когда обозначилась победа Севера над конфедератами и отпала угроза вмешательства в американскую гражданскую войну Англии (на стороне Юга), русские корабли были отозваны домой.

В 1867 г. во Владивостоке побывал известный русский путешественник и географ Н.М. Пржевальский, так описавший увиденное: «Под вечер 26 октября добрался я до Владивостока, и в ту же ночь поднялась сильная метель… Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной и глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов. Кроме солдатских казарм, офицерского флигеля, механического заведения, различных складов провианта и других запасов, в нем имеется около пятидесяти казенных и частных домов да десятка два глиняных мазанок. Число жителей вместе с войсками простирается до пятисот человек». Большинство из них были военными с семьями, свободных от службы поселенцев разного сословия насчитывалось около сотни.

В 1871 г. правительство принимает решение перевести из Николаевска-на-Амуре во Владивосток резиденцию военного губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии. В 1880 г. Владивосток официально получает статус города, 16 марта 1883 г. Император Александр III утвердил его герб.

В мае 1891 г. Владивосток посетил Цесаревич Николай, будущий Император Николай II, возвращаясь из путешествия по странам Востока. Во время своего визита Цесаревич заложил каменный вокзал Великого Сибирского Пути, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельскому. Вскоре порт становится конечным пунктом Транссиба, благодаря чему уже через 50 лет после основания численность его населения приблизилась к 100 тысячам.

В 1890-х гг. Владивосток постепенно становился центром русской науки и культуры на Дальнем Востоке. С городом связаны экспедиции российских путешественников и учёных Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова и других. В 1899 г. во Владивостоке был открыт Восточный институт.

Потеря Порт-Артура в русско-японской войне сделала Владивосток главным портом России на Тихом океане. Практически почти незамерзающая бухта Золотой рог хорошо защищена от ветров и благодаря небольшим ледокольным судам имеет круглогодичную навигацию. В городе был устанавлен статус порто-франко, согласно которому иностранцы имели право торговать без пошлины, и вплоть до 1914 г. бурный рост Владивостока превратил его в один из экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона.

После революции в годы так называемой гражданской войны (завоевания России большевиками) во Владивостоке высаживались войска Антанты и японцы. Как признает БСЭ, военные контингенты Антанты в России, «кроме японских войск, не были способны к наступательным операциям». Антанта высадила на Дальнем Востоке около 7500 американцев, 4000 канадцев, 2000 итальянцев, 1500 англичан, 1000 французов. Однако эти "интервенты" остались в Сибири, охраняя железную дорогу. Представители Антанты подчеркивали, что и их высадка имела целью обезпечить тыл для продвижения на запад 50-тысячного Чехословацкого корпуса (составленного из австрийских военнопленных) с целью восстановления в России противогерманского фронта, а не против большевиков. С этой целью чехи, продвигаясь на запад вместе с русскими белыми частями адмирала А.В. Колчака вдоль Великого сибирского пути, вышли к Волге.

Но когда Мiровая война кончилась, "белочехам" было приказано возвращаться домой через Владивосток. При этом Антанта сделала и все возможное, чтобы белое командование не смогло воспользоваться захваченным в Казани золотым запасом России. У Колчака выманили 150 тонн золота за так и не поставленное снаряжение, поставку его задерживали даже с царских складов во Владивостоке. Нехватка вооружения стала одной из причин отступления белых. Затем Антанта ограбила последние Белые армии. По ее распоряжению чехословаки забрали все поезда для вывоза награбленного русского имущества; при этом сам Колчак был выдан на расправу.

Американский профессор Э. Саттон, изучив в архиве Госдепартамента секретные инструкции президента США Вильсона командованию американского экспедиционного корпуса, пришел к такому выводу: «Тщательное изучение доступных архивов показывает, что американская интервенция имела мало общего с антибольшевицкой деятельностью, как это утверждают Советы, Дж. Кеннан и другие писатели... На самом деле Соединенные Штаты захватили Транссибирскую магистраль и удерживали ее [«чтобы не пустить к магистрали японцев»] до тех пор, пока Советы не окрепли настолько, чтобы ее контролировать... Имеются данные Госдепартамента, что большевикам поставлялось оружие и снаряжение... Советы были так благодарны за американскую помощь в революции, что в 1920 г., когда последние американские войска уходили из Владивостока, большевики устроили им дружеские проводы» (Sutton A. How the Orden Creates War and Revolution. Phoenix, Arizona. 1984).

Япония же, также находившаяся в состоянии войны с Германией, была заинтересована лишь в экономической эксплуатации Дальнего Востока и двигаться далее не собиралась. Она высадила десант во Владивостоке 5 апреля 1918 г., увеличив его в июле до 70 тысяч. Колчаку они не помогали, поддерживая лишь местных атаманов Г.М. Семенова и И.П. Калмыкова.

После поражения армии Колчака, в апреле 1920 г. на Дальнем востоке была создана лояльная к большевикам Дальневосточная республика со столицей в Верхнеудинске – буферное государство между Советской Россией и Японией, включавшее в себя и Владивосток. 26 мая 1921 г. во Владивостоке произошло свержение пробольшевицкого правительства Дальневосточной республики. Этому способствовали и японцы, стремясь контролировать Приморье.

По инициативе генерала М.К. Дитерихса 10-28 июля (ст.ст.) 1922 г. во Владивостоке состоялся Приамурский Земский Собор. Он утвердил ген. Дитерихса правителем Приамурского земского края, в котором были восстановлены Законы Российской империи как монархии с правящей династией Романовых. В Соборе приняли участие все дальневосточные епископы – Владивостокский, Харбинский, Камчатский (находившиеся в это время в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, образованной в конце 1921 г. с центром в Сербии). Таким духовным опамятованием они надеялись пресечь разрушительные последствия Февральской революции и создать хотя бы небольшой плацдарм исторической русской государственности для продолжения Белой борьбы.

Таким образом, Владивосток оставался последней частью русской земли, где Белое движение на своем последнем этапе обрело истинно русскую, монархическую идеологию. И хотя этот последний оплот русской государственности просуществовал недолго, он остается важным историческим символом и ориентиром для Русского патриотического движения.

ПС. Предвидя "поправки" современных жителей Владивостока, где "День города" празднуют теперь 2 июля (поскольку в 1860 г. этому дню по григорианскому календарю в Европе соответствовало тогдашнее русское 20 июня), заметим следующее. Наши предки основали город по православному календарю, не имея никакого отношения ни к католикам, придумавшим григорианский календарь, ни к большевикам (которые ввели в СССР западный календарный стиль). День основания Владивостока 20 июня связан с именами святых именно этого дня. В ХХ-ХХI вв. этот день соответствует 3 июля н.ст. В частности, на этот день приходится память св. Мефодия Патарского (†312), с которым связано византийское пророчество о будущем міра в последний период его существования и о России (о русском Царе, освобождающем Константинополь, и о духовном реванше Православия). Случайно ли географические названия Владивостока связаны со Вторым Римом? Пролив Босфор Восточный отделяет полуостров Муравьева-Амурского от островов Русского и Елены. И владивостокская бухта носит название, связанное со Вторым Римом: Золотой Рог – такое имя ей дал Муравьёв-Амурский, поскольку она напоминала бухту Золотой Рог в Константинополе.

Нынешним властям города это неважно?

Вид города Владивосток в 1866 году.

Вид города Владивосток в 1866 году.

Владивосток. Общий вид бухты Золотой рог

Владивосток. Общий вид бухты Золотой рог

Владивосток. Спортивное общество

Владивосток. Спортивное общество

Владивосток. Трамвайная линия от Светланской на Луговую

Владивосток. Трамвайная линия от Светланской на Луговую

Американские войска на ул. Светланской (август 1918)

Американские войска на ул. Светланской (август 1918)

Крёстный ход по случаю открытия Земского Собора (перед входом в зал заседаний Земского Собора. 23 июля 1922 г.)

Крестный ход по случаю открытия Земского Собора (перед входом в зал заседаний Земского Собора. 23 июля 1922 г.)

Открытие заседаний Собора. В президиуме слева направо: Толок, ген. Бакшеев, Смиренный Мефодий Архиепископ Харбинский и Маньчжурский, проф. Миролюбов, Председатель Временного Приамурского правительства С.Д. Меркулов, Домрачеев, Руднев, Унтербергер, Уточкин

Открытие заседаний Собора. В президиуме слева направо: Толок, ген. Бакшеев, Почетный Заместитель Председателя Смиренный Мефодий, Архиепископ Харбинский и Маньчжурский, проф. Миролюбов, Председатель Временного Приамурского правительства С.Д. Меркулов, Домрачеев, Руднев, Унтербергер, Уточкин

Приамурский Земский Собор. 1922 г. Медаль

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25070308

Оставить свой комментарий
Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. blank Петр Иванов - Мюнхен:

    Спасибо за замечательную статью и редкие фотографии!
    (Грустно. Но молитва спасает...)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.