В следующем году исполняется 260 лет Манифесту Императрицы Екатерины II о позволении иностранцам селиться в России. Так возникло понятие "российские немцы", которые не только основали свои постоянные поселения на пустовавших землях Империи, укрепляя ее территориально, но и стали одним из лояльных, трудолюбивых и полезных народов в многонациональном Российском государстве.
Тем более что другим потоком, в основном из Прибалтики после ее присоединения к России, немцы дали множество выдающихся государственных деятелей, которые, в отличие от колонистов-земледельцев, сохранявших язык и национальное самосознание, в высшем слое Империи быстро обрусевали и становились русскими патриотами-государственниками, консервативными монархистами (вспомним таких выдающихся деятелей, как шеф жандармов генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф, или градоначальник Санкт-Петербурга В.Ф. фон дер Лауниц).
Позже в антибольшевицком Белом движении также бросается в глаза большое количество выдающихся вождей, генералов-монархистов с немецкими фамилиями: граф А.Ф. Келлер, Е.К. Миллер, барон П.Н. Врангель, В.О. Каппель, Р.Ф. Унгерн фон Штернберг, М.К. Дитерихс...
В первые десятилетия большевицкой власти в русле общей антирусской политики поощрения национальных республик и малых национально-территориальных автономий в 1918 г. была образована Трудовая коммуна Автономной области Немцев Поволжья, с 1924 г. – Автономная Советская Социалистическая республика немцев Поволжья со столицей в г. Покровск (позже переименован в "Энгельс"). По данным переписи 1939 г. на территории СССР насчитывалось 1427,3 тысяч немцев, из них 366,7 тысяч в АССР Немцев Поволжья. Политические репрессии 1930-х гг. коснулись немцев в той же мере, что и всего населения страны.
Однако с началом советско-германской войны российские немцы были превентивно репрессированы по национальному признаку как неблагонадежный контингент (подобно тому, как были репрессированы японцы в США). Указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" от 28.8.1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев войсками НКВД. Немцам было приказано в течение 24 часов подготовиться к переселению и лишь с небольшой ручной кладью прибыть в пункты сбора. Они были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. В последующие месяцы депортация коснулась почти всего немецкого населения, проживающего на неоккупированной европейской территории СССР – всего было переселено до 950 тысяч немцев.
Депортированные мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет были мобилизованы в так называемые "трудармии", которые фактически мало чем отличались от прочих трудовых лагерей ГУЛага. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках. Трудармии были расформированы только в 1947 г., однако выжившим немцам разрешалось вернуться лишь в места последнего выселения: Урал, Сибирь, Казахстан к родственникам. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.1948 г. все выселенные были приговорены к ссылке навечно, с наказанием 20-летним лагерным заключением за побег с мест назначенного проживания. До 1956 г. подавляющее большинство депортированных немцев находились на спецпоселении и были обязаны ежемесячно отмечаться в комендатуре. К началу 1953 г., по данным МВД СССР, на учете состояло 1 224 931 немецких спецпоселенцев.
В сентябре 1955 г. в результате посещения СССР канцлером ФРГ Аденауэром был подписан ряд соглашений о репатриации немецких пленных и гражданских лиц. 13.12.1955 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета "О прекращении ограничений в правах немцев и членов их семей, которые находятся на спецпоселении" (без возвращения конфискованного имущества). Появились советские газеты на немецком языке, в мае 1957 г. в Москве вышел первый номер центральной газеты "Нойес Лебен" ("Новая жизнь"). В 1958–1959 гг. было подписано несколько советско-германских соглашений о воссоединении семей и о сотрудничестве в рамках Международного Красного Креста. Начался процесс переселения немцев в ФРГ, ГДР и Австрию: от нескольких сотен до нескольких тысяч человек в год.
29 августа 1964 г. вышел Указ о частичной реабилитации немцев Поволжья и отмене депортационного Указа от 28.08.41 г., но возвращению немцев в прежние места проживания чинились препятствия, и в жизни большинства советских немцев изменилось немногое.
В 1968 г. под давлением США и международного еврейства советские власти были вынуждены разрешить евреям эмигрировать "для воссоединения семей". В виде маскировки вынужденной уступки было решено связать это с репатриацией из гуманных соображений не только евреев, но еще и немцев, и армян, и греков. До начала "перестройки" из СССР выехало около 105 000 немцев.
Массовая эмиграция немцев с территории бывшего СССР в Германию началась лишь после внесения изменений в закон СССР "О въезде и выезде" (28.8.1986 г.). В 1987 г. выехало 14 488 человек, в 1988 г. – 47 572, в 1989 г. – 98 134. Пик был достигнут уже после крушения СССР: в 1994 г. – 213 214 человек. В общей сложности, по данным Министерства внутренних дел ФРГ, в Германию с 1950 по 2006 гг. переселилось 2 334 334 российских немцев и членов их семей.
Однако статус российских немцев как в РФ, так и в Германии до сих пор остается неопределенным. На эту тему ниже статья Андрея Триллера, написанная к 80-летию сталинской депортации. – Ред. РИ.
Российские немцы: 80 лет в ссылке
Картина: Андреас Предигер
28 августа этого года [2021 г.] исполняется 80 лет сталинскому указу о ликвидации Автономной республики немцев Поволжья и депортации из европейской части СССР около миллиона российских немцев.
Сегодня, в год 80-летия мы должны задать себе вопрос: что же изменилось в судьбе нашего народа в России за последние 30 лет, уже после их реабилитации в рамках закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года? И должны признать: ничего не изменилось.
Не менее 500.000 российских немцев по-прежнему остаются в местах сталинской депортации, зачастую там же, где для них в 40-50 годы были организованы лагеря и режим спецпоселения.
Роль правительства ФРГ, которое взяло на себя ответственность и участие в решении проблемы российских немцев, заключается не в её решении, а в умиротворении и нейтрализации проблемы. Главная цель немецкой стороны – это экономическое партнерство с РФ. А отношение к российским немцам такое же, как к немецким изгнанным в Германии – им всегда что-то обещают и ждут, когда уйдет из жизни поколение пострадавших.
Но немцы, изгнанные в годы Второй мировой войны из восточной Германии и стран восточной Европы, были практически внутренними переселенцами – они остались в своей языковой и культурной среде. Этого были лишены российские немцы, которые из своей Автономной республики на Волге и немецкоязычных районов компактного проживания, обжитых за полтора столетия, были распылены по огромной территории Сибири, Казахстана и Средней Азии, в другой культурной и языковой среде.
Мы можем сказать спасибо за помощь, которую правительство ФРГ оказывает сегодня общественным организациям российских немцев для поддержки языка и культуры, но без компактного проживания такая помощь на положение полумиллионной диаспоры никак не влияет. И представители Германии это прекрасно понимают. Это деньги на проводы в последний путь. Совершенно очевидно, что российских немцев приносят в жертву процветающему российско-германскому гешефту...
Немцы, депортированные из Поволжья в среднеазиатские республики, несмотря на реабилитацию, до сих пор лишены права на автоматическое возвращение им гражданства Российской Федерации, откуда их незаконно выселили в 1941 году. Обращение с просьбой поставить этот вопрос в повестку дня на очередном заседании российско-германской комиссии по вопросам российских немцев, направленное еще в январе 2020 г. Уполномоченному по делам переселенцев г-ну Б. Фабрициусу, остается без ответа.
Общее охлаждение в отношениях между Россией, Евросоюзом и Западом в целом, вызывает у российских немцев опасения в очередной раз стать политическими заложниками, что ведет к росту числа желающих из их среды выехать на историческую родину.
Правительство ФРГ заявляет, что ворота в Германию остаются открытыми, а немцы из республик бывшего СССР, как поздние переселенцы, являются самыми привилегированными из мигрантов и имеют право сразу получить германское гражданство. Однако, ворота в Германию открыты далеко не для всех российских немцев, которые всё ещё остаются в местах депортации.
Во-первых, права на прием в качестве поздних переселенцев лишены самые активные – молодые люди, рожденные после 31.12.1992 года, то есть все, кто младше 28 лет. А также все, чьи родители ранее не сдали языковой тест, а сегодня, когда это стало возможным, не могут его повторить по причине возраста или смерти. Среди оставшихся потомков российских немцев, таких большинство. Эти семьи, как правило, являются наиболее пострадавшими в годы репрессий, и передать родной язык им было просто некому. Вряд ли в истории человечества есть подобные примеры, когда жертв репрессий, прошедших через депортацию, лагеря, десятилетия спецпоселений и практически полное уничтожение национальной культуры, дополнительно, к совершённому против них этноциду, ещё раз наказывают, лишая права возвращения на историческую родину.
В 2020 году число заявлений на прием в Германию увеличилось на 7.000 семей и составило 20.000 семей, это примерно 60-80 тысяч человек. Получили статус позднего переселенца только 5 тысяч человек (менее 2.000 семей). Все те, кто по каким-то причинам получил отказ в приеме в качестве позднего переселенца, не имеют права даже на статус беженца, который в Германии ежегодно получают сотни тысяч выходцев из Азии и Африки. Что это, как не содействие политике этноцида и полной ассимиляции российских немцев в местах их ссылок и лагерей.
Поэтому сегодня, в год 80-летия депортации и начала репрессий по национальному признаку, российские немцы должны сделать вывод: если правительства России и Германии не сумели договориться или не хотят решать проблему репрессированного народа, остается один выход: пытаться привлечь внимание к этой проблеме структур Евросоюза. Трудно поверить, что Европа, которая так чувствительна к нарушению прав человека во всем мире, и открывает ворота в Европу для миллионов иммигрантов, может игнорировать и отказать в приеме части европейского народа, который 80 лет находится в сталинской ссылке!
Андрей Триллер
12.06.2021
repatria@gmx.de
Источник: http://rd-zeitung.eu/ru/russlanddeutsche-80-jahre-im-exil/
+ + +
Следует отметить, что в наше время насаждения в Европе постхристианской цивилизации, и особенно с новым витком "холодной войны" США и ЕС против РФ, репатриировавшиеся в Германию российские немцы проявили себя как наиболее консервативная и пророссийская часть немецкого населения. На эту тему было опубликовано несколько статей на нашем сайте, последняя:
31.3.2021. М.В. Назаров. Российские немцы ‒ кто они? Для себя и для нас.
Однако демократические СМИ в РФ и неосоветская внешняя политика РФ, вторя западной либеральной пропаганде, называют этих консервативных пророссийских немцев "ультраправыми", "реваншистами" и т.п. (См. беседу М.В. Назарова с с известным деятелем российских немцев в Германии Генрихом Даубом, главным редактором журнала "Ost-West-Panarama", активным деятелем "Национально-Консервативного движения немцев из России" – Die National-Konservative Bewegung der Deutschen aus Russland.)
Так получилось, что я живу в бывшем административном центре одного из кантонов Республики немцев Поволжья. Этот кантон самый южный, пограничный. Не знаю где как, у нас после реабилитации в 50-е 60-е гг., сюда вернулось много немцев, конечно далеко не все, но много. В 90-е и первую половину 2000-х начался массовый отъезд их в Германию. Уехали не все, их и сейчас еще заметное число, 2 фермера у нас - немцы, кстати и сам глава администрации - немец. Также был замечен, хоть и очень малый, поток возвращенцев обратно. До середины 2000-х в лютеранском молельном доме собирались старушки, пели псалмы (у них ведь нет богослужений как таковых). Вот пастора не было. А раньше была посреди поселка огромная кирха, взорвали коммунисты.
Как-то попалась мне в руки справка за 1940г., кто-то на тетрадном листе составлял сравнительную таблицу, какие производства имелись в кантоне на 1924г. кажется, в сравнении с 1940г. На 1 адм.центр и 13 сел имелось 1 речное училище в центре, 8 кирпичных заводиков, текстильная фабрика, имевшая 7 цехов, разбросанных по селам, 2 или 3 конных завода, несколько мельниц, причем это 3-х этажные здания, маслобойни, сыроварни, коптильни практически в каждом селе. Выращивали много табака. Было производство рыболовных сетей.
Да, ниже по речке была огромная мельница знаменитого Бореля (сам он жил в Саратове), держащего большую сеть таких мельниц. Большие залы с новейшим машинным оборудованием, внушительный элеватор. По тем временам передовое производство.
Так вот, на 1940г. коммунисты так нахозяйствовали, что из всего этого в 1940г. по этой справке осталась едва ли 1 десятая часть.
В Гражданскую край серьезно пострадал, но особенно в голоде 33-34 гг. Ну а дальше их добила депортация. В результате исчезали некоторые села целиком, в одном с 6000-м населением на сегодня 15 домов. Однако процесс был неравномерный, в 2-3 крупных селах на сегодня население почти сохранилось, хотя это уже русское население, видимо с связи с удачным расположением и быстрым замещением.
В общем, немцы испили все прелести коммунизма как и все - полной чашей до дна.