03.06.2022       14

ЗАЧЕМ ПИШУТ ВОСПОМИНАНИЯ?

М.В. Назаров «Русская идея» 

Зачем пишут воспоминания?

Вступление

Зачем люди пишут автобиографические книги, то есть воспоминания?

Прежде всего – как мемуаристы они вносят личный свидетельский вклад в понимание событий своего времени. Даже безхитростные честные воспоминания о своей жизни человека простого, никому не известного, могут оказаться важным документом эпохи. Таковы, например, многие воспоминания современников революции, гражданской войны, русских эмигрантов, раскулаченных и сосланных крестьян, катакомбных верующих, заключенных лагерей, участников советско-германской войны и "остовцев". Мне довелось прочесть немало таких документов времени, раскрывающих неугодную властям правду.

Для человека знаменитого и влиятельного причиной может быть желание внести точность в те исторические события, к которым он был причастен. Чтобы утвердить истинное их содержание и освещение. Или наоборот: чтобы исказить их суть, скрыть правду, обелить зло и выдать его за добро – в личных ли целях самооправдания, самовосхваления, или в клановых, или, так сказать, в "национальных".

При этом национальное часто понимается как эгоистичное приукрашивание своей нации, страны. У англичан есть соответствующая поговорка: "правильно ли она поступила или нет, но это моя страна", и поэтому надо "добродетельно" оправдывать все ее грехи и конфликты с соседями, даже захватнические войны и преступления, – и "непатриотично" писать о ней что-либо отрицательное, осуждающее или покаянное. Такие целенаправленные патриотические "воспоминания" могут ублажить самолюбие, личное или национальное, но не могут способствовать вынесению народом должных уроков из истории и нравственному совершенствованию своей нации. В иудейском кодексе "Шулхан арух" содержится даже прямое предписание «говорить о евреях только хорошее», ибо только это «угодно б-гу», а покаянно признать какое-либо преступление члена «народа б-жия» или его руководства – это не только национальное предательство и так называемая «самоненависть», но и «хула на б-га» (поскольку еврейский народ приравнен к б-гу).

Все мiровые энциклопедии и официальные государственные историографии в большой мере являются плодом таких "национально-патриотических" установок, и особенно – иудейской. (Весьма наглядно безуспешная борьба за правду в т.н. "еврейском вопросе" отражена в правке и откатах соответствующих статей "Википедии", в том числе размещенной там кем-то моей краткой биографии и истории "Письма 5000", из которых постарались сделать иллюстрации т.н. "антисемитизма".)

В романе Орвелла "1984" по этому поводу сказано: «Кто владеет настоящим, тот владеет прошлым, а кто владеет прошлым, тот владеет будущим». В советское время это было продемонстрировано наиболее топорно и откровенно цинично: «История – это политика, опрокинутая в прошлое» (советский академик М.Н. Покровский), то есть российское прошлое партия трактует так, чтобы оправдать свое разрушение его и свои преступления в настоящем.
Этому в СССР (и не только) служила и мемуарная литература.

Однако всё же главная причина – для чего писать воспоминания? – может быть связана с попыткой разобраться в своей жизни: что такое жизнь человека? Прежде всего это – лично нами ничем не заслуженный дар. Разве что у кого-то он может быть заслужен делами предков, с которыми мы связаны некими мистическими взаимосвязями в добре и зле, в ответственности за грехи и за их преодоление (примеры такой коллективной, соборной взаимосвязи и ответственности мы находим в Священном Писании, когда грехи отцов сказываются и на нераскаянных в этом потомках).

И за любой дар следует благодарить Дарителя. Ибо жизнь даруется Богом человеку не для удовлетворения его похотей и стремления к максимальному наслаждению мiрскими благами. Жизнь это также и задание – а выполнение этого задания и будет благодарностью Богу. В своей основе это задание одинаково для каждого человека: достойно пройти через жизнь в больном земном мiре с его злом, соблазнами, страданиями, опасностями, – чтобы войти в вечное Царство Божие. Вот оно и есть цель жизни и каждого человека, и должного соборно-национального государственного устройства. Но люди идут к этой цели из разных точек и разными путями, с разными препятствиями и обретенными знаниями, с разными талантами. (А часто и уходят от этой цели.)

С этой точки зрения, наверное, главный смысл воспоминаний человека должен состоять в том, чтобы вынести уроки из своей личной жизни, полезные не только для своего ответа перед Богом, но и другим: как я выполнял это задание Божие. Чтобы передать этот урок прежде всего своим детям и внукам – чтобы они во взрослом возрасте через жизнь предков могли бы лучше понять и свое место в мiре, не повторяли ошибок, использовали родительский опыт. (Судьба моих предков оказала огромное влияние на мое политическое и затем духовное становление.)

Однако тут есть одна проблема. Человек существо греховное, и в жизни всех людей, каждого человека было и много грехов и ошибок, которые влияли на его жизненный путь, на изломы и искривления его биографии. В сущности подлинная биография, записанная у Бога, большей частью состоит из наших грехов и их преодоления (если таковое достигалось). И приходится задуматься о том, как же следует писать воспоминания, насколько откровенно они должны отражать такое наше греховное состояние? Конечно, образцы этого нам даны в святотеческих творениях, например, "Житие Марии Египетской", рассказанное ею самою старцу на исповеди и через него переданное всем нам – для нашего вразумления и спасения. Но куда нам до святых... В сравнении с их высотой – что полезного мы можем сообщить о себе другим людям на примере публичного раскрытия своих грехов и слабостей, даже в их частичном преодолении так и не ставших ступеньками к праведности?

Мне кажется, что человеку грешному и далекому от святости покаянно выставлять свои сугубо личные грехи на публику не только неприятно для читателей, но и не следует – ибо они никого и ничему не научат. Для этого есть церковная исповедь, в которой мы каемся перед Богом, Который наши грехи правильно понимает и в должной мере "аннулирует" ("и остави нам грехи наши..."). Наши духовные пастыри не советуют вспоминать раскаянные грехи. А читатель воспоминаний – не Бог и не может справиться с такой задачей; эта "судебная функция" может ему пойти даже во вред. Кроме Высшего Судии, мои грехи никому не нужны; разве что моим идейным врагам, но они уже написали обо мне столько (приписывая мне и службу на КГБ и ЦРУ, и "национал-большевизм", и "совковость", и "антицерковность" и "магометанизм"), что на этом фоне мои действительные грехи даже им не пригодятся.

Трудность личной "исповедальной" литературы еще и в том, что жизнь наша не проходит в вакууме, она связана с многими другими людьми, в воспоминаниях неизбежно затрагиваются их поведение и их грехи, конфликты с ними, без чего было бы непонятно и поведение самого мемуариста. Этого мне тоже касаться не хотелось бы.

Поэтому в попытке писать свои воспоминания (если за это возьмусь) я могу лишь ограничиться осмыслением того, что мне было дано Господом и справился ли я с заданием. Какие ошибки у меня были на этом пути, начинавшемся в безбожное советское время. Это может послужить и как свидетельство об этой эпохе, ушедшей в прошлое, но всё еще отравляющей настоящее и на личном уровне у немалой части нашего народа, и на уровне государственном, и даже на церковном. Во всяком случае, надеюсь, это будет познавательно для моих детей.

Это должен быть самоанализ, критическое рассмотрение собственного духовного пути в его развитии. Быть может, это было бы мне по силам. В частности, в начале книги "Миссия русской эмиграции" я уже попробовал вкратце описать свое обращение от западничества к вере и национальному мiровоззрению, а в конце книги – свои безплодные попытки передать опыт русской эмиграции в российский постсоветский хаос, правда, с полезным результатом лично для себя: с более точным уразумением истекающего исторического времени и неисправимой сущности земного мiра, "во зле лежащего".

+ + +

Итак, я верю, что о каждом человеке у Бога есть Его замысел. Этот замысел, повторю, состоит прежде всего в том, что человек, созданный "по образу и подобию" Божию, предназначен для жизни с Богом в Царствии Божием – это цель его временной земной жизни. Иначе бы Бог не создавал человека как великое по полученным дарам безсмертное свободное существо, но ставшее своевольным и смертным. Достичь должной цели не так легко. Земной мiр – это непрерывная борьба сил добра и зла, от которой невозможно уклониться: в мiре нет нравственного вакуума. Поэтому о жизни каждого человека в таком сложном земном мiре, очевидно, должен быть у Бога и замысел ограниченного земного уровня: какое место в этом мiре лично он должен занять соответственно своим способностям и возможностям, чтобы достойно прожить земную жизнь и созреть для вхождения в Царствие Божие.

Кроме того, люди ‒ не автономные индивидуумы, а являются взаимосвязанными (в рождении и развитиии) членами соборного организма (нации, Церкви), поэтому замысел Божий о каждом человеке предусматривает ему и определенное место в коллективной (соборной) жизни своего народа и человечества, чтобы личные способности и усилия каждого помогали ближним и всем другим людям двигаться к общей для всех цели с определенной взаимной ответственностью в добре и зле. И поскольку падший "мiр во зле лежит", замысел Божий о земной жизни человека непременно учитывает эту особенность греховного мiра и предполагает противостояние мiровому злу, оборону от него как в личном плане (в том числе борьбу с личными грехами), так и в соборном деле, внося в него свой вклад. От одних своих чад Бог ждет духовно-молитвенной и пастырской обороны от зла, от других – искусной военной обороны, от третьих – государственно-управленческой, от четвертых – научно-исследовательской, врачебной, культурной, философской, от большинства – семейно-воспитательной, различного созидательно-трудового "материального обезпечения" жизни народа (евангельская Марфа), – и таких разных призваний у людей множество во всех профессиях, сословиях и состояниях.

Но человек создан свободным в своем поведении и далеко не всегда осознает Божий замысел о себе и следует ему. Особенно трудно это в нашем современном богоотступническом мiре, где ни семейное воспитание (в большинстве случаев уже атеистическое), ни школьное, ни общественные нравы и средства информации, ни государственная идеология и система образования – не помогают этому осознанию, а подавляют его. Человека сегодня рассматривают в лучшем случае как эгоистичного биологического индивидуума (либеральная демократия, впрочем всё более становящаяся тоталитарной и расчеловечивающей в построении Нового мiрового порядка), в худшем – как муравьиную трудящуюся биомассу (коммунизм). Фашизм (в своем "классическом" первоисточнике) пытался больше заботиться о здоровье и патриотической солидарности своей биомассы, возвысить ее над соседями и освятить ее статус до ранга высшей религиозной ценности. При этом и в демократии, и в коммунизме, и в фашизме легализуются разные виды греха как норма, что позволяет главному истоку зла, диаволу, манипулировать людскими душами, начиная с правителей. Если при этом отсутствует должная духовная власть, а есть лишь оправдательно-жреческая, потакающая властям, то познание человеком замысла Божия о себе возможно лишь с особенной Божией помощью. Ее нужно заслужить хотя бы неустанным ее поиском, пусть поначалу и не всегда правильным, и готовностью принять ее (вспоминается превращение Савла в Павла).

Конечно, у каждого человека есть и Ангел-хранитель, без которого мы все давно погибли бы (каждый может вспомнить смертельно опасные случаи в жизни). Но и Ангел, разумеется, не может нарушить нашу свободу воли. И можно предположить, что он больше помогает нам в еще малосознательном детстве и ищущей юности, но при всем желании не может помочь сознательному противлению взрослого человека.

Даже прямую Божию помощь далеко не все готовы принять, но Господь ее оказывает тем, кто о ней просит и готов к ней по своей воле: много таких людей мы видим в Евангелиях, вплоть до благоразумного разбойника, замысел Божий о котором исполнился в последнюю минуту его жизни. Всё хорошее, чего мы достигаем в своей жизни – это происходит благодаря высшей Божественной силе, предусмотревшей для нас в Своем обширном замысле такой индивидуальный путь. Это касается и благочестивого крестьянина, и талантливого художника или писателя, и мудрого правителя. Наша "заслуга" лишь в том, что мы ответно узнаем, познаем, принимаем этот путь как должный и стараемся следовать по нему (или не понимаем его и сопротивляемся, отвлекаемые кознями и соблазнами сатаны). В той или иной мере, раньше или позже, бывает и осознание должного "от обратного" (когда зло попускается для его разоблачения и преодоления) – иногда мы осознаем должное жертвенно и самозабвенно, иногда небрежно и с ленцой, согрешая по слабосильности нашей, но все-таки движемся в верном направлении, по крайней мере, уже не предавая его ради ложных соблазнов.

Самоанализ своей жизни в этих координатах борьбы сил добра и зла уместно предварить еще одним размышлением – о Всеведении Божием, что пригодится некоторым пессимистам. Господь Вечен и Безконечен, Он объемлет Своим знанием всё мiроздание в пространстве и времени от начала и до конца. Для человеческого ума непостижимо это Божественное всезнание того, что было и что будет, и как при этом не нарушается свобода воли человека, от которого зависит его будущее. Тот факт, что оно зависит от свободной воли человека, – несомненен, иначе бы человек не нес личной нравственной ответственности за свою судьбу, перекладывая вину на Самого Бога за то, что якобы Он изначально "предопределяет кого-то на спасение, а кого-то на грех и погибель". Именно в этом дерзко обвиняют Всеведущего Бога незрелые умы (описанные, в частности и Достоевским – вспомним "возвращение Богу билета в рай" из-за "слезинки ребенка"). А жидовствующие сектанты и талмудисты-каббалисты наоборот – обосновывают этим же "предопределением Божиим" свою изначальную, автоматическую и вечную "богоизбанность", не зависимую ни от их последующего отношения к Богу, ни от их отношения к Его противнику – диаволу. (См. об этом, например, в "Диспуте Назарова с Кацманом".)

Именно наша свобода воли делает нас нравственно ответственными и потенциально богоподобными личностями, хотя и умственно ограниченными в нашем временнóм пространстве. В отличие от Бога, мы находимся внутри времени и не способны посмотреть на свое время жизни извне. То есть нам не дано предвидение своей судьбы, которая хотя и известна Богу (и только Ему), но обусловлена нашим внутривременным выбором и духовным созреванием, неразрывно связанным с самим понятием времени как условия и среды для осуществления человеческой судьбы. Это непостижимое для нашего ума измерение мiроздания, в котором личная свобода воли человека непротиворечиво сочетается с замыслом Божиим о нас и Божественным всеведением. Бог и человек несоизмеримы по ведению об устройстве бытия, в котором все кажущиеся нам противоречия (в том числе действие сил зла в мiре) у Бога не являются антиномиями на Его онтологическом уровне, недоступном нашему уму.

В то же время несомненно, что нам дано ощутить и познать верное направление своей судьбы, определенное Божиим замыслом о нас. Если мы следуем ему – мы идем по пути к вечной жизни. Если не следуем – скользим по пути смерти, порою преждевременно умирая и в буквальном земном смысле. Понять Замысел Божий о себе, его осуществление, а также уклонения от него – вот в чем мне видится личный смысл должных воспоминаний как духовной истории своей жизни.

Замечу, что примерно такой же подход у меня вообще к работе историков, которые по своей профессии фактически должны создавать точные "научные воспоминания" и историософский анализ жизни своих народов, без субъективных предпочтений (что не всем удается). Согласно тематике моих книг меня часто называют историком, хотя я не историк, а искатель смысла истории и места в ней России и русского народа со всеми нашими достоинствами и грехами, которыми сатана не раз пользовался для ввержения нас в национальные катастрофы, особенно в ХХ веке – вот это желание прозреть и увлекает меня к поиску истины и заставляет писать и делиться своими размышлениями с другими в виде книг. В воспоминаниях я не стану повторять сделанные в них выводы, это как бы дополнительное описание трудного пути к ним.

С этой точки зрения работа историка должна в идеале заключаться не только в кропотливом собирании крупиц правды о прошлом, но и в его духовном, историософском осмыслении в плане Божественного замысла о земной истории человечества. Только в Его Замысле любое событие – революция, восстание, война, наводнение, землетрясение, эпидемия – приобретают свой должный смысл и взаимосвязь в общей ткани бытия. Так же и в личной жизни болезни, утраты и прочие несчастья, вероятно, на самом деле бывают лучшим из возможных выходов в сложившейся ситуации для цели нашего спасения, и потому личная Божия помощь для спасения отдельной человеческой души может быть оказана даже, например, солдату неправедной армии в неправедной войне за цели неправедных правителей, если он как политический невольник полагает душу "за други своя", жертвует собою ради других. (Это, в частности, к размышлениям о должном отношении православного историка к советско-германской войне 1941‒1945 гг., которую, конечно, никак нельзя считать "Великой Отечественной", а т.н. "победу над фашизмом" ради интересов антихристианской мiровой закулисы – нельзя считать русской победой и русским праздником, но при этом нельзя не уважать и память павших, и личный героизм огромного числа наших соотечественников-патриотов России. Причем – по обе стороны линии фронта...)

Итак, "мiр земной во зле лежит" – значит и во лжи. Без должных духовных знаний и зрелости отдельным человеком ложь распознается трудно, однако она существует виртуально, то есть не укоренена в бытии. Вся огромная постройка так называемой человеческой цивилизации – от лживых трактовок истории и роли в ней различных личностей до ежедневной сводки пропагандно лживых новостей влиятельных СМИ – это сатанинский обманный мираж, это ничто в глазах Бога. Подлинная реальность существует независимо от этого, она-то и есть подлинная история, даже если она большинству людей не известна или не доступна. То же самое относится и к истории жизни каждого отдельного человека. С той лишь разницей, что подлинная его биография самому человеку вполне известна – в смысле его поступков и проступков, достижений и падений, своих грехов и заслуг. Хотя часто и остается неосмысленной. Разобраться в этом, проследив свою жизнь изнутри, мне интересно и самому.

Разумеется, человеческая самооценка часто бывает субъективна и при всей искренности тоже далека от правды. Редко кому из пишущих мемуары удается полностью преодолеть склонность к самооправданию и приукрашиванию себя. Однако от Бога ничего нельзя скрыть и соответственно – невозможно извратить подлинную реальность мiра и своей жизни. Господу Богу жизнь каждого человека известна полностью и абсолютно точно – она будет предъявлена каждому из нас посмертно уже в виде Его оценки. Поэтому православный мемуарист должен избегать личного биографического многословия и стремиться максимально возможно приблизиться к этой духовной точности о себе, сознавая, что только она и есть подлинная реальность, наполняющая нашу жизнь подлинным и вечным смыслом. Всё остальное – тлен виртуального псевдобытия и сгорит вместе с грешной землей, канет в лету.

Так что, если я возьмусь писать свои воспоминания, они не будут подробным описанием всей ленты моей жизни – да и моя память многое утратила. Это будет картина моей жизни в ее основных этапах, написанная мазками, и она нужна мне как мое главное "произведение" – формирование самого себя. Никому другому, из живущих на земле, она не нужна в такой подробности. Хотя, вероятно, посмертно все наши индивидуальные биографии будут открыты для всех, ничего невозможно утаить (и это еще одна причина, чтобы не заниматься излишне подробными описаниями). Свои воспоминания мне в лучшем случае достаточно будет ограничить основными духовными вехами биографии, "реперными точками". Главное – чтобы определить их места в верной системе духовных координат.
А детям хотел бы также пояснить, в какое время мне пришлось родиться и жить.

МВН, 8 октября 2013 г.
(Кажется, получилось многословно, надо подсократить. Вообще все главы, размещаемые в последующие годы в этой теме форума, будут редактироваться по окончании всей работы.)
На РИ есть моя биография вкратце.

Далее (перенесено в 2022 году с уже год не работающего форума):
Зачем пишут воспоминания? Вступление
1. Мои предки - это корневая часть моей биографии
2. Для чего нам подарено детство: Макеевка Сталинской области и Бешпагир ‒ рай моего детства
3. Отрочество в Городе Креста
4. Техникумовская юность и начало трудовой деятельности
5. Арктика
6. Клетка МГПИИЯ и борьба с Машиной
1975: Москва ‒ Алжир ‒ Мюнхен. Опыт моей переводческой биографии
8. И вот он, свободный мiр: Европа...
9. Мой настоящий "университет" и служба в "ордене" НТС
10. Снова Мюнхен в годы "перестройки": как готовилась "Миссия русской эмиграции" в войне "западников" и "почвенников"
11. НТС и "Российско-американская революция": Август 1991 года.
12. В России после 17 лет эмиграции: другая Москва, другой я и другой НТС
13. "Российско-американская революция" ‒ осень 1993: мы с НТС по разные стороны фронта
14. Как я участвовал в российской "политике" (1993‒1995)
15. Бои на внутрипатриотическом фронте и начало издательства "Русская идея"

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250969111

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 14 комментариев
  1. Виталий Даренский:

    Уважаемый Михаил Викторович, пишите все и как можно подробнее! Это будет очень важный документ эпохи, а главное - правильный православный взгляд на неё, который сейчас почти уже ни у кого не найдешь. Помоги Вам Бог в этом важнейшем труде!

  2. blank Василий Калинин:

    Помоги Господь, Михаил Викторович Вам написать воспоминания о вашей жизни и прошедшей эпохе. Уверен, что это будет очень ценно для будущих поколений. Также желаю Вам долгих лет жизни и продолжения оперативной оценки текущих событий.

  3. blank Алексей П.:

    Благодарю, Михаил Викторович! С большим интересом прочел Ваши размышления, не только глубокие по смыслу сами по себе, но и поданные хорошим русским языком, ясным слогом. Как, впрочем, и всегда.

  4. blank Хенк Дорпманс:

    Воспоминания МВН будут ценным источником для изучения истории России XX века и первой четверти XXl века.

  5. blank Сергей Аристов:

    Большинство литературно-художественных произведений основаны на личных, как угодно: воспоминаниях, переживаниях, личном участие в том или ином событии.
    Я это вот к чему.
    От тиража изданных моих книг у меня осталось около двух десятков шт. На подарки.
    Дарить кому попало не хочу. Если у вас есть в Москве кому подарить - лично подвезу. Жанр - самоирония. Посмотреть их можно в ин-те: "Хотел как лучше". "Автобиографический апокалипсис", "Эссе из воспоминаний". Именно как подарок. Никаких денег. Кое-что из ваших публикаций мне очень дороги, поэтому и предлагаю.

  6. blank Александр Луганск:

    Анализ жизни, т.е. Воспоминания и личные переживания, как правило мало кому интересны.
    Интересен синтез - это те идеи, которые иногда возникают из анализа
    Если не возникают идеи, пусть будет анализ. Я так понимаю, выдающийся анализ выдаст кучу выдающихся идей.
    Но изначальные аксиомы для будущих идей туманны и непоследовательны.
    Бог благ, а не справедлив и честен для иудеев. И благие намерения здесь совершенно ни при чём.
    Долги наши остаются с нами до скончания века. Ими можно разменяться с должниками нашими, но не "простили и забыли".
    Всё не так просто.

  7. Александр Луганск, а как называется Ваше вероисповедание?

  8. blank Александр Луганск:

    МВН, это называется Отче наш. Молитва такая про долги))

  9. Александр, видимо, Вы крупный высокоумный богослов. Однако в молитве "Отче наш" нет Вашего утверждения, что "Долги наши остаются с нами до скончания века" - иначе зачем было бы просить об их оставлении? И вообще эта молитва не только и не столько "про долги". Я спросил Вас о названии Вашего вероисповедания, в котором "изначальные аксиомы для будущих идей туманны и непоследовательны". Тем более сейчас повторяю свой вопрос, потому что эту молитву используют все конфессии и секты, называющие себя "христианскими", даже если таковыми не являются.

  10. blank АЛЕКСАНДР ЛУГАНСК:

    Михаил Викторович, строго говоря, и среди православных есть немало разных течений. И даже течений в течениях. "Всепрощальщики" - это разновидность либерального православия, где исповедуют "Богом данную нам свободу". В своем утверждении о "долгах" я логически исхожу из того факта, что первым на Небеса попал разбойник, который не просил простить его, но согласился с тем, что долги нужно отдавать. Другие подтвержденные факты мне неизвестны. Есть Заповеди блаженства, но это другой путь, не для всех.

  11. Александр. Разбойник на кресте покаялся, признав, что его казнят по заслугам, и такое покаяние Господь превращает в прощение. "Всепрощальщики" как "разновидность либерального православия" тут совершенно не при чем. И свобода нам, грешным, дана Богом для осознанного выбора между добром и злом, в том числе и для покаяния и исправления и преодоления грехов. Ваше же мнение по сути означает безполезность таинства исповеди. Вы когда-либо участвовали в таком таинстве?
    И также насчет того, что "среди православных есть немало разных течений. И даже течений в течениях" - могут быть национальные различия между поместными церквами, но не богословские.

  12. blank Александр Луганск:

    Я уже понял, зачем пишут мемуары. Это чтобы можно было открыть свою книжечку и зачитать двадцатилетней давности свой ответ на любой вопрос.

  13. blank Александр Луганск:

    Русские солдаты не выкалывают глаза врагам, не отрезают им яйца, а просто пустил пулю в лоб, чтобы поставить точку. И всё.
    И не оглядываются.
    Причина мне понятна - пусть наказывает Бог. А любое наше наказание - это оправдание врага перед Ним.
    Но Вам, МВН, похоже, этого уже не понять.

  14. Чего мне не понять - так это смысл и цель Ваших назиданий, Александр. И при этом Вы не отвечаете на задаваемые Вам вопросы. Тогда давайте прекратим наш высокоумный богословский диалог, тем более что мы не богословы.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 22.04.2024 в 07:46 на Судьба офицераПотрясающие строки Игоря Ивановича! Начав читать стихотворение, подумал было, что оно написано век тому назад.
  • МВН 22.04.2024 в 07:41 на Судьба офицераВопрос Вопросыч. Вы невнимательны и не сходится у Вас. В тексте сказано, что под управление компрадорских кураторов-миротворцев попало народное Новороссийское восстание, а
  • Вопрос Вопросыч 22.04.2024 в 06:55 на Судьба офицера"Те компрадорские кураторы-миротворцы, которые удушили народное Новороссийское восстание..." - так как же такое возможно, что самый патритоичный, самый-самый русский белый офицер Игорь
  • Александр Турик 22.04.2024 в 06:42 на Судьба офицераМногие до сих пор не понимают, в чем причина гонений на Стрелкова, начиная с Донбасса. А это именно то, что Стрелков в
  • Виталий 21.04.2024 в 16:31 на Постановление Басманной межрайонной прокуратуры от 24.06.2005РПЦ далеко от русской темы. Священники избегают обсуждения этих вопросов.

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.