26.08.1812 (8.09). - Бородинская битва
Смысл Бородинской битвы
12 июня 1812 г. Наполеон с 600-тысячным войском, составленным из армий разных стран, без объявления войны вступил на российскую землю. Командующий 1-й Западной русской армией ген. Барклай де Толли, понимая, что 200 тысяч русских воинов не в силах сдержать натиск такого врага, принял решение отходить вглубь страны, проводя арьергардные бои под Витебском и в Смоленске. Армия Наполеона понесла ощутимые потери. Однако под давлением дворянского недовольства таким маневром, Император Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова. Но и Кутузов как опытный полководец продолжил тактику отступления. В военном отношении подобная тактика применялась не раз в истории войн и не считалась позорной, особенно, если было куда отступать.
Но... не для русских того времени. И Император, и армия, и народ требовали решающего сражения, тем более, что враг подошел к Москве. Все слои населения, понимая, что Господь за великие наши грехи послал на страну француза, объединились в патриотическом порыве, желая очиститься в покаянии-битве.
Кутузов, уступив такому общему настроению (вопреки своим стратегическим планам), согласился на генеральное сражение перед Москвой, которое произошло 26 августа в районе села Бородино (110 км к западу от Москвы). Армия Наполеона в битве имела 135 тысяч солдат при 587 пушках, русская регулярная армия – около 120 тысяч воинов при 640 пушках, а также до 10 тысяч казаков для неожиданных атак на неприятельские фланги (в нашем тылу находилось еще около 20 тысяч человек необученного ополчения, которые в самой битве не участвовали). Бои начались еще накануне, 24 августа, у деревни Шевардино, где русские передовые отряды задержали продвижение наполеоновской армии, дав основным силам создать укрепления на Бородинском поле.
Сражение началось в праздник Сретения Владимірской иконы Божией Матери. В этот день 26 августа св. икона Владимірская была обнесена вокруг Белого города, Китай-города и стен кремлевских вместе с Её иконами Иверской и Смоленской. Смоленская икона также прибыла на поле боя, где накануне вся армия долгой чередой шла Ей на поклонение. Сознавая свои грехи, русские испрашивали Её защиты и полагались на Божию волю... Для битвы солдаты надевали чистые рубахи, готовясь принять смерть. Офицеры шли в бой в парадных мундирах, при всех орденах. Поразительная готовность к самопожертвованию, как и у предков в Куликовской битве, была очевидна и в нижних чинах, и у блестящих аристократов (так, генерал Барклай де Толли сражался в первых рядах в самых опасных местах, сознательно ища смерти, и лишь чудом остался жив), и у военного духовенства, которые будто совершали совместное священнодействие.
Для французов же это было очередное завоевательное сражение, каких уже насчитывалось многие десятки по всей Европе. На рассвете 26 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием, схватки шли за каждое укрепление, переходившее из рук в руки. Ценой огромных потерь французы кратковременно потеснили русские войска, но решающего успеха не получили. По состоянию на 18 часов русская армия по-прежнему прочно располагалась на бородинской позиции. Наполеон, как правило, вводил в сражение гвардию в самый последний момент, когда победа была подготовлена другими его войсками и когда нужно было нанести по неприятелю последний удар. Однако, оценивая обстановку к концу Бородинского сражения, Наполеон не видел признаков победы, поэтому не использовал своего решающего резерва. Вечером французы были вынуждены отойти на исходные позиции.
Наполеон, столкнувшийся с невиданной им ранее жертвенной стойкостью противника, был в подавленном и тревожном расположении духа, как о том свидетельствовал его адъютант Арман Коленкур. Позже Наполеон признал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Положение после битвы выглядело ничейным. Впрочем, русская армия свою задачу выполнила: противник не прошел дальше и не сломил ее, и даже был этим слегка деморализован в своем высокомерии. Однако Кутузов, сознавая огромное число русских потерь (более трети армии) и наличие резерва у французов, счел, что возобновление битвы грозит поражением, и в ночь с 26 на 27 августа приказал войскам отойти за Можайск с тем, чтобы сохранить армию для следующих сражений.
Бородинская битва до сих пор остается самой кровопролитной в истории европейских войн. На главном монументе в память битвы, возведённом в 1839 г., указаны следующие потери убитыми и ранеными: у русских – 45 тысяч, у французов – 58 тысяч (на самом деле у французов они скорее составляли около 30-40 тысяч). Таким образом, Бородинское поле – это огромный жертвенный алтарь с памятными знаками на тех местах, где стояли насмерть русские полки. На нем вдовой погибшего генерала Александра Тучкова Маргаритой Тучковой был основан Спасо-Бородинский женский монастырь.
Поскольку Кутузов отказался от возобновления сражения за Москву и сдал ее, считая более важным сохранить боеспособность армии, у французов эта "битва под Москвой" считается победой, за которую маршал Ней получил титул "князя Московского". Для русских же территориальное отступление было не принципиально, смысл битвы они видели в ином. Важно было то, что они смогли оправдаться перед Богом в защите Святой Руси, проявляя необычайные чудеса храбрости; и хотя положили на поле боя почти половину армии и отдали Москву (считая это Господней волей, не подвластной людям), почувствовали себя вновь великим народом, достойным своих славных предков. Они сразились со всей "цивилизованной Европой", устроившей тут же конюшни в кремлевских соборах, и победили ее не силой, а нравственно. Для Наполеона Бородино было очередной битвой. Для русских – возможность искупить свою вину перед Богом и стать снова единым народом-богоносцем.
На Бородинском поле был предрешен исход Отечественной войны. Поэтому в российской военной и народной традиции Бородинское сражение осталось не как отступление перед неприятелем, а как жертвенный героический подвиг Русского христианского воинства в защите Родины.
"Недаром помнит вся Россия про день Бородина!".
См. также другие статьи об Отечественной войне 1812 года:
- Переход войск Наполеона ночью через р. Неман. Начало Отечественной войны
- Вступление Наполеона в Москву. Пожар Москвы
- М.И. Кутузов
- 25 декабря 1812 года Александр I издал Манифест, извещающий об изгнании наполеоновских войск из пределов Отечества. В сей день ежегодно совершалось воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году.
- Торжественный въезд Императора Александра I в Париж. Духовное торжество России в сердце Франции.
Это было 199 лет назад...
Очень интересно читать.Словно попадаешь в то время.
очень понравилось
Если кому интересно, ещё статью нашёл про Бородинскую битву ,ну очент большую :sm25:
http://military-journal.com/index.php/2011-04-26-11-33-40/270-2012-03-25-15-25-52
Понравилось очень
Возникла дискуссия о "ненужности" Бородинской битвы: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=71&t=3000
Нас не устают упрекать в "неправильной" датировке дат календаря "Святая Русь" по новому стилю. В частности утверждают, что Бородинская битва была не 8-го, а 7 сентября 1812 года н.ст. Это дата с точки зрения Наполеона и тогдашних европейцев, живших по григорианскому календарю. А для русских сражение началось 26 августа по православному календарю - в праздник Сретения Владимірской иконы Божией Матери.
В нынешнем 2012 году 200-летие битвы также следует отмечать в этот праздник Сретения 26 августа, который теперь приходится на 8 сентября н.ст. Иначе, если ее отмечать 7 сентября (т.е. 25 августа) битва лишается этого важного духовного ориентира, важного и для тогдашних воинов, не случайно выбравших этот день для битвы, и для нас, почитающих их подвиг.
Очень интересно читать, особенно если вначале почитать писателя Башилова(писал в эмиграции), о роле Кутузова (почему граф Ростопчин обвинял Кутузова в адмирала Чичагова и др.). Такое ощущение, что автор статьи пользуется материалами разрешенными к печати Главлитом СССР. Даже не удосужились прочесть официальные юбилейные издания Российской Империи по поводу 100-летия войны 1812 года. Я думаю Император Николай II, был ознакомлен с данными изданиями. А в этих изданиях сделан анализ действий многих полководцев с точки зрения ситуации (и почему был назначен Кутузов и почему были им и другими допущены ошибки), Башилов тоже с точки зрения Православия так же анализирует действия русских полководцев в этой войне.
очень интересно мне поставили за доклад 5
спасибо
В последнее время появилось достаточно много материалов, подвергающих серьёзному пересмотру историю наполеоновского нашествия. Понятно, что вопрос нравственного смысла Отечественной войны так же может подвергнуться определённой трансформации. Нельзя отмахиваться от новых фактов. Развитие всякой идеологии и состоит в том, чтобы встраивать в свою идеологическую систему новые факты, новые открытия, новые события, отыскивая в этом тот духовный смысл, который не расходился бы с основными положениями имеющейся идеологии, а служил бы ещё большему её укреплению и обоснованию.
https://radosvet.net/15333-gibel-tartarii.html ещё:
https://radosvet.net/15327-yadernyy-udar-po-moskve-ili-chto-proizoshlo-200-let-nazad.html