02.03.2008       0

Манифест Императора Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи


17.02.1810 (2.03 в 2019 г.). – Манифест Императора Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи

Герб абхазских князей

Герб абхазских князей

Территория Абхазии, заселенная племенами абхазо-адыгской языковой группы (позже их стали называть черкесами), хорошо известна в древнейшей истории. Во второй половине I тысячелетия до Р.Х. греками там были основаны портовые города-колонии: Диоскуриада на месте нынешнего Сухума, Гиэнос – на месте Очамчиры, Питиунт – на месте Пицунды). В то же время в окрестностях греческих городов часто встречаются конские захоронения с уздечными наборами, характеризующими скифскую культуру Прикубанья.

Расцвет греческих колоний на территории современной Абхазии пришелся на III-I века до Р.Х. В конце II – начале I вв. до Р.Х. в городе разместился опорный пункт понтийского царя Митридата VI Евпатора. После его поражения в войнах с Римом, в прибрежных районах Абхазии укрепляются римляне. В 65 г. они в Диоскуриаде устраивают крепость Себастополис. В это время начали складываться и местные племенные образования (княжества Санигия, Абазгия, Апсилия, Мисиминия) апсилов, абазгов и с политической и культурной ориентацией на Рим.

Вполне правдоподобны устные предания абхазов и осетин, повествующие о проповеди св. апостола Андрея Первозванного в этих землях, прилегающих к Черному морю, что подтверждается свидетельствами таких древних авторов, как Евсевий Памфил Кесарийский, Ориген, св. Дорофей, епископ Тирский, епископ Епифаний Кипрский, Сафроиий, Праксейс, Никита Пафлогонянин, иерусалимский иеромонах Епифаний. Оттуда апостол затем пришел в Крым.

В IV–VI вв. Абхазия естественно вошла в состав православной Византийской империи. Ведущая роль в христианизации абхазских племен принадлежит греческим городам ‒ Питиунту (на месте Пицунды) и Боспору на берегах Керченского пролива. Согласно античным географам, в I в. азиатскую часть Боспорского царства, восточный берег Меотиды и Таманский полуостров, населяли предки абхазо-адыгских народов. В V-VI вв. по обе стороны от Керченского пролива, в городах Боспоре, Тиритаке, Китее, Гермонассе, начинается сооружение христианских базилик. В начале VI в. при помощи Боспорской епископии появляется епископская кафедра на Таманском полустрове: подпись Иоанна, епи­скопа Фанагории, стоит под актами Константинопольского синода 519 г.

Часть племен на территории будущей Абхазии еще ранее, вместе с грузинами, приняли христианство, но в IV веке оно утвердилось в качестве государственной религии, когда из Константинополя был прислан епископ и в Питиунте была основана христианская община : Питиунтский епископ Стратофил участвовал в I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее. Археологическая группа под руководством Л.Г. Хрушковой в течение нескольких лет вела раскопки в Восточном Причерноморье. В Пицунде, Цандрипше, Сухуми и других населенных пунктах Абхазии были обнаружены и исследованы раннехристианские памятники, датируемые IV-VI вв. На средства Императора Юстиниана I на рубеже 30-40-х гг. VI в. была построена первая базилика Богородицы в Цандрипше. Постройку этого храма историки связывают с учреждением Абасгийской епархии.

В VI веке на территории Северо-Восточного Причерноморья столкнулись интересы двух крупнейших держав того времени – Ирана и Византии. Борьба шла с переменным успехом, поскольку и местная знать склонялась то к одним, то к другим. В 550 г. абасги выступили против византийцев (и потерпели поражение). Однако в 623 г. абасги участвовали в закавказских походах императора Ираклия I, избравшего Колхиду в качестве опорной базы для окончательного вытеснения персов из этих областей. В этот период была возведена Анакопийская крепость – крупнейшее оборонительное сооружение на кавказском берегу Черного моря, включавшее в себя крепость абасгов Трахеи. Правящие династии Абасгии стали тесно связаны с Византией династическими, церковными и политическими узами.

В конце VII века в Западное Закавказье вторглись арабы, с которыми византийцы долго не могли справиться. В 737 г. в Анакопии произошло решающее победное сражение с арабами, которое сыграло важную роль в истории Восточного Причерноморья. Однако полностью из этих земель арабов изгнали только в середине IX века.

С VI века началось формирование Абхазского царства со столицей в Лыхны, расцветшего при Леоне I (VII в.) и добившегося независимости от Византии и Халифата в VIII веке при Леоне II. Фактически в состав Абхазского царства тогда входила не только Абхазия, но и Западная Грузия. Основное население составляли абхазы, а также рачинцы, гурийцы, имеретинцы, мегрелы, сваны и другие грузинские племена; было много армян. Столица первоначально находилась в Анакопии (ныне Новый Афон), а в 806 г. переместилась в Кутаиси.

В конце XI в. к византийскому влиянию добавляется соседство древнерусского княже­ства Тмутаракань. Тмутараканский князь Олег Святославович поощрял дружественные контакты между представителями Русской Церкви и северокавказскими народами, известными в древнерусских летописях под именем касогов. Но ордынский разгром Руси пресек это развитие.

После сокрушения турками Византии, во второй половине XVI века турки-османы стали господствовать в Причерноморье и совершили ряд военных походов на территорию Северного Кавказа: в 1475, 1479-80 гг. Усилилась зависимость Абхазии и Западной Грузии от Османской империи, построившей на берегу Черного моря многочисленные укрепления – Сухум-Кале (будущий Сухум), Поти, Анапу и др. С этого времени начинаются попытки турецкой исламизации северокавказских народов. Значительная часть населения Абхазии была принудительно обращена в ислам; сопротивление абхазов выражалось в многочисленных антитурецких восстаниях (1725, 1733, 1771, 1806 и др.). Ислам проникал на северокавказские земли и с востока после принятия в 1312 г. в Золотой Орде ислама как государственной религии во время прав­ления хана Узбека.

Как отмечает адыгский историк Р. Трахо, «с середины XVI в. Черкесия [т.е. северокавказские народы] вступает в решающую эпоху своей истории: христианские, окруженные вместе с Грузией со всех сторон мусульманским тюрко-монгольским миром, обе страны ищут союза с Москвой и устанавливают дружеские отношения с ней». В 1560-х гг. кабардинские и черкесские князья входят под покровительство московского Царя Иоанна IV. Но к началу XVIII в. исламизация Северного Кавказа доминирует. Кабардинский историк Ш. Ногмов писал: «По приказанию турецкого султана крымские ханы Девлет-Гирей и Хаз-Гирей распространяли магометанскую веру огнем и мечом. В эту эпоху многие шогены [священники] были убиты, книги их сожжены и пастырские жезлы их расхищены и брошены с презрением, отчего произошла следующая поговорка: “Чтоб твое имущество было расхищено, как расхищены были шогенские жезлы”»...

Тем не менее, по мере успешных войн России с турками и ее возвращения к Черному морю, с конца XVIII века абхазские князья вместе с армянами и грузинами (Георгиевский трактат 1783 г., добровольное вхождение в Империю в 1801 г.) искали в России защиты от иранского и турецкого натиска. На Дунае и в Бессарабии началась очередная русско-турецкая война 1806–1812 гг., военные действия шли и на Кавказе. Абхазский князь Келешбей, в 1803 г. просившийся в российское подданство, был убит в 1808 г. в результате протурецкого заговора. Его сын Сафарбей (Георгий) в 1809 г. подавил сторонников Турции и обратился к русскому Царю с просьбой о покровительстве. Просьба была удовлетворена: 17 февраля 1810 г. был издан Манифест Императора Александра I о присоединении Абхазского княжества.

В том же году 19.июня на верность России присягнул князь Гурийского княжества, расположенного южнее на черноморском побережье. Примерно до XV века Гурия формально признавала зависимость от Имеретинского царства, но в ходе политического распада Грузинского царства Гурия приобрела относительную независимость. Гурийские монархи оказывали помощь Трапезундской империи в обороне от турок (она была сокрушена турками в 1461 г.). Последний трапезундский Император Давид Великий Комнин выдал за гурийского князя Мамию свою дочь, в которой текла кровь нескольких десятков византийских Императоров. В состав Гурийского княжества на юге входила также Ачара (Аджария) с городом Батуми. В XV–XVIII вв. правители Гурийского княжества с переменным успехом вели борьбу с Османской империей за эти свои южные провинции, но они были завоеваны турками. После присоединения Грузии к России (1801) между Российской империей и гурийским князем Мамией V 19 июня 1810 г. был заключён договор, согласно которому Гурийское княжество переходило под российский протекторат и объявлялось самоуправляющимся владением. (В 1828 г. во время правления последнего князя Давида Гуриели автономия княжества была окончательно упразднена.)

В 1812 г. завершилась война с Турцией, согласно Бухарестскому мирному договору к России официально отошли Сухум и все побережье Абхазии. Однако Россия в эти годы стремилась закрепить за собой лишь военно-стратегические пункты и фактически не вмешивалась в местный феодальный уклад жизни. По-прежнему самоуправляющимися оставались вольные общества горной Абхазии – Псху, Дал, Цабал и др. Периодически возникали волнения мелких князьков, подстрекаемых турками и англичанами. В связи с этим графом Паскевичем был разработан план "Абхазской экспедиции", утвержденный Императором Николаем I, чтобы обезопасить сухопутное сообщение от Поти до Анапы. Укрепления Гагра, Пицунда, Бамбора, Мрамба (у Цебельды), крепость Сухум и военные посты Дранда, Квитаул (Кутол), Илори составили третье отделение Черноморской береговой линии. С усилением русского присутствия усиливалась и власть местного владетеля князя Михаила Шервашидзе, который прочно обосновался в Лыхны. Тем не менее, инспирируемое турками повстанческое движение в Абхазии продолжалось еще долго.

В годы Крымской войны (1853–1856) турецкий военачальник Омар-паша с многотысячной армией в октябре 1855 г. высадился в Сухуме и двинулся в направлении р. Ингур, где 25 октября 1855 г. произошло большое сражение. Со стороны России здесь действовал Гурийский отряд под командованием князя Багратиона-Мухранского. В этом отряде вместе с русскими и грузинами сражались и офицеры-абхазы. Одержав победу в Ингурской битве, турки заняли Абхазию и Мегрелию, чтобы отвлечь русскую армию от осады Карса. Однако наместник Н.Н. Муравьев перегруппировал силы и весной 1856 г. изгнал турок из Абхазии.

В Крымскую войну против России на стороне Турции включились и горцы Кавказа. После покорения Восточного Кавказа, которое завершилось в августе 1859 г. пленением Шамиля в Дагестане, горцы Западного Кавказа еще пять лет продолжали сопротивление при поддержке Англии, Франции и Турции. Деятельное участие в этом принимали польские революционеры, которые одновременно со своим восстанием (1863-1864) намеревались поднять абхазо-черкесское восстание против Российской империи. 21 мая 1864 г. Россия торжествовала победу в Кавказской войне парадом на Красной Поляне – в абхазском урочище Губаадвы, в верховьях р. Мзымта. В подавлении последних очагов сопротивления на Кавказе большую роль сыграли и грузинские ополчения – верные и благодарные служители русского государства.

Абхазский князь Михаил Шервашидзе за заслуги перед Россией получил чин генерал-лейтенанта и имел большое влияние на горцев Северо-Западного Кавказа – садзов, убыхов, шапсугов, абадзехов. Однако после отмеченных антироссийских волнений он потерял доверие Царя. В июне 1864 г. Царь упразднил Абхазское княжество. В ноябре 1864 г. уже больной князь Михаил был сослан сначала в Ставрополь, затем в Ростов и на постоянное жительство в Воронеж, где в 1866 г., скончался. Тело его перевезли в Абхазию и погребли в древнем Моквском соборе близ Очамчиры.

Так выступление горцев в Крымской войне против России принесло Абхазии утрату княжеского самоуправления. Почти полностью выселились в Турцию убыхи (до 45 тыс. чел.) и садзы (20 тыс.). Территория Абхазии во второй половине XIX в. стала постепенно заселяться соседями: грузинами, армянами, русскими и греками – таков там и по сей день смешанный национальный состав населения. Но русское влияние проявилось прежде всего в том, что к 1917 г. Сухумский округ обладал развитой экономикой и инфраструктурой.

С разрушением Российской империи в 1917 г. дальнейший статус Абхазии многократно менялся сменявшими друг друга нелегитимными властями.

Сразу после Февральской революции власть в Сухумском округе оказалась в руках грузинских социал-демократов (меньшевиков). В марте 1918 г. большевики путем вооружённого восстания провозгласили советскую власть в округе, но в мае в Сухум вошли войска Закавказского сейма и Cухумский округ был включен в состав самопровозглашенной Грузинской Демократической Республики. РСФСР признала Сухумский округ частью Грузии по советско-грузинскому Московскому мирному договору от 7 мая 1920 года.

Но уже 28 марта 1921 г. на территории Сухумского округа была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. 16 декабря 1921 г. ССР Абхазия на основании особого союзного договора вошла в состав Грузинской ССР, а через год, 13 декабря 1922 г., в составе Грузинской ССР стала частью Закавказской СФСР и 30 декабря того же года в составе ЗСФСР вошла в СССР.

1 апреля 1925 г. была принята первая конституция ССР Абхазии, состоящей в договоре с Грузинской ССР (в статье 3 конституции подчёркивался уникальный статус Абхазии в СССР – «ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с ССР Грузией, через неё входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику и в составе последней – в Союз Советских Социалистических Республик»). В 1931 г. этот статус был утрачен – Абхазия стала обычной автономной республикой (Абхазская АССР) в составе Грузинской ССР, которая входила в состав ЗСФСР. По Конституции СССР 1936 г. ЗСФСР была упразднена, и Грузинская ССР с Абхазской АССР и Аджарской АССР непосредственно вошла в состав СССР.

Когда Грузия весной 1991 г. объявила о выходе из Советского Союза, Абхазия изъявила желание остаться в СССР (большинство её населения участвовало в референдуме о сохранении СССР и не участвовало в референдуме о независимости Грузии).

Летом 1992 г. усилились разногласия между Абхазией и грузинским руководством: в ответ на решение Верховного Совета Грузии возвратиться к конституции Грузии 1921 г. Верховный Совет Абхазии объявил о восстановлении действия Конституции ССР Абхазии 1925 г., содержавшей указание на договорные отношения Абхазии и Грузии. Возник вооруженный конфликт, унесший жизни тысяч человек, множество грузин бежали из Абхазии. Мирное урегулирование было достигнуто при посредничестве России и ООН лишь в апреле 1994 г.

Независимость была провозглашена Верховным Советом Абхазии в новой конституции от 26 ноября 1994 г. и в Акте от 12 декабря 1999 г. согласно итогам предшествовавшего референдума. Независимость Абхазии не была признана ни Грузией, которая считает Абхазию частью грузинской территории, ни другими государствами-членами ООН, включая РФ. В 1995 г. парламент Абхазии обратился с предложением о вхождении республики в состав РФ и повторял эту просьбу не раз. В августе 2003 г. посол РФ в Грузии В. Чхиквишвили заявил об официальной позиции РФ в этом вопросе: «Россия не приемлет никакой возможности вхождения Абхазии в состав Российской Федерации в любом статусе».

Однако на основании прецедента с провозглашенной и признанной Западом независимостью сербского края Косово, в мае 2006 г. были проведены консультации российского МИДа с президентами Абхазии и Приднестровья. Было решено, что судьба их непризнанных государств также должна аналогичным образом определяться волей их населения на основе права на самоопределение. 18 октября 2006 г. Народное собрание Абхазии вновь обратилось к руководству РФ с просьбой признать независимость республики. В постановлении Народного собрания отмечалось, что «на сегодняшний день Абхазия обладает всеми необходимыми признаками и атрибутами суверенного государства, признаваемыми мировым сообществом, организация и деятельность которого соответствует всем критериям демократического, правового и социального государства, основанного на представительной демократии и разделении властей». «Принимая во внимание желание абсолютного большинства населения Абхазии связать свою судьбу с Россией, подтверждением чему является принятие гражданства Российской Федерации более чем 90 % жителей Абхазии», Народное собрание Абхазии просит руководство России установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

Но и это не дало результата. Отношение руководства РФ к проблеме Абхазии изменилось лишь в результате нападения Грузии в августе 2008 г. на территории Южной Осетии. Воспользовавшись этим, абхазские войска вернули себе верхнюю часть абхазского Кодорского ущелья, которую ранее заняла Грузия.

26 августа РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии, «учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 г. и другими основополагающими международными документами». Это решение вызвало резкое неприятие на Западе как "российская оккупация".

М.Н.

Христианские святыни Абхазии

На месте современного города Новый Афон претерпел, после проповеди Слова Божьего, мученическую кончину один из двенадцати апостолов Христовых – Симон Зилот или Кананит. Сохранилась пещера, где святой апостол жил, молился, откуда и выходил проповедовать о Христе.

В Новом Афоне находится основанный монахами святой горы Афон, построенный в XIX веке величественный монастырь, который именуется Новоафонский или Симоно-Кананитский. В монастыре пребывает чудотворная икона Божией Матери Избавительница, перенесенная с греческого Афона.

Южнее этого места, в Команах, в 407 г.  преставился сосланный в ссылку великий святитель Вселенской Церкви Иоанн Златоуст. В Команах сохранилась гробница, в которой находилось его нетленное тело 30 лет, до перенесения в Константинополь в 438 г. Там же, в Команах, находится место погребения святого мученика Василиска, который был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305—311) в 308 г.

В Команах находится и место третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

На восточной окраине г. Очамчира, в селе Илори, располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий Победоносец. По преданию на этом месте, в конце III века, располагалось воинское подразделение, во главе которого находился св. Георгий. Возле храма сохранился колодец, который выкопал сам св. Георгий.

Здесь упомянуты лишь самые основные святые места, которые посещаются православными паломниками, желающими соприкоснуться с этими и другими древними христианскими святынями, погрузиться в атмосферу богомыслия и молитвы.

Помещаемые ниже фотографии сделаны автором в 2007 г.

В пещере Симона Зилота или Кананита

В пещере Симона Зилота или Кананита

Гроб свт. Иоанна Златоуста в Команах

Гроб свт. Иоанна Златоуста в Команах

Ниже – фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах.

фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах

фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах

фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах

фотографии остатков древнего храма в память святого мученика Василиска и сооруженной рядом новой часовни на месте кончины свт. Иоанна Златоуста в Команах

Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе

Новоафонский монастырь: русская обитель на абхазской горе

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25030206

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.