21.07.2017       0

Первым королем Бельгии стал Леопольд I, генерал Русской армии. Национальный праздник Бельгии


21.7.1831. – На престол в новообразованном независимом Королевстве Бельгия взошел первый король Леопольд I, генерал Русской армии. Национальный праздник Бельгии.

Королевство Бельгия и Россия

Королевство Бельгия Название Бельгийского королевства происходит от кельтского племени белгов, населявших эту территорию две тысячи лет назад. В 54 до Р.Х. эти земли были завоеваны войсками Юлия Цезаря и были включены в Римскую империю как часть провинции Галлия. После падения Западной Римской империи в V веке Галлию завоевали германские племена франков. В Средние века территория Бельгии входила в состав Бургундского герцогства. В 1477–1556 гг. династический брак Марии Бургундской ввел бургундское владение в состав Священной Римской империи, затем Бельгия была под властью Испании, Нидерландов, с 1792 г. – революционной Франции.

Наконец, после поражения Наполеона согласно решению Венского конгресса 1815 г. освобожденная Бельгия вновь была включена в состав Нидерландов. Однако франкоязычное население и католическое духовенство были недовольны насильственным объединением с иноязычными протестантскими Нидерландами. 23 сентября 1830 г. вспыхнула бельгийская революция, в результате которой в ноябре состоялись выборы в Национальный конгресс, была принята Декларация о независимости Бельгии. В феврале 1831 г. Бельгия была провозглашена конституционной монархией во главе с собственным королем Леопольдом I. Впрочем, границы этого "буферного" (между германской и романской зонами влияния) Королевства были проведены несколько искусственно с включением голландскоязычной Фландрии (то ли уже тогда сказалось масонское стремление к смешению народов в единой Европе, то ли заложили мину замедленного действия?).

Первым королем Бельгии стал офицер Русской Императорской армии

На престол в новообразованном Королевстве Бельгия взошел первый король Леопольд I, генерал Русской армии. Национальный праздник Бельгии

Портрет Л. Саксен-Кобургского мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (С.-Петербург)

Леопольд I (16.12.1790–10.12.1865) происходил из рода владетельных герцогов Саксен-Кобургских. Его биография оказалась тесно связана с Россией. 28 марта 1799 г. в царствование Императора Павла I он поступил на русскую службу подполковником с зачислением в лейб-гвардии Измайловский полк. К этому времени он уже был в родстве с русским Императорским домом: его сестра Анна Феодоровна (Юлиана-Генриетта-Ульрика, герцогиня Саксен-Кобургская) в 1796 г. стала первой женой Наследника Константина Павловича, а сестра Антония была замужем за братом Императрицы Марии Феодоровны – герцогом Александром Вюртембергским (который затем также служил генералом Русской армии с 1800 г. по рекомендации А.В. Суворова). Императрица Мария Феодоровна покровительствовала всем своим европейским родственникам на русской службе.

В феврале 1801 г. Леопольд был переведен полковником в лейб-гвардии Конный полк, в мае 1803 г. получил чин генерал-майора. Участвовал в походе в Австрию в 1805 г. и находился в свите Императора Александра I при Аустерлице. В 1807 г. участвовал в сражениях под Гейльсбергом и Фридландом. Поскольку Россия и Франция заключили Тильзитский мирный договор (1807), в 1809 г. по настоянию Наполеона Леопольд оставил русскую службу и вернулся на родину.

Однако после нападения Наполеона на Россию Леопольд в 1813 г. снова поступил в Русскую армию и был назначен командиром лейб-гвардии Кирасирского полка, с которым отличился под Кульмом и был 9 сентября 1813 г. награждён орденом Св. Георгия 4-го класса "за отличия в сражениях с французами". За Лейпцигское сражение получил золотую шпагу с алмазами. В 1814 г. сражался под Бриенном, Лаоном, Фер-Шампенуазом и Парижем. В октября 1814 г. произведён в генерал-лейтенанты, в июне 1815 г. назначен командиром 1-й уланской дивизии.

19/31 марта 1814 г. Русская армии во главе с Императором Александром I вступила в Париж. «Я не помню более прекрасного мгновения в моей жизни, – говорил Леопольд, – чем то, когда входил победителем в этот город, где вел такое жалкое существование». Возвращенные к власти Бурбоны приняли Леопольда с большой любезностью. Камергеры и министры, которые некогда отказывали ему в протекции, теперь искали его знакомства, удивленные дружеским расположением, которое ему оказывал русский Император.

В середине июня 1815 г. Великая княгиня Екатерина Павловна (сестра Александра I) представила Леопольда принцессе Шарлотте, дочери принца Уэльского, старшего сына короля Георга III. Леопольд и Шарлотта полюбили друг друга. В 1816 г. Леопольд поселился в Англии, стал членом палаты лордов и генералом британской армии. Однако принцесса Шарлота скончалась в ноябре 1817 г. от осложнений при родах, и дальнейшая британская карьера Леопольда не состоялась.

В результате революции 1830 г. бельгийский Национальный конгресс проголосовал за конституционную монархию и 4 июня 1831 г. избрал Леопольда Саксен-Кобургского бельгийским королем большинством в 137 голосов против 48. 21 июля 1831 г. Король Леопольд I торжественно въехал на белом коне в столицу своего королевства – Брюссель и принес присягу на верность бельгийскому народу и конституции. Этот день в Бельгии считается главным национальным праздником.

Бельгийско-российские отношения имеют давнюю историю. Уже Киевская Русь (Новгород) торговала с городами Фландрии тысячу лет назад. Регулярные отношения с Австрийскими Нидерландами, в состав которых входила современная территория Бельгии, Россия стала развивать с начала XVIII века. В 1717 г. Царь Петр I посетил Нидерланды, в т.ч. Брюссель.

Официальные дипломатические отношения между независимым Королевством Бельгия и Россией установились в 1853 г. Однако во внешней политике Бельгия была вынуждена подчиняться мощным европейским соседям, идя в их фарватере, часто антирусском. В Бельгии так же, как и во Франции или Англии, свободно себя чувствовали "русские революционеры": Герцен, Бакунин и т.п. В Брюсселе помещалась штаб-квартира Международного социалистического бюро — постоянного исполнительно-информационного органа II Интернационала. Здесь же в 1903 г. Ленин проводил II съезд РСДРП, положивший начало большевизму как наиболее агрессивному социалистическому течению. В то же время бельгийские промышленники были весьма активны в России: в металлургии, машиностроении, транспорте. В 1913 г. в России действовали около 200 компаний с участием бельгийского капитала.

С началом Первой мiровой войны Германия, нарушив нейтралитет Бельгии, оккупировала ее, но бельгийский король отказался капитулировать и призвал бельгийцев к сопротивлению. Альберт I (84.1875–17.02.1934) стал главнокомандующим бельгийской армии, и до конца войны бельгийцы во главе с королем, несмотря на неравенство сил, удерживали небольшой плацдарм на своей территории между Северным морем и рекой Изер. Бельгийский город Ипр вошел в историю как место первого в истории войн использования боевого отравляющего газа (иприт был назван по имени этого города).

В связи с таким мужественным сопротивлением и жертвами в годы войны русское общество проявило к этой стране, маленькой союзнице России, огромные симпатии. Российский Император Николай II 5 сентября 1914 г. наградил короля Альберта I орденом св. Георгия 4-й степени, а в ноябре того же года пожаловал ему и 3-ю степень этого ордена. Симпатии к сражающейся Бельгии отразились в произведениях Л. Андреева, Блока, Северянина, Есенина. Идеализированный образ Бельгии как маленького народа, борющегося за свою свободу, популярность поэта-символиста Верхарна и писателя-философа Метерлинка (известного в России пьесой-притчей "Синяя птица" о поиске смысла бытия) – с тех пор всё это прочно утвердилось в русской культурной жизни.

Бельгийские офицеры находились также на русском фронте как представители Антанты, а на западном фронте храбро воевал Русский экспедиционный корпус (могилы этих русских воинов есть и во Франции, и в Бельгии). Этот аспект русско-бельгийской военной дружбы позже проявился и в судьбе русских белых офицеров в эмиграции, где они нашли помощь и политическую поддержку бельгийских братьев по оружию.

Русская эмиграция в Бельгии

Бельгия как монархия, наряду с православной Югославией, оказалась в Европе наиболее политически благоприятной для правой белой эмиграции на фоне демократических предательских союзниц России по Антанте, которые еще с 1917 г. тайно поддерживали большевиков в их войне против русского народа и с началом нэпа официально признали власть большевиков. Бельгийское королевское правительство не признавало СССР до 1935 г. В частности, по этой причине генерал Врангель с 1925 г. решил отстраивать свой тайный центр РОВСа в Брюсселе.

К 1932 г. в Бельгийском Королевстве насчитывалось около 10 тысяч русских. Молодые русские эмигранты получали стипендии для получения высшего образования в университетах, в самом старом (с 1425 г.) и известном Лувенском католическом университете имелось общежитие для русских студентов (также и благодаря кардиналу Мерсье, который руководствовался необходимостью мiрового сопротивления безбожному коммунизму и при этом не стремился к насаждению католичества – в отличие от политики Ватикана по отношению к русским беженцам). Позже молодыми эмигрантами был создан Союз русских, окончивших вузы в Бельгии, чтобы выдавать стипендии новым русским студентам, которые по окончании учебы возвращали эти деньги Союзу для следующего поколения учащихся. (С 1978 г. этот Союз под руководством В.Н. Котляревского получил право именоваться Королевским и стал престижной организацией.) Многие русские выпускники бельгийских вузов отблагодарили Королевство Бельгия своим вкладом ее науку и благосостояние (назовем, в частности лауреата Нобелевской премии по химии И. Пригожина, окончившего в 1941 г. Брюссельский университет).

Признание королевской Бельгией СССР произошло в 1935 г. лишь после трагической гибели короля Альберта I (1934 г.). Тем не менее в Бельгии и в новый период, в отличие от Франции, не было т.н. "народных фронтов" (в которых масоны и коммунисты объединились против триумфального шествия фашизма), поэтому значительная часть правой русской эмиграции (в т.ч. журнал "Часовой"), вынужденная в 1936-1938 гг. покинуть красно-масонскую Францию, устремилась в Бельгийское Королевство. Правда, многие перебрались и в Германию, но Бельгия как монархия была ближе именно монархистам, к тому же не доверявшим нацистскому автору "Майн Кампфа". С этого времени Брюссель стал право-монархическим центром русского зарубежья, что ознаменовалось постройкой Храма-Памятника в честь Царственных Мучеников (заложен в 1936 г., освящен в 1950 г.).

В 1951 г. правящим архиреем Западноевропейской епархии Русской Зарубежной Церкви был назначен архиепископ Иоанн Шанхайский с кафедрой вначале в Париже, затем в Брюсселе. Зная европейские языки, святитель развил обширную миссионерскую деятельность и привел к Православию немало французов, бельгийцев, голландцев; собирал сведения о древних святых единой (до 1054 г.) Церкви, восстанавливая их православное почитание.

Икона (наиболее известных) святых, в земле Бельгийской просиявших: св. прп. Бавон Гентский, св. Арманд, свщм. Ламберт, св. прп. Гертруда Нивельская, св. Элигий, св. Ремакль, св. Губерт, св. царственный страстотерпец Дагобер I, св. мч. Горделива. Из храма прп. Серафима Саровского в г. Намюр. Готовится к печати книга о бельгийских святых, подготовленная русским эмигрантом в Брюсселе Ю. Осташковым.

Икона (наиболее известных) святых, в земле Бельгийской просиявших:
св. прп. Бавон Гентский, св. Арманд, свщм. Ламберт, св. прп. Гертруда Нивельская, св. Элигий, св. Ремакль, св. Губерт, св. царственный страстотерпец Дагобер I, св. мч. Горделива. Из храма прп. Серафима Саровского в г. Намюр.
Готовится к печати книга о бельгийских святых, подготовленная русским эмигрантом в Брюсселе Ю. Осташковым.

С началом Второй мiровой войны после капитуляции бельгийской армии правительство бежало в Париж, а оттуда в Лондон, но король Леопольд III остался в Брюсселе и не возглавил правительство в изгнании (в отличие от монархов оккупированных Нидерландов или Норвегии). Это вызвало обвинения короля в коллаборационизме, хотя германская администрация Бельгии лишила его фактической власти и затем вывезла в Германию. В отличие от Восточного фронта, в Европе немцы вели себя без особых репрессий и зверств, и немало правоконсервативных бельгийцев относилось к оккупации спокойно и даже благожелательно к целям Гитлера по созданию Новой Европы.

Белая русская эмиграция в Бельгии в основном надеялась на освобождение Отечества при помощи Германии. Однако Гитлер перечеркнул эти планы, вплоть до 1945 г. запрещая создание Русской Освободительной Армии. Поэтому и в поведении эмиграции в оккупированной Бельгии можно отметить такие разнообразные аспекты, в частности на примере семьи Янышевых-Селезневых: врангелевский подполковник В.И. Янышев отправился на работу в Германию и симпатизировал РОА, а муж его дочери, церковный регент инженер Н.А. Селезнев (основатель Православного хора Брюсселя), также будучи антикоммунистом, в течение года прятал у себя дома в Брюсселе трех советских военных, бежавших из плена (судьба их, впрочем, вряд ли была благополучна после репатриации; никаких известий от них в дальнейшем не было...).

Более 20 белоэмигрантов, граждан Бельгии, вступили добровольно в Валлонский легион, сражавшийся на стороне Германии против СССР. Один из них, капитан Г.В. Чехов, бывший офицер Русского Императорского Флота, командовал с 8 августа 1941 г. 3-й ротой Валлонского Легиона, в марте 1942 г. всем Легионом, а затем его запасным батальоном. Другой, в чине капитана, всю войну командовал в составе Легиона ротой. Будущий соратник-руководитель послевоенного РИС-О П.И. Сахновский служил сначала ротным, а затем батальонным врачом. Многие русские дослужились до унтер-офицерских званий. Валлонский легион дошел до Кавказа и имел хорошие отношения с русским населением. Н.И. Сахновский, также боец легиона, при поддержке бельгийских офицеров сформировал под Корсунью "Российское народное ополчение" из 200 местных крестьян, которые сражались под девизом «За Веру, Царя и Отечество». Почти все они попали в окружение и погибли в январе 1944 года... (Н.И. Сахновский. "Столетие нашей борьбы за Веру, Царя и Отечество").

Послевоенный период жизни русской эмиграции в Бельгии проходил уже в "демократической" Европе, которая, по словам З. Бжезинского, стала американским вассалом. Участие русской эмиграции в Холодной войне было попыткой противодействовать западному смешению русского и советского, поддерживать движение сопротивления в СССР, нести своему народу знания истинной русской истории и Православия (см. в книге "Миссия русской эмиграции"). На эти темы бельгийская организация "Витязей" устраивала регулярные съезды общественности, в 1990 г. состоялся первый с участием православных единомышленников-патриотов из СССР.

К сожалению, ныне в столице Королевства Бельгии располагается штаб-квартира блока НАТО, который из оборонительного антикоммунистического союза превратился в агрессивный военный инструмент геополитики США и их антихристианского Нового мiрового порядка.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25072107

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.