Общие исторические истоки
Говоря о «Западе» мы автоматически подразумеваем одновременно не только «Восток», но также и какую-то предварительную общноcть между ними. Не может быть «Востока» без «Запада», ни «Запада» без «Востока». В данном случае речь идёт о греко-римской цивилизации, матери современных культур североатлантического Запада и православного европейского и ближнего Востока. Английский историк Арнольд Тойнби называет эти две культуры «сёстрами близнецами». Но известны и другие братско-сестрические отношения, кроме этой, например библейская пара братьев Каина и Авеля.
Двойная греко-римская цивилизация зародилась после включения эллинистического мира (Греции, Сирии, Ливана, Египта и Палестины) в Римскую Империю во втором и первом веках до Р.Х. Алексей Степанович Хомяков отмечает, что такая двойственность этой исторической цивилизации мало изучена, но можно сказать, что, в общем, она была довольно гармоничной и, во всяком случае, без ярко выраженных конфликтов. Этому способствовала специфичность функций каждой из её половин, а также и двуязычность её ведущих элит.
Эта специфичность была затем частично нарушена частичной ликвидацией суверенитета римского Cената в начале третьего века, когда практический, но не конституционный, суверенитет Империи присвоили себе римские легионы, тогда уже без постоянной cвязи с самим городом Римом. Ведь, до этого, в течение тысячелетия, римское государство было представлено «Cенатом и народом Рима», как гласило его официальное название: Senatus populusque romanus. Это был первый урон для исторического и политического престижа Рима. Окончательным уроном было официальное и реальное перенесение через сто лет столицы Римского государства из Рима в «Новый Рим» Константинополь), в 330 году. Тогда же был перемещен из старого в Новый Рим также и частично деградированный за сто лет до этого Римский Сенат, вместе со сенаторскими семьями.
Это несомненно был немалый шок для старого Рима. Возможно, что уже тогда возникла легенда, что Император Константин в виде частичной компенсации дал императорские права епископу Рима. Эту легенду «дара Константина» через тысячу лет цитирует Данте в «Божественой комедии»:
Ahi, Constanin, di cuanto mal fu matre,
Non la tua conversion, ma quella dote
Che da te presse il primo ricco patre!
(Ай, Константин, как плохо было сделано,
не твое обращение, но тот дар,
который от тебя получил первый богатый отец!)
(Ад. Песнь XIX, стихи 115-117).E qual esce di cuor che se rammarca,
Tal voce usci dal cielo e cotal disse:
“O navicella mia, com mal secarca!”
(И как из сердца стенающего,
так глас с неба сошел и сказал:
"О суденышко мое, как плохо ты нагружено!")
(Ад. Песнь III, стихи 127-129).
Под суденышком тут подразумевается Церковь, а под ее плохим грузом «дар Константина». Но не только такой гений, как Данте, понимал порочность этого «дара». Сам верующий народ это тоже сознавал. Согласно народной легенде, в день «дара» раздался громкий голос с неба: «Сегодня разлился яд в Церкви Господней». «Hodie diffusum est venenum in Ecclesia Dei».)
Конечно, ни Данте, ни народ не знали, что «дар Константина» был фальсификацией и не соответствовал исторической правде. Поэтому, вся вина за «разлитый в Церкви яд» и за «плохой груз», наложенный на Церковь, возлагалась на Императора Константина, что, в свою очередь, вызывало вторичную горечь, ибо все сознавали, что заслуги этого святого Императора перед Христианством весьма велики.
Эта мистификация поддерживалась еще довольно долго. Через двести лет после смерти Данте и через семь веков с лишним после первого упоминания «дара Константина», папа Лев Десятый заказал в 1520 году Рафаэлю четыре большие фрески для зала святого Константина в Ватикане. На одной из них должна была быть представлена сцена «дара Константина». Фреска была затем сделана учениками Рафаэля.
В 392 году, константинопольский Император Феодосий Великий, родившийся в Испании, официально сложил с себя звание «Верховного жреца римской коллегии мостостроителей» (Pontifex Maximus), которое присвоил себе впервые Юлий Цезарь. Это звание и эта коллегия были учреждены вторым царем Рима Нумой Помпилием. Уже предшественник Феодосия, Император Грациян, не употреблял этого титула. Император Феодосий Великий тогда заявил, что все сенаторы в Римском Сенате в Новом Риме уже являются христианами, а не язычниками. Посему, этот титул «верховного жреца» является неуместным для христианского Императора. После этого, тогдашний папа римский присвоил себе этот отброшенный Императором Феодосием титул. С тех пор, этот титул употребляли все римские папы, до сегодняшнего дня. Это единственный римский верховный государственный титул, сохранившийся почти с основания Рима.
Согласно Ортеге-и-Гассету, роль епископа Рима особенно возросла после его встречи перед Римом с вождём гуннов Атилой. Тогда, благодаря этой встрече папы Льва I c Атилой в 452 году была предотвращена оккупация и разграбление Рима гуннами. Папа Римский тогда возглавил оборону Рима и этим самым как бы стал заместителем римских императоров.
Однако, политические, культурные и церковные отношения между двумя Римами тогда еще были нормальными и даже хорошими, как в церковном так и в политическом отношениях. Однако, возможно, что с присвоением римского традиционного государственного титула «Верховного Мостострителя» началось постепенное принципиальное расхождение между старым и новым Римом, хотя тогда еще не было особенных недоразумений между Римским и Константинопольским патриархатами. В Риме было даже выбрано несколько грекоязычных пап, которые передали Римской Церкви традицию некоторых Богородичных празднеcтв православного Востока. Вообще, нельзя упускать из виду, что Церковь в Риме в своих истоках была грекоязычной.
Затем, этот процесс расхождения развивался подспудно и незаметно в течение нескольких веков. Он открыто всплыл лишь в середине VIII века, когда римское папство оказалось вовлеченным в войну между германскими варварами на территории Италии.
Каин и Авель. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале, пригороде Палермо (Сицилия)
Первые расхождения и конфликты
Первые расхождения между двумя половинами прежде единой Империи подспудно начались задолго до этого с культурного и языкового отчуждения, благодаря насильному включению в западную половину Империи варваров, главным образом разных германских племён. Ортега-и-Гассет отмечает потерю двуязычности Италии в пятом веке: севернее Рима перестали понимать греческий язык, а южнее Рима – латинский. В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Так наступил конец Западной Римской Империи.
В 750 году лонгобарды, одно из варварских германских племён, завоевали Равенну, столицу Византийского экзархата (наместничества) в Италии, чем поставили под угрозу завоевания и сам город Рим, юридически являвшийся Византийским воеводством (дукатом). Папа Римский тогда обратился за помощью к франкам, другому германскому варварскому племени. Одновременно, в папском Риме возникло искушение прихватить в мирскую собственность те византийские территории в Италии, которые новые франкские союзники папства смогут отвоевать от лонгобардов. В надежде на это, в 754 году Папа Римский короновал франкского предводителя Пипина Короткого «королём франков» и даже «римским патрицием», не имея на это никаких прав.
Именно так и возникли впервые в 756 году папские территории в Италии, правда, не в обещанном франками размере, ибо последние всегда умели ловко обманывать пап. Затем, уже став мирскими князьями, через 19 лет, в 781 году, епископы римские стали впервые чеканить свою собственную монету, со своими собственными изображениями, вместо изображений константинопольских Императоров, как это было до тех пор. Этот процесс достиг своей кульминации, когда Папа Римский в 800 году незаконно короновал франкского предводителя Карла Великого, сына Пипина Короткого, «императором Римским», на что Папа не имел никакого права, ибо этот титул могли законно давать только лишь римские Императоры и Римский Сенат в Константинополе, которые никогда не признали полностью легитимным такое назначение. Всё это обозначало открытый формальный разрыв римского папства с Римской Империей, иногда называемый некоторыми западными историками «апостасией от Империи».
В ответ на эту аннексию в восьмом веке имперских территорий в Италии папой Стефаном Вторым Константинопольская Империя тогда ответила переводом в юрисдикцию Вселенского Патриарха в Константинополе тех территорий на юге Италии и на Балканском полуострове, которые до этого находились в церковной юрисдикции Папы Римского, даже несмотря на их грекоязычие. Некоторые римо-католические авторы считают именно эти юрисдикционные конфликты одной из главных причин раскола между римским папством и Православными церквями Востока.
Затем последовал трехвековой период варварских междоусобных войн на территории всей Италии, вскоре усугублённых вторжениями норманнов в Южную Италию и Сицилию, являвшихся частью Византийской Империи. Именно в процессе этих варварских интервенций на итальянских территориях, до этого принадлежавших Византийской Империи (например, Калабрия была провинцией № 2 этой Империи), в которых ловко лавировали римские папы, постепенно нарастало отчуждение Италии от Восточной Римской империи и Римской Церкви от Православия.
Так территориальные и геополитические претензии папства вызвали догматические расхождения и положили начало великому расколу в Христианском мире, а вследствие этого затем и каиновому комплексу Запада против Византии, России и Сербии.
16 июля 1054 года Римский кардинал Гумберт, возглавлявший легатов тогда уже умершего Папы, неожиданно положил на престол константинопольского Собора Святой Софии буллу, с отлучением и анафемой патриарху Константинопольскому и его «сообщникам», после чего поспешно попытался уплыть обратно в Италию. В этом отлучении, Вселенский Константинопольский Патриарх Керуларий именуется «псевдопатриархом» и одновременно обвиняется практически во всех до этого бывших в Христианской Церкви ересях. Патриарх Керуларий и его «сторонники» в этом акте «отлучения» обзываются, между прочим, «симониаками», «арианами», «николаитами», «северианами», «пневматомаками», «маникеями», «назареями» и так далее. Кроме того, анафема кардинала Гумберта была направлена не только против неприятия латинской вставки слов «филиокве» («и от Сына») в Никео-Цареградский Символ Веры, но также и против многих традиционных канонических установлений Православных Восточных Церквей, как, например, брака белого духовенства.
Очевидно, что такая грубая провокация преследовала цель обязательно вызвать разрыв Западной Церкви с Восточными Христианскими Церквами. Так же очевидно, что Константинопольская Церковь не могла реагировать на эту провокацию путем аналогичных манипуляций, как, например, просто сжечь эту буллу легатов, предоставив императорской власти их арестовать за такие грубые оскорбления. Правда, Император Константин Мономах (дед нашего Великого князя Владимира Мономаха), прочитав буллу, приказал догнать и вернуть легатов, чтобы они объяснили свои поступки. Когда же разъяренный народ окружил местопребывание легатов, Император их окончательно отпустил и под охраной доставил на их корабль, что было ошибкой, ибо за оскорбления основанные на лжи, нужно наказывать. Затем, 24 июля 1054 года, Синод Константинопольской Церкви предал анафеме папских легатов и всех их сторонников и сообщников. К тексту этой анафемы присоединялся полный текст буллы папских легатов.
Так был грубо спровоцирован разрыв Запада с Православием, разрыв, ставший поворотным пунктом в истории. Один из основоположников современной «футурологии», Герберт Кан, относит начало всех современных исторических процессов именно к середине XI века, хотя и не уточняет, что же тогда конкретно произошло. Однако, известный историк Арнольд Тойнби относит начало отдельной западноевропейской культуры на два века раньше, к середине IX века, то есть к моменту политического разрыва папства с Восточной Римской Империей и его альянса с варварами, сперва с франками, а затем и с норманнами.
Через пять лет после инцидента 1054 года, происходит крутая перемена в папской политике на юге Италии. Папа признает завоевания норманнскими пиратами византийских провинций на юге Италии: Апулии, Калабрии и Сицилии, – в то время бывших православными и грекоязычными. В 1071 году византийский город Бари, куда были перенесены из византийской Малой Азии греческими монахами мощи Святого Николая Угодника, был оккупирован норманнами. В 1082 году норманны впервые пытаются высадиться в византийском порту Дураккиум сегодняшнее Дураццо в Албании), из которого начиналась известная римская дорога Виа Эгнатиа, в Салоники и к Константинополю. С тех пор, Албания всегда была «камнем преткновения» в отношениях между Западом и православным Востоком. Также была оккупирована французскими войсками византийская провинция Сицилия, в те времена самая цивилизованная, благоустроенная и богатая страна в Европе, согласно известному византинологу Васильеву. Известная опера «Сицилианская вечерня» (I vespri siciliani) описывает, как сицилианское грекоязычное население тогда вырезало французские гарнизоны в Сицилии.
На оккупированных византийских территориях вскоре начинается переключение их православных церковных структур в римскую юрисдикцию. Ввиду упорного сопротивления населения в Калабрии этот процесс продолжается несколько веков, частично с помощью монашеского ордена Василиан, затем переброшенного в Галицкую Русь, для аналогичной работы. В ответ, в Византии тоже переводят римские епархии в юрисдикцию Константинополя. Католический церковный историк Губерт Йедин (Hubert Jedin) считает, что это было одной из главных причин дальнейшего углубления раскола.
В 1204 году т. н. четвертый «крестовый поход» осквернил и разграбил столицу православного мира Константинополь. В этом походе значительную роль играл орден Храмовников (Тамплиеров). Тогда из Константинополя было похищено (и уничтожено) множество культурных сокровищ мира, в том числе около ста тысяч рукописей. Это очень важно не упускать из виду: все последующие «походы» Запада против иноверческих и в первую очередь православных) территорий всегда будут иметь своим главным последствием культурное разграбление и культурное уничтожение. Очевидно, что такая методология может найти себе некоторое объяснение только лишь в рамках каких-то общих генеральных замыслов «транскультуризации» православных территорий, а не только в комплексе неполноценности малограмотных дикарей.
Подлинные корни каинова комплекса Запада
Если по отношению конкретно к России эту серию политических агрессий можно хронологически начать с тевтонских и шведских нашествий в 1240-1242 годах, совпавших с татарским нашествием, то по отношению ко всему Православию эту цепь можно проследить гораздо глубже. Ф.М. Достоевский в своей «Легенде о Великом Инквизиторе», в романе «Братья Карамазовы», определяет хронологически это начало словами Великого Инвизитора: «Мы давно уже не с Тобою, а с ним, уже восемь веков».
Так как действие, описываемое в Легенде, происходит в XVI веке, то получается, что наш великий писатель и провидец говорит о восьмом веке после Р. Х.: «Ровно восемь веков назад как мы взяли от него от «страшного и премудрого духа»… Рим и меч кесаря». Великий Инквизитор одновременно определяет и главную методологию этого великого исторического процесса: «Мы должны будем лгать».
Исходя из этого конкретного указания Достоевского, естественно встает вопрос: что же произошло во вселенской (мировой) истории в восьмом веке?
Для юридического и дипломатического прикрытия этих отступнических процессов, папство было вынуждено прибегать к разного рода махинациям, талантливо предвосхищавшим современные политические манипуляции Запада. Создавшееся в результате этих процессов новое геополитическое положение в Старом Мире вскоре потребовало создания оправдательных теорий. В основном это были две идеологические конструкции.
Сперва была состряпана подложная документация о якобы полученной папами высшей мирской имперской власти в дар от Императора Константина Великого. Этот подлог известен в истории под именем «Константинова дара» (Donatio Constantini). Он впервые упоминается в папских документах в конце восьмого века. С его помощью подводился лжеюридический фундамент под мирские притязания римских пап.
Затем, нужно было подвести подобный лжефундамент и под западные претензии на исключительную легитимность Карла Великого и всех его наследников.
Известная аргентинская мыслительница и философ Кармен Бальцер, в одном своем докладе несколько лет тому назад, в «Аргентинском обществе эллинской культуры», выдвинула предположение, что разрыв Западной Церкви с Восточными Церквами в 1054 году был в значительной мере вызван необходимостью легитимации имперской власти наследников Карла Великого: если Константинопольская Церковь будет отлучена и, вследствие этого, с точки зрения Запада, потеряет свою легитимность, то, следовательно, императорская власть константинопольских Императоров тоже станет нелегитимной. Вследствие этого, только лишь германские императоры будут легитимными.
Так был заложен не только идеологический, но и психологический фундамент для претензий на монопольную исключительность политической легитимности Западной Европы, а затем и всего Запада, включая Америку. Тогда эта претендуемая исключительная легитимность имела монархическую лжеимперскую окраску, а сегодня она стала неодемократической. Такое предрасположение к собственной исключительности стало одной из психологических причин западного центризма, мировоззренческого фундаментализма и нетерпимости, в Восточной Римской Империи не игравших большой роли.
Известный историк Арнольд Тойнби относит начало отдельной западноевропейской культуры, к 800 году, то есть к моменту коронации папой Карла Великого и к моменту политического разрыва папства с Восточной Римской Империей и его альянса с германскими и норманскими варварами. Так возникла «германо-.романская» отдельная культура, согласно классификации Н.Я. Данилевского.
Это было первое проявление главного исторического комплекса Западной Европы, упорно продолжаемого всеми лжекрестоносцами всех времен, включая Наполеона, Гитлера и НАТО. Гитлер с удовлетворением отмечает в «Майн кампф», что этот «Drang nach Osten» «Натиск на Восток») осуществлялся также и германской нацией в течение тысячи лет В XI веке, формулируется недвусмысленно доктрина этого «Дранга»: папа Григорий VII Хильдебрандт 1073-1085) провозглашает: «Неверных мусульман надо предпочитать православным христианам», каковых он называет «непослушными сыновьями Церкви».
В 1096 году начинается первый «крестовый» поход Римской Церкви. В 1100 году провозглашается учреждение «латинских» феодальных государств в Сирии и Палестине, население каковых тогда еще было в своем большинстве православным. Через столетие – четвертый «крестовый» поход, вместо того, чтобы направиться в Святую Землю, вдруг поворачивает в сторону Константинополя и путем измены захватывает его в свои руки, в день Страстной Пятницы 1204 года. После основательного разграбления всего города и кощунственного осквернения его храмов и святынь, лжекрестоносцы провозглашают в Константинополе свою собственную так называемую «Латинскую Империю» и своего собственного «латинского патриарха». Значительная доля награбленного попадает в руки Венецианской Республики, на чьих судах лжекрестоносцы были доставлены в Константинополь.
В замену Империи – новый мировой порядок
Именно в течение этих полутора веков, от разрыва с Православием в 1054 году и до насильственного захвата и разграбления Константинополя в 1204 году, впервые намечаются контуры так называемого «нового мирового порядка», покоящегося в основном на двоевластии франков то есть французов и германцев, сегодня ведущих Европейский Союз) и норманнов сегодня англо-американцев), в постоянно меняющихся союзах с папством римским, при двуличном отношении к мусульманскому миру. Причем, крайне жестокое отношение «крестоносцев» к мусульманскому населению в Палестине уже тогда вызвало ответное ожесточение, до сих пор сказывающееся в отношениях между Западом и мусульманским миром.
В основанном в Святой Земле, в результате первого «крестового» похода, «Иерусалимском Королевстве» начинает действовать с 1118 года новый военно- религиозный орден Тамплиеров (Храмовников). Он стал так называться, ибо расположился на месте разрушенного Иерусалимского Храма, где братья-храмовники, якобы, вели поиски скрытого под ним в недрах земли Ковчега Завета и других принадлежностей Храма царя Соломона. Через два века этот орден распускается Папой Римским, а его члены арестовываются по приказу короля Франции, на основании обвинений в ереси, но он так или иначе продолжает свое существование, иногда под видом других орденов, в Англии, Шотландии, Прибалтике, Испании, Португалии и Швейцарии, а также и уходит в конспиративное подполье.
Этот орден несомненно оказал сильное влияние на дальнейшее развитие Запада. В частности, Тевтонский орден Меченосцев, имевший устав Храмовников, уже тогда, устремился на Восток, т. е. в Россию.
Перманентная война против России
Через 38 лет после разграбления Константинополя тевтонские лжекрестоносцы устремились грабить также и Новгородскую Русь, пользуясь почти одновременным нападением татар, открывая этой агрессией длинную цепь западных агрессий, вторжений и попыток изменить исторический путь России. Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский отвратил тогда, в 1242 году, на Ледовом побоище, эту двойную беду от России. Ворам и самозванцам открыли двери в Россию Смута в начале XVII века, а затем Катастрофа 1917 года). С тех пор Православный мир оказался в тисках между двумя противоположными устремлениями: Западной Европы на Восток и Ислама на Запад.
Если первый этап этой великой тысячелетней идеологической и геополитической войны Запада против православных территорий в течение первых пяти веков главным образом концентрировался на Византийской Империи, то его второй период уже обращен главным образом против России. Великий русский мыслитель А.С. Хомяков обратил в свое время внимание на одну проповедь католического архиепископа Парижского, во время Крымской войны, в которой было прямо указано, что все агрессии Запада против России являлись лишь отдельными звеньями одной общей исторической цепи. Испанский философ Юлиан Марияс называет эту тенденцию «черной легендой».
Для большей наглядности, этот второй период каинова комплекса Запада против Православия можно схематизировать и предложить такую хронологическую схему:
1201 – Основание ордена Меченосцев на западных границах России
1240 – Разорение столицы России Киева татарами и поражение Швеции на Неве
1242 – Ледовое побоище с Меченосцами.
1299 – Вынужденное перенесение кафедры митрополита Русской Церкви из опустошенного Киева во Владимир
1380 – Битва на Куликовом поле с коалицией татар и генуэзцев.
1410 – Битва с Тевтонским орденом при Танненберге (Грюнвальдская битва)
1504 – Осуждение в Москве ереси жидовствующих, инфильтрированной с Запада
1582 – Антоний Поссевин, иезуитский посол к Иоанну Грозному, формулирует впервые в своем докладе Папе Римскому Григорию VIII доктрину расчленения Руси, путём транскультуризации Малороссии, «поелику вера Московского государства зависела от этой части России, которая ныне под державою польского короля».
1604 – Польско-иезуитское нашествие на Москву, ровно через 400 лет после нашествия на Константинополь
1667 – После очередной войны с Россией, Польша впервые включает слово «Украина» в мирный Андрусовский договор с Россией, для обозначения своих приграничных русских владений, захваченных в XIV столетии, пользуясь Татарским нашествием.
1700 – Начало великой Северной войны.
1801 – Убийство Императора Павла Первого, при косвенном участии западных конспиративных лож
1805 – Начало войн с Наполеоном, возглавившим Западную Европу в результате Французской революции.
1812 – Великое нашествие «двунадесяти языков» на Россию.
1825 – Первая попытка «цветной революции» в России, с целью её расчленения, путём внедрения в неё первой федеративной конституции (восстание декабристов).
1849 ‒ австрийский наместник во Львове граф Стадион передает представителям Галицкой Руси «жевто-блакитный флаг», якобы лично сшитый матерью австрийского императора Франца Иосифа.
1854 – Крымская война, в результате агрессии Западной Европы, в коалиции с Турцией.
1882 – Изъятие указом папы Льва 13-го Василианских монастырей в Галиции из-под власти Львовского униатского митрополита и подчинение их польским иезуитам, с центром в Кракове, для подготовки кадров для транскультуризации Малороссии, по примеру транскультуризации греческой православной Калабрии, начиная с XIII века.
1904-1905 – война с Японией и вторая попытка индуцированного Западом переворота в России. Некоторые круги США финансируют подрывную коммунистическую пропаганду среди русских военнопленных в Японии.
1915 – Немецкий канцлер докладывает в августе месяце немецкому кайзеру, ссылаясь на (Парвуса Гельфанда связного немецкого МИДа с Ульяновым), о желательности «оттеснения Московской империи на Восток, при отколе её западных территорий».
1917 – Германия финансирует команду Ульянова, а воюющие с ней США помогают Троцкому и его команде, для организации «цветной революции» в России.
1917 – Провозглашение Ульяновым, на второй день после красного переворота, в первом своем «декрете», доктрины об «отмене удержания или увеличения аннексий великороссов».
1918 ‒ Провозглашение России «федерацией», впервые за её тысячелетнюю историю. Введение принципа «самоопределения вплоть до отделения» и новых искусственных внутренних границ, как намечаемых швов для будущих расчленений, и начало перемен русских географических имён.
1939 ‒ 15 марта, представители Ватикана, Гитлера, Сталина и Чешских демократов сообща решают переименовать Прикарпатскую Русь в «Закарпатскую Украину». Эта русофобская перемена зафиксирована в трехтомной «Истории дипломатии», изданной между 1940 и 1943 годами: в первой строчке сверху 53-ей страницы третьего тома еще говорится о «Прикарпатской Руси», а уже в четвёртой строчке снизу, на той же странице, говорится о «Закарпатской Украине».
1941 – Нападение национал-социалистической Германии.
1961 – Ватикан переименовывает свой «рутенский» русский) униатский обряд в «украинский». Этим была частично изменена доктрина Поссевина: ввиду бесперспективности введения унии в России, было решено отдать предпочтение отколу Украины.
Сложные причины каинова комплекса Запада
Хронологически первой исторической причиной комплекса нетерпимости значительных секторов элит Запада по отношению к Византии, а затем к России и Сербии можно считать мотивы церковного порядка. Хотя эти религиозные причины часто имели материальные, территориальные и геополитические истоки.
Затем, в религиозные расхождения между Римско-Католической и Православными Восточными церквями подспудно вмешиваются раскольничьи и сектантские влияния, которые на Востоке были нейтрализированы, но на Западе в некоторых местах подспудно взяли верх. А. Хомяков обращает внимание на то обстоятельство, что только на Западе восторжествовали частично протестантские реформы. Также нельзя забывать и присутствия пиратских и грабительских атавизмов и тенденций среди основных составляющих элементов современного Запада. В заключение, нужно сказать, что на Западе уже давно взяло верх над его прежними идеалами мировоззрение «золотого тельца», абсолютно непримиримое по отношению к шкале ценностей православной культуры.
Это последнее обстоятельство является коренной причиной многих других второстепенных причин. Дело в том, что некогда две половины одной культуры стали двумя отдельными культурами, эволюция каковых больше не совпадает.
Великий русский ученый Питирим Александрович Сорокин 1889-1968), основоположник русской и североамериканской социологий, изгнанный в 1922 году большевицкой властью из России, в США его считают «отцом североамериканской социологии») сводит все цивилизации к трём «самым большим идеологическим сверхсистемам: идеациональной, идеалистической и чувственной».
Эти «сверхсистемы» определяются в зависимости от их отношения к «конечной природе настоящей действительности и настоящей ценности», ибо «проблема конечной природы настоящей действительности и настоящей ценности является крайней и самой общей проблемой мысли». Сорокин приходит к важному заключению: «Во всей истории человеческой жизни, культурные системы и сверхсистемы имеют периоды роста и упадка. Вопреки мнениям Шпенглера и других авторов, многие системы и сверхсистемы переживают различные периоды роста и упадка».
Согласно Сорокину, «идеациональные» культуры исходят из предположения, что настоящая действительность и настоящая ценность имеют свои корни в сверхчувственном и сверхрациональном бытии, то есть в Боге, любой религии. Эти культуры можно было бы также назвать «трансцендентными». «Идеалистические» же культуры считают, что настоящая действительность и настоящая ценность бесконечно разнообразны, обладая частично идеациональным и частично сенсориальным характером. (Эти культуры можно было бы назвать также «смешанными» или «интегральными».) «Сенсориальные» (чувственные) культуры имеют своей предпосылкой, что настоящая действительность и настоящая ценность имеют исключительно чувственный характер и, что вне ценностей и вне действительности, воспринимаемых нашими чувствами, не существуют иные ценности и иная действительность. Эти культуры можно было бы назвать также «материалистическими» или «имманентными», пользуясь в этом последнем случае терминологией итальянского мыслителя Антония Грамши.
Сорокин считает, что эллинская греческая) цивилизация до V века до Р. Х. была «идеациональной», в V веке стала «идеалистической», а с IV века до Р. Х. до III века после Р.Х. «сенсориальной». Затем она снова, с принятием христианства, становится «идеациональной». Подобные исторические наблюдения Сорокин распространяет и на другие культуры египетскую, китайскую, индийскую и т.д.). Западная культура, согласно Сорокину, до XIV века включительно была «идеациональной», в XV веке она была «идеалистической», а с XVI века стала сенсориальной и материалистической, главным образом «капиталистической».
Однако, подобные определения относятся лишь к большинству культурных проявлений цивилизаций, но отнюдь не ко всем. Например, подчеркивает Сорокин, было бы совершенно неверно считать, что все составляющие элементы современной западной культуры на все 100 процентов являются «капиталистическими». «Капитализм является лишь одной из многих подсистем большой сенсориальной сверхсистемы, которая стала господствовать над западной культурой в течение последних веков» (Pitirim A. Sorokin. Society, culture and personality, глава XXXIX). Можно добавить, что эта большая сенсориальная сверхсистема Запада сегодня хочет господствовать не только над западной культурой, но также и над восточной православной. Но это не так просто.
И.Н. Андрушкевич
Буэнос Айрес, июнь 2020г.
Русские тетради. Историко-политические анализы и комментарии. № 53. Буэнос.Айрес, июнь 2020 года. XIV год издания. Издается на правах рукописи. Учредитель, издатель и редактор: И.Н. Андрушкевич. Корректор: О. Н. Жерехова. При использовании и перепечатке материалов ссылка на источник обязательна.
Почтовый адрес: I Andruskiewitsch. Calle Entre Rios 2628. 1653, Villa Ballester. Argentina. Эл. адрес: kadetpismo@hotmail.com
Блог: http://i-n-andruskiewitsch.blogspot.com/
Статья уважаемого Игоря Николаевича имеет энциклопедический характер, поэтому редакция РИ сочла уместным снабдить ее ссылками на календарь-справочник "Святая Русь".
См. другие статьи И.Н. Андрушкевича на сайте издательства "РИ":
«Только та страна сильна, которая чтит заветы родной старины». Беседа к 90-летию И.Н. Андрушкевича (Аргентина), одного из идеологов и руководителей "Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов за рубежом".
Восьмисотлетие со дня рождения св. Александра Невского
Закат фаустовской цивилизации
Необходимость восстановления полной легитимности государственной власти
Соборный строй
Монархия будущего
Великая гуманитарная инициатива Всероссийской империи 110 лет тому назад
Византийская лига в 2020 году?
Тысячелетний синдром
Происхождение и эволюция выражений «диктатор» и «диктатура»
Русские военные традиции и заветы: источник политических идей России
Четыре годовщины в исторической перспективе
М.В. Назаров. О месте России в «большой истории». О книге И.Н. Андрушкевича "Макроистория"
Великолепная статья уважаемого Игоря Николаевича Андрушкевича! Мне представляется, что издательство "Русская идея" вполне могло бы выпустить в свет сборник вышеприведенных статей (а также опубликованной здесь статьи о Каиновом комплексе Запада) этого автора. Вероятно, для этого нужно было бы урегулировать с автором вопросы, связанные с авторскими правами? Интересно было бы узнать мнение Михаила Викторовича на этот предмет.
Дорогой Александр Евгеньевич, сборник издать не проблема, автор был бы благодарен, но у меня нет энтузиазма издать даже свои книги... как их потом распространить?
Будем надеяться, что это сделает другое издательство.