20.12.2007       0

Умер писатель, историк, Константин Сергеевич Аксаков


7.12.1860 (20.12). – Умер писатель, историк, Константин Сергеевич Аксаков

Памяти К.С. Аксакова
К познанию России от обратного – 10

Константин Сергеевич АксаковКонстантин Сергеевич Аксаков (29.3.1817–7.12.1860), русский писатель, историк. Один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С.Т. Аксакова, брат И.С. Аксакова. Окончил Московский университет (1835). После окончания университета писал стихи, пародии, делал переводы, печатаясь в либеральных "Телескопе" и "Молве". Еще в 1832 г. вошел в западнический демократический кружок Н.В. Станкевича, с которым его сближали отрицательное отношение к крепостничеству, интерес к немецкой классической философии. В 1837–1839 гг. поддерживал тесные отношения с В.Г. Белинским и М.А. Бакуниным; принимал живое участие в "Московском наблюдателе", выходившем под редакцией Белинского. Однако усиливавшиеся революционные устремления Белинского и других членов кружка, неприятие ими православно-патриархальных устоев, резкая критика русской монархии заставляли Аксакова все больше отходить от этого круга. Ему становилось все очевиднее на практике, в какую ложную сторону ведет революционное вольнодумство и западничество, даже если оно выступает против действительных общественных пороков и государственных недостатков.

В начале 1839 г. произошло окончательное размежевание. «Что сказать вам про мои отношения с приятелями, милые друзья? – пишет Аксаков братьям.– Я расстался со всем их кружком без ссоры, без вражды, отдавая им полную справедливость в том, что в них есть хорошего, расстался сам, по истинному своему влечению, и чувствую себя теперь совершенно под вольным небом, и дышу свободно». Белинский в свою очередь признавал: «В нем есть и сила, и глубокость, и энергия, он человек даровитый, теплый, в высшей степени благородный, но благодаря своему китайскому элементу, лишающему его движения вперед путем отрицаний, он все еще обретается в міре призраков и фантазий и даже и не понюхал до сих пор действительности». Под "китайским элементом" Белинский, конечно, имел в виду русскую спокойную православную консервативность.

Этот период жизни описан Аксаковым в "Воспоминаниях студентства" (1855). В поисках единомышленников он вскоре сошелся с И.В. Киреевским и Ю.Ф. Самариным, около 1840 г.  примкнул к кружку А.С. Хомякова и стал в 1840-50-е гг. одним из наиболее видных славянофилов. В 1846 г. опубликовал свою магистерскую диссертацию “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка”.

Свои общественно-исторические взгляды К. Аксаков выразил в исторических работах – “Об основных началах русской истории” (1861), “Родовое или общественное явление был изгой?” (1850), “О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности” (1852), “Семисотлетие Москвы” (1846), “Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома” (1851), “Замечания на статью г. Соловьева...” (1857), а также в стихотворениях (“Возврат”, “Петру”, “Москва”, “Безмолвна Русь” и др.) и в драматических произведениях (особенно “Освобождение Москвы в 1612 году”).

Свою историческую концепцию Аксаков противопоставлял западническим взглядам С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина. История России, по мнению Аксакова, принципиально отлична от истории других стран Европы. Противопоставление двух главных движущих сил истории – народа (земли) и государства (власти) – ведущая мысль Аксакова: в Западной Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституционный строй; в России же народ и государство мирно сосуществовали («сила власти – Царю, сила мнения – народу») вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, а государство начало теснить “землю”.

Народ, земля отождествлялись Аксаковым с общиной – основой всего общественного строя Руси. Лишь патриархально-общинный быт, сложившийся на основе Православия, гарантирует русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, обезпечивает единение Царя, народа и Церкви. Западная цивилизация рассудочна, там “внутренняя правда” христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие истинное христианство и соответствующий его смыслу общинный быт – воплощение нравственного союза людей, – не образуют из себя государства, а добровольно призывают его.

Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две “отдельные союзные силы”. Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь. Русский народ, полагал он, есть народ не государственный, в смысле влияния на власть (добавим: он – служебный и в этом смысле, конечно, государственный, иначе невозможно было бы построение такого мощного государства, Российской Империи). Именно этим, по его мнению, объясняется «многовековая тишина внутри России». Равновесие сил было нарушено Петром I, который стал первым монархом, исказившим отношения между государством и народом. Аксаков представил Александру II “Записку о внутреннем состоянии России”, в которой, в частности, упрекал правительство за подавление свободы народа, что ведет к нравственной деградации нации.

Эта критическая особенность славянофилов была тогда главным препятствием для их тесного сотрудничества с правительственными кругами. Однако последовавшая уже после смерти К. Аксакова отмена крепостного права в немалой степени произошла под влиянием славянофильской критики.

Полный сил и здоровья, Аксаков тяжело переживал смерть отца в 1859 г. и от ослабления организма заболел чахоткой. Заграничное лечение не помогло. Аксаков похоронен в Симоновом монастыре рядом с отцом.

К познанию России "от обратного" - см. также:

К познанию России "от обратного" - см. также:
1. Памяти Н.М. Языкова.
2. Герцен: «Террором создать ничего нельзя».
3. Памяти Л.А. Тихомирова.
4. Достоевский: «Православие – наш социализм».
5. Жертва Гоголя Божественной правде.
6. Самарин: от Гегеля – к Православию.
7. Костомаров: Малороссия как малая родина.
8. Карамзин: от масонства к монархизму.
9. Иван Киреевский: от романтизма к Православию.
10. Памяти К.С. Аксакова.
11. Памяти П.А. Вяземского.
12. М.Н. Катков: «государственный деятель без государственной должности».
13. А.В. Карташев: от масонского министра – к апологету Св. Руси.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25122004

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии
  • Георгий Стрижак 21.11.2024 в 09:53 на Этот день в истории: 7/20 ноябряСпасибо огромное, Михаил Викторович, за календарь сей ! Поздравляем вас с днем небесного покровителя архистратига Божия Михаила и всего воинства ангельского !
  • Антип 21.11.2024 в 08:40 на Тайна свободыЧеловек изначально свободен в выборе между Богом и дьяволом, между Добром и злом, между послушанием воле Божией и своеволием. Мне думается, что
  • МВН 21.11.2024 в 06:39 на Тайна свободыУважаемый Сергей. Ваши два пространных комментария публиковать не стану, чтобы не вводить кого-то в смущение, ибо они явно противоречат христианскому богословию. Достаточно
  • МВН 21.11.2024 в 02:34 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Ивану. Потому то они неверующие и духовно неграмотные манкурты с советско-западническим мiровоззрением. Поэтому они так себя ведут и без всяких договорняков. Эта
  • Иван 20.11.2024 в 17:59 на 1000 ДНЕЙ "СВО"Как сказал Франклин Делано Рузвельт: "В политике ничего не происходит случайно. Если что-то случилось, то так было задумано." Если исходить из того,

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.